Для вас и вашеймашиныхищать машину с собственным креслом. Но и этот вариант на всякий случай предусмотрен. Противоугонное сиденье крепится к полу автомобиля секретными гайками - обычными ключами его не демонтируешь. Кстати, "вазовская" разработка не исключает использования других механических охранных устройств. Хорошо известные замки "руль-педаль", блокиратор "Кобра" или "Мульт-тлок", запирающий рычаг коробки передач, при откинутых спинках сидений водителя и пассажира становятся менее уязвимыми. Пожалуй, единственный недос-СИДЕНЬЕ СНайти новинку на рынке механических противоугонных средств - задача непростая: несмотря на внешние различия, принцип действия большинства стальных сторожей, поступающих в продажу, остается неизменным. Эти устройства блокируют либо колеса, либо органы управления, а их основные свойства - надежность, неприступность и удобство пользования - зависят в основном от того, как исполнена та или иная модель. К счастью, техническая мысль не стоит на месте специалисты НТЦ ВАЗа предлагают оригинальную конструкцию, способную заменить массивные замкиблокираторы. Рассмотрим исходную посылку. Если злоумышленник проник в салон автомобиля и устроился на сиденье водителя, он непременно разберется с замком типа "руль-педаль" или какимнибудь другим. Это вопрос сноровки и наличия воровского инструмента. Можно воспользоваться ножовкой, кусачками, а то и просто демонтировать руль. Не будем перечислять все приемы из арсенала угонщика - поверьте на слово, их много и они разнообразны. Ну а если попробовать еще один метод защиты - преградить преступнику путь, не дать ему сесть в кресло шофера? Очевидно, управлять машиной снаружи, через открытую дверь не слишком удобно. Идея ясна - осталось лишь ее реализовать. В научно-техническом центре ВАЗа не стали изобретать велосипед, а внимательно изучили серийные комплектующие. Оказалось, завод тиражирует почти готовые противоугонки. Шлагбаумом на входе в салон может стать сиденье ВАЗ-2108, а точнее, его спинка. Стоит надежно зафиксировать ее в откинутом в сторону панели приборов положении, как сесть за руль будет невозможно. Вскоре специалисты изготовили опытный образец. Отметим сразу, стандартное сиденье перекроили не сильно, а лишь доработали. Причем так, что все необходимые изменения можно повторить не только в заводских условиях. В этом есть свой резон. Попадет новинка на конвейер или нет, пока не известно - далеко не все 30 ЗРЛМ 69 АУЕ /6разработки конструкторов ВАЗа внедряют в массовое производство. Однако спрос на противоугонные средства велик, и НТЦ готов сотрудничать с любой организацией, желающей изготовлять и устанавливать механические сторожа, лишь бы соблюдались авторские права. Единственная съемная часть нового сиденья - фиксатор спинки. Владельцы тяжелых и громоздких блокираторов будут приятно удивлены - миниатюрное запирающее устройство помещается в кармане. Размер детали чуть больше личинки встроенного в нее замка (см. фото). Пользоваться фиксатором довольно удобно - вставил в специальное гнездо, щелкнул замком и автомобиль надежно защищен. Чтобы злоумышленник не поднял спинку механизмом регулировки наклона, предусмотрена его предварительная настройка. В рукоять вмонтирован замок, подобный запирающейся пробке бензобака (см. фото). Хозяин машины подгоняет сиденье под себя, а затем блокирует механизм регулировки ключом. Теперь спинка как бы "запомнила" нужное положение, однако в режиме охраны (когда она откинута на руль) ручкой регулировки ее с места не сдвинешь. Маловероятно, что вор после предварительной разведки придет по-таток сторожа из Тольятти в том, что воспользоваться им смогут лишь владельцы "восьмерок", "девяток", "нив21213" и их модификаций. Впрочем, сам факт создания противоугонной системы заводскими специалистами внушает оптимизм. Именно автостроители, досконально знающие конструкцию своих машин, способны найти наиболее надежный способ их защиты. Нам же остается надеяться, что не за горами время, когда повышенным спросом на рынке противоугонных средств будут пользоваться "фирменные" изделия ВАЗа. Вадим КРЮЧКОВ Фото Виктора Мелехина