61
62
РынокКУПЛЮ ЗА ХОРОШУЮ ЦЕНУВ любом случае начинающему водителю имеет смысл приобретать именно подержанный (о том, насколько сильно, речь впереди) автомобиль, ибо на начальном этапе никто не застрахован от мелких аварий при маневрировании в узком пространстве, поломок сцепления, езды с затянутым "ручником", да мало ли еще от чего! А научитесь - покупайте себе на здоровье любое авто, у кого на что средств и фантазии хватит. Из чего выбирать? Во-первых, на рынке вам встретится группа машин 60-х годов, так называемой дожигулевской эры. Среди них попадаются и недорогие, великолепно сохранившиеся в теплых гаражах экземпляры, но приобретать их новичку не рекомендую. И не только из-за дефицита запчастей. Примененные в этих автомобилях решения и особенности конструкции требуют частого и трудоемкого техобслуживания, а безгаражная эксплуатация в зимний период крайне сложна. Другая группа состоит из машин хоть и более современных (для России, конечно), но снятых с производства. Это модификации "Волги" ГАЗ-24 и "Москвича-412", "Запорожца" ЗАЗ-968. Таких машин немало, к ним выпускают запчасти, а обслуживание в общем-то несложно . Однако следует учесть, что надежность этих чисто советских автомобилей оставляет желать лучшего. К тому же ремонтируют их в мастерских любой формы собственности крайне неохотно. Владельцу такой машины, если у него технический склад ума и русская смекалка, скорее всего потребуется место для ремонта (гараж, дача), в противном случае лучше перейти к рассмотрению моделей третьей группы. Это "Жигули"" всех модификаций, возрастов, состояний и цветов - наиболее массовый, универсальный, надежный, приспособленный к нашим условиям российский автомобиль. Можно подобрать и подходящую иномарку, о чем шла речь в статье "От двух до пяти" (ЗР, 1996, № 5). Итак, уважаемый читатель, надеюсь, вы определили, чего хотите от жизни. "Права" получены, марка выбрана, деньги найдены, любимая теща поставлена в известность, жена перестала ворчать, тогда - вперед! На сегодня для вас существуют следующие основные направления: рынок, комиссионный магазин, объявления в газетах, а также приобретение по случаю машины у родственников, знакомых, друзей. Разберем по порядку эти варианты. Организованные рынки найдешь в наши дни почти во всех крупных и средних городах России, дальнего и ближнеСреди новичков, недавно получивших водительские права, можно выделить три основные категории. К первой относятся те, у кого машина в семье уже есть. Во вторую входят лица с доходами, скажем так, много выше средних. Они могут позволить себе купить сразу новый ВАЗ или иномарку, а через три года ее поменять. А вот к третьей относятся все остальные граждане, которым машину иметь хочется или необходимо, а денег на новую не хватает. Им и адресованы рекомендации Сергея УСКОВА.го зарубежья. Несмотря на это, рынок, на мой взгляд, наименее подходящее место для покупки именно первого подержанного автомобиля. Тому есть немало причин, и в первую очередь невозможность тщательно осмотреть понравившуюся машину - в лучшем случае пред ваши очи предстанет блестящий экземпляр с вычищенным салоном и двигателем, чехлами, коврами и громкой музыкой. Объективная диагностика такой машины общепринятыми средствами исключена вам лишь откроют капот, багажник, запустят двигатель, позволят поднять коврики в салоне и покрутить руль, но не более того! О том, чтобы осмотреть днище на эстакаде, а также проехать хотя бы километров пять, не может быть и речи, так как въезд на рынок платный. Да и продавец в таком случае предпочтет вам более покладистого покупателя. Одним словом, подобрать машину на рынке очень сложно, а ездить туда полгода, как на работу, удовольствие небольшое, особенно если учесть, что рынки обычно расположены крайне неудобно. Стало быть, туда не стоит ездить вообще? Стоит! Но только несколько раз. Хотя бы для того, чтобы увидеть одновременно большое количество предлагаемых автомобилей, чтобы загорелись глаза и приятно кольнуло сердце. Вы узнаете средний уровень цен, выберете подходящую модель, наиболее соответствующую вашим запросам (все, решено, ВАЗ-2102 для меня - самый оптимальный вариант!), пообщаетесь с продавцами, ведь для начинающего каждая крупица информации на вес золота! Комиссионный магазин еще хуже рынка - автомобили обезличены, цена заведомо выше из-за комиссионных, а толковый осмотр вообще невозможен. К тому же сдают сюда автомобили, как правило, те, кто отчаялся продать машину любым другим путем. Теперь перейдем к газетам. Наиболее популярна по числу предложений, несомненно, "Из рук в руки", она распространяется не только в Москве и области, но и во многих других регионах России. Однако, вопреки распространенному мнению, начинать нужно не с просмотра объявлений о продаже, а с подачи собственного в раздел "Куплю автомобиль". Уверяю вас, грамотно составленное объявление найдет живой отклик, так как рынок автомобилей потихоньку насыщается и продать подержанную машину с ходу удается уже не всегда. Кроме того, некоторые владельцы (чаще пожилые) по разным причинам не хотят афишировать свои телефоны. Им проще позвонить вам, чем давать собственное объявление. К тому же именно эта публика эксплуатирует свой первый (а нередко и последний) в жизни автомобиль по принципу - "сел, завел, поехал на дачу, вернулся, помыл, поставил в гараж". Покупать машину у таких людей - одно удовольствие! Хозяин приветлив и обстоятелен, а хозяйка угостит чаем. Причем осмотр можно проводить сколь угодно долго, да и владелец готов вас покатать и ответить на все вопросы. Заинтересовать подобный контингент можно, например, следующим объявлением: "ВАЗ любой модели любого года с "родным" железом и желательно краской, не битый, летний, гаражный, куплю для себя за хорошую цену. Тел..." Начинающему подойдет любая модель, ну а те, кто предпочитает какую-то конкретную, будут проводить селекцию ЗА РУЛЕМ 6/96 61 звонков. Подобное объявление нужно посылать в газету раз в несколько дней, неплохо также растиражировать его отдельно и наклеить около будки сторожа в старых капитальных ГСК. Будьте уверены, результат не замедлит сказаться. У читателя, вероятно, могут возникнуть вопросы по поводу "любого года выпуска" и "хорошей цены". Видите ли, опыт нескольких поколений автолюбителей говорит, что более всего старит автомобиль несвоевременное обслуживание, безгаражное хранение и езда круглый год. При таких условиях в средней полосе России машина класса "Жигулей" нуждается в серьезном ремонте уже через пять лет, а в полную негодность приходит лет через десять, хотя ее пробег не превышает и 150-200 тысяч километров. Если же за автомобилем ухаживать, не ездить на нем зимой, то срок службы удлиняется в несколько раз, внешне он выглядит привлекательно, а кузов крепок, несмотря на чуть ли не вдвое больший пробег. Одним словом, я с удовольствием купил бы, скажем, ВАЗ-2101 1972 года за $1600 с "родным" железом и пробегом под 100 тысяч. Сделал бы "антикоррозийку", поменял кольца в двигателе и ездил долго и счастливо круглый год еще тысяч 120, после чего произвел капремонт и продал за ту же цену. А вот "жигуль" последних лет выпуска при круглогодичной эксплуатации не пройдет и 200 тысяч, это я вам гарантирую. Не верите? Прочтите тогда статью "Продукт переходного периода" (ЗР, 1995, № 11). Мораль такова: не гонитесь за годом выпуска, гонитесь за качеством, которое выявляется только осмотром каждого конкретного экземпляра. Одним словом, лучше ездить на крепкой и красивой "первой" 71-го года, чем мучиться с совершенно "убитой" "семеркой" года 91-го за одинаковую цену. Что же касается "хорошей цены", то, во-первых, ее назначает продавец, а вовторых, $2000 - потолок для машин 70-х годов. В диапазоне от $1000 до $2000 вы и сойдетесь. А если на руках всего $1000? Тогда на "Жигули" лучше не засматриваться. Можете купить почти новый "Запорожец", но это, как говорится, на любителя... Поместив объявления во все газеты, ознакомьтесь затем с разделом "Продаю". Здесь самое главное - научиться читать между строк. Вот несколько типичных объявлений: 1. "ВАЗ-2101 1976 г.в., 100 тыс., капремонт дв. и кузова 1995 г., морда - 06, люк, чехлы, магнитола, спойлеры, сигнализ., тонир. стекла и т.д., сост. отл. Продаю, 2300 долл., желат. по доверенности. Тел..." 2. "ВАЗ-21011, 1982 г.в., на ходу, пробег 145 тыс., сост. среднее. Продаю 1300 долл. Тел..." 3. "ВАЗ-2106, 1980 г. вып., проб. 90 62 ЗА РУЛЕМ 6/96тыс. км, в хор. состоянии, один хозяин, гаражный, запчасти. Продаю 1500 долл. Тел..." А теперь угадайте, какая машина из трех прошла больше и какая будет продана быстрее? Очевидно, ВАЗ-2101 1976 года в действительности прошел не менее 200 тыс. км: лишь в этом случае автомобилю требуется полный капремонт двигателя и кузова, включающий замену всего оперения, порогов, а иногда и дверей. Хозяин, вероятно, также подварил днище и заменил брызговики вместе с лонжеронами, причем взял их от модели -2106, чтобы было "круто". Антикоррозионная защита внутренних полостей в этом случае отсутствует: сварочный аппарат выжег все заводское покрытие даже там, где оно еще сохранилось. "Капремонт" же двигателя в лучшем случае был частичным, а в худшем - вообще никаким: в мотор просто залили невообразимое количество всяческих новомодных присадок, порой несовместимых между собой, - для поднятия компрессии , уменьшения дымности выхлопа и т. п. Я уже не говорю о том, что кузов варили впопыхах, на продажу; в заднем мосту густое масло, дабы не гудел, а в радиаторе - полкило горчицы... Что касается всего остального, то здесь комментарии излишни: вы покупаете автомобиль или люк, магнитолу и чехлы с коврами? На чем вы собираетесь ездить - на кузове с двигателем или на этих побрякушках? Одним словом, остерегайтесь автомобилей, владельцы которых заменили "железо по кругу". Счастья подобная покупка, скорее всего, не принесет, особенно если ездить круглый год. Конечно, бывают машины, сделанные от души, с любовью. Однако это редкость, так что не стоит искушать судьбу, тем более за $2300. Второе объявление гораздо интересней. Оперение там, скорее всего, "родное", пробег истинный, да и цена существенно ниже. На такие автомобили стоит посмотреть, но только во вторую очередь. А в первую - объявление № 3. Только не опоздайте, умных людей не так уж мало. Немедленно звоните владельцу и скажите примерно следующее: "Мне заочно нравится ваша машина, я давно искал именно такую; я заплачу столько, сколько скажете, оформление также беру на себя; выезжаю немедленно!" В большинстве случаев это сработает, и вы увидите "красавицу" первым. Если же продавец слишком приукрасил действительность, вам ничего не грозит, поедете по другим адресам. Не торопитесь с выбором, но и не слишком привередничайте, помня, что лучшее - враг хорошего. Возможен и такой окончательный вариант: модель машины любая, возраст не более 25 лет, при этом оперение, пороги и дверцы должны быть заводскими, хотя автомобиль может бытьи перекрашен. Весьма желательно гаражное хранение, хотя это и не столь принципиально. Еще встречаются машины с номерами, выданными до 1981 года - белые буквы на черном фоне. Это скорее хорошо, чем плохо. При осмотре машины не забудьте обратить внимание на... личность продавца. Многие из них по внешнему виду и характерному жаргону похожи на автослесарей, профессионально занимающихся восстановлением битых и гнилых "тачек", купленных за бесценок. Встречаются и откровенные мошенники, сбывающие угнанные автомобили по поддельным документам. Подобные машины обычно продают подешевле и только по доверенности. Опасайтесь также пьяниц и очень молодых. Одним словом, не связывайтесь с подозрительными типами, помня, что вы вступаете в товарно-денежные отношения и оставляете при этом свои координаты. Предпочтение следует отдавать людям немолодым, с большим стажем вождения, нормального предсказуемого поведения, способным внятно ответить на ваши вопросы. Автомобиль должен принадлежать только продавцу, посредники не нужны. Постарайтесь выяснить, не наложен ли арест на машину по суду после развода супругов. Как показывает опыт, многие покупатели упускают это из виду, а зря! Что же касается генеральной доверенности (равно как и любой другой), совет здесь такой: по возможности не пользуйтесь таким видом оформления автомобиля, а делайте это только через ГАИ с внесением ваших данных в техпаспорт. Хотя это дороже и занимает больше времени, вы таким образом застрахуетесь от покупки краденого авто с темным прошлым. Для осмотра самого автомобиля либо приглашайте знатока, либо... осматривайте сами. Это не очень сложно. Главное - не зацикливаться на неисправности отдельных мелких узлов, составляющих ничтожную часть общей стоимости. Допустим, если на хорошей машине стоит плохой аккумулятор - не беда, поменяете, он в сорок раз дешевле автомобиля. Кстати, рекомендую заглянуть в крупный магазин запчастей и выяснить, какие детали стоят относительно дорого, а какие - не очень. На осмотр в любом случае нужно взять тряпку, фонарик, разводной ключ и хорошее шило (последнее даже не обязательно вонзать в кузов: полагаю, не дожидаясь ваших действий, хозяин сам "расколется"). Главное, чтобы ваш потенциальный член семьи имел крепкий, небитый, неперекошенный, "родной" кузов с легко закрывающимися дверями; желателен и "родной" недымящий двигатель. На кузове могут быть царапины, кое-где ржавчина (но ни в коем случае не слоистая гниль, рвущаяся из внутренних полостей и поднимающая краску!). Итак, мелкие дефекты