68
69
Нефтеперерабатывающий завод "Вальволин" с высоты птичьего полета. Трудно поверить, что в смену его обслуживает чуть больше ста человек.бота кипит вовсю: в разных направлениях снуют автокары - забивают свободные места только что сошедшей с конвейера "химией". Изобилие товара невольно наводит на мысль о "кризисе перепроизводства". Неужели все это распродадут хотя бы за год? Выясняется: полный оборот склада всего-навсего две недели, а по ярлыкам с адресами, наклеенным на каждую коробку, вполне можно изучать географию. Покупатели у "Вальволина" повсюду и самые разные. Вот в углу - гора бочек с антикором, на которых нет ни ярлыков, ни надписей. Это не по недосмотру. Обезличены они специально и предназначены гиганту нефтяной индустрии концерну "Шелл". Оказывается, крупнейшая добывающая компания часть заказов по переработке сырья размещает на стороне, в том числе ив Дордрехте. Не скрою, особенно приятно было увидеть на складе продукцию, предназначенную для российских автомобилистов. В последнее время "Вальволайн" тесно сотрудничает с нашими фирмами. На одном из стеллажей красуются поддоны,В КОРОЛЕВСТВО " IНаверное, в представлении каждого из нас нефтеперерабатывающий завод - сооружение не только масштабное, но и, мягко говоря, не слишком полезное для природы и здоровья граждан. Огромные площади с емкостями для хранения нефти, паутина труб, факелы, дожигающие попутный газ, и... малоприятный, отталкивающий запах на много километров вокруг. Так в общем-то выглядят подобные производства у нас. И тем интереснее было увидеть совсем скромный по нашим меркам завод, выпускающий в довольно больших объемах высококачественную продукцию на основе переработки нефти, причем без ущерба для окружающей среды. Наш корреспондент Вадим КРЮЧКОВ побывал в Голландии на предприятии "Вальволин", где делают масла одноименной торговой марки, средства для ухода за автомобилями и известные всему миру антикоррозионные составы "Тектил".68 З РУЛЕМ 6/96 А Компания "Вальволин" - далеко не новичок на рынке смазочных материалов, в нынешнем году ей исполняется 130 (!) лет. Сейчас фирма входит в состав гигантского концерна "Ашланд Ойл", но при этом сохранила самостоятельность и имеет множество филиалов на разных континентах. Штаб-квартира европейского отделения "Вальволин" расположена в голландском городке Дордрехт, здесь же находится основное производство. Именно отсюда масла и антикоры поставляют более чем в 60 стран мира, включая Россию. Имея кое-какое представление о фирме, еще на подъезде к предприятию ожидаешь увидеть нечто грандиозное и поначалу разочаровываешься: у завода совсем миниатюрные габариты. Однако, присмотревшись, замечаешь - среди совсем "игрушечных" строений одно более или менее внушительное. Оказывается, это не цех, не лабораторный корпус, а склад готовой продукции. Внутри чисто, как в операционной. На полу и стенах нет и намека на пролитое масло, жирные пятна, а воздух свеж, словно на улице, хотя специальные стеллажи до потолка заполнены бочками, бочонками, ящиками с мелко расфасованной продукцией. Ра-Процессы изготовления, розлива и упаковки масла полностью автоматизированы. загруженные "Тектилом", автокосметикой и маслами для эксклюзивного дилера "Вальволина" в России АО "Примула". Со склада направляюсь в производственные помещения и сразу ощущаю, что это не что иное, как идеальный завод-автомат. Неестественная по нашим меркам чистота цеха, разноцветные трубы с встроенными счетчиками подводят сырье, станки с программным управлением, минимум людей. Пресловутый человеческий фактор, способный отрицательно повлиять на качество продукции, здесь почти полностью исключен. По нитке конвейера, словно военная колон- Автозарубежьена на марше, движутся баночки для масла. Автоматика заполняет их, закручивает пробки, распределяет по адресам, пакует в коробки и запечатывает. Единственный находящийся здесь рабочий лишь контролирует правильность выполнения операций: вовремя отбраковывает изделие с перекошенной пробкой, помятые жестяные канистрочки с маслом или даже целую коробку, если хоть одна из упаковок в ней дала течь. Приготовление антикоррозионной мастики - процесс, напоминающий гигантскую кухню. Аккуратная весовая, где отмеряют сыпучие ингредиенты, и трубы для жидких составов обрамляют непонятно как уместившуюся под крышей невысокого здания огромную емкость-миксер, которую захотелось тут же окрестить "адским котлом". Когда все необходимое попадает в утробу котла, начинается главное таинство - при непрерывном помешивании "варится" густой черный суп, имя которому "Тектил". И хотя за действом следит электроника, человек может заглянуть в горловину емкости, чтобы проконтролировать процесс визуально. Неспециалисту оценить происходящее там не дано, но, уверяю вас, несколько тонн бурлящего антикора - зрелище впечатляющее. Тот, кто хоть раз посетил отечестно. Здесь разрабатывают новую рецептуру, вводят изменения в старую, тестируют опытные образцы и товарную продукцию. Фотографировать в лаборатории запрещают категорически (еще бы - секреты фирмы), а вот на вопросы отвечают охотно и оборудование демонстрируют, как говорится, от всей души. Для проверки свойств антикоррозионных составов служат термовлагокамера и камера соляного тумана. В них помещают стальные пластинки, покрытые разными препаратами, а через некоторое время по определенной методике оценивают, какой образец заржавел сильнее. Разумеется, марка стали, температура, влажность, продолжительность теста строго оговорены условиями эксперимента. Стойкость мастик к механическим воздействиям проверяют с помощью пескоструйного аппарата. Это, проще говоря, стандартный набор исследовательского оборудования, позволяющий имитировать сертификационные испытания по стандартам DIN. Как жителю России, мне было особенно интересно наблюдать, что происходит внутри уникального бокса, где проводят циклический комплексный тест. Металлические пластинки с мастикой подвергают комбинированному воздействию. Их освещает специальная лампа, излучающая спектр лучей, близкий к солнечному. Температура в камере периодически меняется от очень низкой до предельно высокой, скачет влажность и т. д. Имитация реальных условий эксплуатации повторяется много раз подряд. Затем образцы изучают: смотрят, где мастика отслоилась, насколько состарилась или дрцгое: замороженную пластину металла сгибают до тех пор, пока антикоррозионное покрытие не треснет. По углу сгиба можно оценить стойкость данного препарата, скажем, к сибирским морозам, его эластичность, найти оптимальную толщину защитного слоя и, главное, внести необходимые изменения в состав товарной продукции. В том, что это так, можно было убедиться: те препараты, что поступают в Россию, адаптированы к нашим специфическим условиям. Самое удивительное - экскурсия в Дордрехт не вызвала комплекса недостижимого идеала. Да, на миниатюрном предприятии "Вальволина" высокая культура производства и отменное качество продукции. Что уж говорить, многие наши автомобилисты обрабатывают свои машины не отечественным, а голландским антикором. Иной подумает, мы-то чай не лаптем щи хлебаем. В России есть нефть, огромный промышленный потенциал, да и людей с головой хватает. Чем вбухивать средства в очередной гигантский проект века, не лучше ли построить небольшой заводик? Купить на Западе современное оборудование, коли своего не найдется, набрать людей числом поменьше, но с умелыми руками и перестать, наконец, экономить на науке. Конечно, на деле не все так просто. На пути к производству конкурентоспособной продукции нас ждет немало трудностей. Но хочется верить, что когда-нибудь торговая марка одного из отечественных заводов станет столь же известной, как "Тектил". Фото автораАЛЬВОЛИНсвой цвет.гшТрубы напоминают электропроводку: каждой трассе -Идет погрузка. На переднем плане - посылка в Россию.венную станцию антикоррозионной обработки автомобилей, наверняка припомнит - подошвы обуви нередко прилипают к полу, пропитанному мастикой. Ну, а что же творится на заводе? Вокруг "адского котла" такая же стерильная чистота, как и повсюду. Наверное, это и есть та самая, пока еще непостижимая для нас культура производства. Гордость европейского отделения "Вальволин" - собственная научно-исследовательская лаборатория. В помещении, где она расположена, народу заметно больше, чем в цехе, ведь творческие процессы автоматизировать невозможЗА РУЛЕМ 6/9669