138
CBOHMHCJ воими^иламиСКОЛЬКО ЦЕПОЧКЕ НИ ВИТЬСЯ...Двигатель М102 пережил не одно поколение "мерседесов": его ставили на модель W123 с 1980 года, на W201 - с 1982 года и на W124 - с 1985 года. Замену цепи в нем обычно требуется производить после пробега 120 тыс. км, причем тянуть с этим крайне нежелательно: обрыв ее неминуемо приводит к "встрече" клапанов с поршнями и, как следствие, к дорогостоящему ремонту с покупкой многих деталей. Показательно, что фирменные "мерседесовские" станции техобслуживания, как правило, не берутся ремонтировать такие моторы, а предлагают Демонстрируя здоровый консерватизм, фирма "Мерседес-Бенц" продолжает оснащать свои моторы цепным приводом механизма газораспределения. Он, как известно, не без недостатков, но имеет куда более долгий срок службы, чем приводной ремень. Хотя... рано или поздно и его тоже приходится менять. Как это сделать, рассказывает Михаил ГОРБАЧЕВ.•гранный ключ "на 17". Раскрываем цепь, предварительно обложив чистыми тряпками все, что вокруг нее, дабы, не дай Бог, не уронить ничего в двигатель. Лучше всего шлифовальным или отрезным диском сточить выступающие части штифтов одного из звеньев цепи, которое смотрит вертикально вверх. Будьте внимательны и не упустите концы цепи в "недра" блока цилиндров. Сбивать выступы штифтов зубилом можно только очень аккуратно: звездочка сделана из хрупкого материала и может расколоться. Теперь отступим от заводской инструкции и предварительно установим коленчатый вал на метку ОТ (верхняя мертвая точка - рис. 1), при этом "бегунок" распределителяверьте положение коленчатого вала по метке ОТ (см. рис. 1) и совпадение установочных меток на шкиве распредвала. Метка на распредвале находится позади звездочки. Ее правильное положение (соответствую-^1. Перед расстыковкойстаройцепи ее фиксируют зажимами. владельцу другой - не новый, но не имевший подобного повреждения. Поскольку обрыв цепи на двигателе М102 случался не так уж редко, с 1988 года начали ставить двухрядную цепь со значительно большим ресурсом службы. Реже стал требовать замены и натяжитель, который автоматически подтягивает провисание цепи, используя давление масла в системе смазки двигателя. Итак, за дело. Не ошибитесь в выборе и приобретите оригинальную фирменную цепь или, по крайней мере, изготовленную известным производителем. Обратите внимание: у нее есть "замок" - одно раскрытое звено. Цепь обычно меняют в паре с натяжителем, так что купите и его, если, конечно, он не предлагается в комплекте. Приступаем к ремонту. Снимаем клапанную крышку, предварительно отсоединив минусовую клемму с аккумуляторной батареи. Вывертываем свечи. Чтобы добраться до натяжителя, ослабляем приводной ремень и "откидываем" вниз генератор. Для этого выворачиваем его верхний болт и ослабляем затяжку нижнего. Демонтируем натяжитель цепи, испопьзуя торцевую головку "на 32" и шести138 ЗРЛМ 10/97 А УЕ3. Стыковка новой цепи с помощью фирменного "мерседесовского" приспособления. щее верхней мертвой точке) - 0,5 мм над краем выступа-площадки, отлитого на первой (ближней к звездочке) крышке подшипника распредвала с правой стороны, когда смотришь против хода машины. Если метка после установки цепи окажется ниже края выступа, а вы, не проверив этого, попытаетесь пустить двигатель, - удар поршней в клапаны не заставит себя ждать. Теперь можно соединить концы новой цепи. На фото 3 показано фирменное приспособление для запрессовки соединительной пластины раскрытого звена. Это весьма дорогой инструмент, и покупать его для ремонта одной лишь своей машины не имеет смысла. Проще ручными тисочками напрессовать пластину на выступающие торцы штифтов и затем их расклепать, помня опять-таки о хрупкости верхней звездочки.2. Цепь "раскована", концы привязаны к деталям мотора, чтобы цепь не "ушла" в двигатель. должен смотреть на контакт первого цилиндра. Снимаем четыре крышки распредвала - в них находятся "рокеры". Если ваш мотор с гидротолкателями, будьте осторожны и не потеряйте маленькие тарелочки, стоящие между клапаном и толкателем. Надежно соединяем один конец старой цепи с новой так, чтобы при вращении коленчатого вала новая "уходила" вниз, а старая наружу. Важно, чтобы цепи при этом не расстыковались. Пригласите помощника - он будет вращать коленвал за болт в центре шкива (торцевым ключом "на 27'), а вы - удерживать концы цепи от падения в двигатель. Вытянув полностью старую цепь, проРис. 1. Метка ОТ на шкиве коленвала соответствует хорошо знакомой нам ВТ - верхней М мертвой точке.•