128
ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬМой "Москвич-2141" на перекрестке сзади ударила "шестерка". В зеркало заднего вида она после столкновения выглядела ужасно - передок вмят, пробит радиатор. Тогда яс тоской думал о предстоящем ремонте своей машины. Но когда вышел и осмотрел ее сзади, кроме небольшой царапины, повреждений не обнаружил. Считаю, что это заслуга фаркопа, установленного на моем "Москвиче". Может, стоит комплектовать фаркопами все автомобили, чтобы защитить от повреждений при подобных авариях? Действительно, при попутном столкновении с небольшой скоростью передняя машина, оснащенная фаркопом (прицепным устройством), получает заметно меньшие внешние повреждения. Силы, передаваемые при аварии через фаркоп на оба автомобиля, равны. Однако, с одной стороны, они распределяются по нескольким точкам крепления фаркопа к усилителям и лонжеронам, а с другой - воздействуют на небольшую площадь в той части кузова наехавшей машины, которая традиционно является деформируемой и поглощающей энергию удара. Понятно, что товарный вид машины с тяговосцепным устройством не страдает именно по причине большой деформации кузова заднего автомобиля. Однако его водитель, которого, скорее всего, признают виновным в аварии, больше заинтересован в том, чтобы не было претензий "пострадавшей" стороны, а значит, и в сохранении ее машины. И все же считать фаркоп защитным устройством не стоит - он снижает пассивную безопасность автомобиля. Если в него ударит какаянибудь машина с еще более жесткой передней частью, то сильно пострадают и пассажиры, и сам автомобиль - погнутся лонжероны и днище, а это посерьезней, чем ремонт задней панели. 128 ЗРЛМ 69 АУЕ /6стаКОНКУРС ЗНАТОКОВСтроительство станции под чутким руководством Бендера близилось к концу. Технический директор Адам Козлевич уже делал разметку под фундамент для оборудования, когда к нему подошел Паниковский. - Адам, прошу извинить, но нашему поставщику нужна срочная помощь - в его "Жигулях" отказали задние тормоза. - Пусть заезжает на яму, я сейчас освобожусь. Вскоре Козлевич подошел к машине, возле которой стоял клиент. - Пока будут снимать задние колеса, вы, - обратился Козлевич к хозяину машины, - расскажите, что произошло. - Понимаете, задние тормоза все время текут, я не успеваю жидкость доливать, а чуть опоздаешь - воздух туда попадает, прокачивать приходится. К вам сюда заезжал уже совсем без тормозов. - Ай-яй-яй, - раздался сзади бодрый голос, - как же вы дошли до жизни такой, господин Берлага? Обернувшись, клиент, а это был действительно бывший бухгалтер Берлага, узнал старого знакомого, Остапа Бендера и как-то стушевался. - Так обратиться было некуда, пробовал сам заменить цилиндры, да не получилось, - виновато оправдывался Берлага. - Автомобиль чинить - это вам не сумасшедшим притворяться, - строго заметил великий комбинатор. - Что у вас не получилось? - Барабаны не мог снять, - еще больше смутился Берлага. - Вывернул направляющие штифты, ввернул их в другие отверстия, как сказано в инструкции, да только резьбу в барабане сорвал. - А затем молотком били по краю барабана, пока кусок не выломали. Не так ли? - завершил допрос Остап, рассматривая деталь. - Хоть бы деревяшку подложили, горе-слесарь. Из смотровой канавы появился Козлевич. - Сейчас смочим ступицу спецсоставом, затем мотором раскрутим барабаны и будем стопорить их тормозами, пока не снимутся, - сообщил он. - Так тормоза же почти не работают, - напомнил Берлага. - Нам хватит, а если что - стояночным поможем: главное - разогреть барабаны, а не срывать их силой. И действительно, минут через десять обе детали уже остывали возле машины. - А почему на заводе не сделать отверстие в барабане побольше, чтобы он не "срастался" со ступицей? неожиданно озадачил всех вопросом клиент. - Чертежи и технологию менять слишком дорого (1), - авторитетно заявил технический директор. - Я думаю, нарушится взаимозаменяемость с прежними деталями (2), - высказал предположение зам. директора по снабжению Паниковский. - Прочность меньше станет, барабан может не выдержать (3), - изрек Шура. - Дисбаланс колеса может образоваться (4), - удивил всех генеральный директор. Какой ответ, на ваш взгляд, правильный, уважаемые читатели? Задача предложена Иваном Павловичем Нешиным из города Тихвина. Напоминаем: если хотите участвовать в конкурсе, напишите на открытке или на конверте номер журнала (6) и номер правильного, на ваш взгляд, ответа и вышлите ее в адрес редакции до выхода следующего номера журнала. Ответ на задачу в предыдущем номере Самым верным из перечисленных способов загубить батарею при длительном хранении является способ 3 слить электролит.