АШШЛОН-97Со времени закрытия Российского автосалона-97 прошел месяц. Но ведь не случайно говорят: большое видится на расстоянии. А событие ив самом деле было весьма масштабным. Одним из самых значимых итогов выставки стало не только активное участие в ней практически всех крупнейших мировых автопроизводителей, но и целый букет моделей-новинок, родившихся не более полугода назад. Мы не будем здесь касаться "легковых экспонатов" салона - большинство наших прогнозов оправдалось (см. ЗР, 1997, № 8), а предлагаем вам взглянуть на автосалон-97 как бы в целом глазами и корреспондентов журнала, и рядовых посетителей - каждый из них увидел, естественно, что-то свое.На автосалонах можно увидеть множество сверкающих машин и среди них - новинки, премьеры. А еще - несметное число всевозможных аксессуаров и инструментов, ремонтных приспособлений. Российский салон-97 в ряду прежних наших международных автомобильных выставок выделялся не только беспрецедентным масштабом и представительностью, но и... необычно высокой, если так можно сказать, концентрацией деятелей российского политического Олимпа. Особое внимание прессы привлек приезд на Красную Пресню первого вице-премьера Бориса Немцова, сделавшего там ряд серьезных заявлений. ...Двадцать седьмого августа у въезда в выставочный комплекс остановилась - естественно, с сопровождением - скромная на вид "Волга": инициатор "пересадки" чиновников с иномарок на отечественные авто вряд ли мог появиться на людях на какой-либо другой машине. В осведомленных кругах, правда, намекали, что, двигатель на ней английский, фирмы "Ровер". Однако снаружи ав4 ЗРЛМ 10/97 А УЕтомобиль выглядел вполне заурядно, и лишь флажок на номерном знаке указывал на принадлежность "хозяина" к высокой номенклатуре. Впрочем, он давно уже прошел внутрь и, окруженный плотным кольцом журналистов и телеоператоров, отправился в павильоны. Стенды "Фольксвагена", "Форда"... Нет, они не оставили его равнодушным, напротив. Но первого зама в первую очередь все же интересовало, собираются ли фирмы вкладывать деньги в производство автомобилей в России. Нет? Огонек интереса быстро угасает. Казалось, больше шансов задержаться у стенда "Красного Аксая" - друга "Дэу". Это уже кое-что. Но "отверточная" сборка Немцова мало волнует. Нужно российское, отечественное производство. Вот фирма "Тойота" что-то уже предлагает, ведутся переговоры - посмотрим, не взойдет ли солнце нашей автомобилизации из-за Урала? А пока что продукция наших автозаводов - объект особого внимания высокого гостя салона. Вот, Борису Ефимовичу в ряду других экспонатов понравилась "Лада-Консул" - стретч на базе "десятки". Можно предположить, что и эта машина будет теперь рассматриваться как замена иномаркам в многочисленных государственных гаражах. Истинная любовь не бывает корыстна, и потому, когда представители некоторых автобусных заводов на выставке начали привычно жаловаться и просить кредиты, понимания у Немцова они не нашли - "надо самим быть активней, разворотливей". Да, вряд ли найдутся у правительства сейчас деньги, чтобы поддерживать "на плаву" все предприятия, продукция которых - печальный парадокс - хотя и нужна, но спросом не пользуется. В то же время многомиллиардные вливания почему-то не часто идут на пользу нашим производителям - трудно в автомобильной отрасли найти завод, который поглотил быния, покажет время, впрочем, изменить ее все равно невозможно - повторимся, денег на кредиты у государства нет. Но оставим эту грустную тему. У нас в запасе есть кое-что еще: ведь первый вицепремьер приезжал на автосалон не только затем, чтобы посмотреть на автомобили и пожурить некоторых автопроизводителей. Еще он посетил Красную Пресню, чтобы вручить официальный, уже ставший традиционным, Гран-при выставки, учрежденный журналом "За рулем". Жюри - редколлегия журнала, как вам уже известно, на этот раз назва-Надежда ВАЗа. награжденная почетным призом журнала. Его из рук Генерального директора ОАО За рулем' Виктора Панярского получает Владимир Каданников, председатель совета директоров АО АвтоВАЗ".ло лучшим экспонатом "Тойоту-Королла" нового, восьмого поколения. Обсуждение шло долго претендентов на Гран-при оказалось предостаточно, немало достойных автомобилей было впервые представлено на российской земле. Это и "Мерседес" А-класса, и "Вольво-С70", и "БМВ Мродстер" - да всех и не перечислишь: первоначальный список занял почти страницу. И все-таки основными претендентами на Гран-при назвали "Тойоту-Королла" и "Мерседес" А-класса. Мировая премьера в Москве при голосовании "перевесила" интересную конструкцию машины и попытку фирмы выйти за рамки десятилетиями сложившегося имиджа. (Напомним, А-класс - премьера Женевы-97.) Не последнюю роль сыграло и то, что "Тойота" имеет в России неплохие рыночные перспективы, да к тому же пытается договориться о совместном производстве своих машин в России. Короче, первой стала "Тойота". Борис Ефимович с большим удовольствием, по всей видимости, приветствовал бы и присуждение какого-то из призов (наряду с Гран-при вручается еще два почетных приза "За рулем") ГАЗу. Нижегородский завод был в числе претендентов за организацию выпуска грузовиков с дизелем по лицензии фирмы "Штайр", однако по результатам голосования в число призеров не попал. Нам остается назвать еще два предприятия, получивших два других приза. Одним из них стал ВАЗ, на стенде которого впервые на нашей памяти - не было ни заднеприводных машин, ни даже "восьмерок" с "девятками". Награду он получил за впервые показанный широкой публике первый российский мини-вэн "2120" (ЗР, 1997, № 9). Другой призер - корейская "Дэу", ко-больше средств, чем АО "Москвич". Результат всем известен, а те два автомобиля, которые стояли на стенде "Москвича" - "Юрий Долгорукий" и "Князь Владимир", хотя и нацелены на наиболее платежеспособную (за наш с вами счет, естественно) группу - госчиновников, радужных перспектив на рынке, скорее всего, иметь не будут. Похоже, что правительство теперь будет исповедовать принцип: попрошайки никогда не станут миллионерами, так что извольте шевелиться сами - совершенствовать продукцию, искать инвесторов (покупателей)... Правильна ли такая ли-Дэу-Миа", капля, склонившая чашу весов в пользу 'Дэу". Генеральному менеджеру компании Дэу Мотор" г-ну Хаму приз вручил заместитель главного редактора "За рулем" Марк Тилевич (на фото - слева).торая была отмечена за активное участие в производстве автомобилей в странах СНГ, а также за впервые представленные в России модели "Нубира", "Леганза" и концепт-кар "Миа". Все три машины - свежайшие, их мировая премьера состоялась меньше трех месяцев назад, в Барселоне. З РЛМ 10/97 А УЕ 5