66
67
пятьС любым новым изделием "нашего профиля" мы знакомимся, как правило перед запуском в производство. К конструкторским и доводочным работам журналистов стараются не подпускать - мало ли чего выведают, не так напишут - потом разбирайся. Между тем отработка первых, натурных образцов - едва ли не самый интересный этап в создании будущего агрегата. Нашему корреспонден ту Антону ЧУЙКИНУ посчастливилось быть очевидцем начала жизни перспективного мотора - дизеля ВАЗ-343. Напомню строки из статьи о нелегкой судьбе двигателя ВАЗ-341 (ЗР, 1996, № 2): "Со второй половины этого года дизели начнет собирать "Барнаултрансмаш" - сперва объемом 1,45 л, потом - 1,52 л, а там не за горами выпуск и 1,8-литрового мотора; а ОПП (опытно-промышленное производство) ВАЗа будет делать дизельные "четверки". С тех пор прошло немало времени и вот весточка из Тольятти: "Собираемся в Барнаул, поехали с нами, посмотришь производство, вволю накатаешься на дизеле - тут целых 3000 км будет, дорога одна чего стоит! обо всем и расскажешь". Поехал. Посмотрел. Рассказываю. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ Специалисты ВАЗа были уже на Алтае - приезжали туда на дизельных "четверке" (объем 1,45 л) и "Ниве" (1,52 лс турбонаддувом), проходящих испытания. Место нашего рандеву было, таким образом, предопределено - Барнаул. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пока вместо дизельных моторов барнаульский "Трансмаш" поставляет ОПП ВАЗа только стальные коленвалы (под ход поршня 84 мм) для бензиновых 1,8-литровых двигателей "длинных" "нив". На сторону понемногу собирают дизельэлектрические установки, в основе которых - 1,45-литровый мотор (самый первый из дизельного семейства, подробно представленный журналом полтора года назад) и 1,52-литровый. А с мотором 1,8 л (ВАЗ-343) тоже вышла задержка, и чтобы ускорить дело, решить возникшие проблемы, в Барнаул и прибыла команда дизелистов с ВАЗа. Главное, что я узнал от них при встрече - собраны первые два "тысяча восьмисотых" двигателя! Накануне один из них "покрутился" на стенде. Сейчас его ставят на "четверку" вместо 1,45-литрового дизеля, прошедшего 66 ЗРЛМ 10/97 А УЕЕЙ ИЗ ЖИЗНИ*120 тыс. километров. И через день мы на полуоткрытом положении, топлива поступаэтом автомобиле стартуем в Тольятти, что, ет в цилиндр много больше, чем нужно, говообще говоря, весьма необычно, а в чем- рит оно плохо, мотор работает жестко, с то даже рискованно. Первому образцу мометаллическим стуком. Форсунку заменили, тора, пусть даже и не совсем нового, а всено тут новая напасть - мало давление масго лишь модернизированного, с увеличенла. Всего 1 кгс/см2 при 800 об/мин, и это на ным рабочим объемом, положено "провоновом двигатепе и еще не разогретом масдить жизнь" в исследовательских боксах, а ле. На средних и больших оборотах - 1,5-2 никак не под капотом машины. Да и мало ли кгс/см2, а должно быть раза в два, а то ив чего новичок может выкинуть! Этот, напритри больше. Придется его разобрать. мер, еще на стенде огорчил перегревом на режиме, близком к полной мощности, весьДЕНЬ ВТОРОЙ ма, кстати, небольшой - 48 л. с. РазбиратьВчерашний турбодизель огорчил. Дело ся с этим решили уже на ВАЗе, а дорогой было не в маслонасосе - разборка показаустроить мотору хорошее испытание, ускола его полную исправность, и мучили мотор рить в какой-то мере процесс доводки. на высоких оборотах впустую. Вышел из Второй двигатель - тоже 1,8 л, но еще строя фирменный турбокомпрессор. Ось ис турбокомпрессором японской фирмы IHI сломалась пополам, насосное колесо (пода- пускать будут первый раз сегодня, а поющее воздух на впуск) лежало в "улитке", а том мы увезем его в Тольятти для доводки. остатков оси не обнаружилось. Отказавший Итак, визит на "Барнаултрансмаш". агрегат турбонаддува уже не держал давлеБарнаул, прошу прощения за штамп, - ние масла. Дальнейшее разбирательство город контрастов. В целом весьма изношен­решили отложить до приезда в Тольятти, ный автомобильный парк ("жигули", "москтем более что "полетевший" компрессор был вичи", встречаются японские машины с прапоследним. Несмотря на неудачу (впрочем, вым рулем) разбавлен крутыми "тачками". привычную конструкторам и доводчикам моНо вы не увидите здесь ни "мерседесов", ни торов), барнаульцы и тольяттинцы довольБМВ, ни "фордов". Автомобилем престижа ны: 1,8-литровый дизель, первый в России, может быть только "Тойота-Лендкрюйзер-все же родился! Завтра ему предстоит приСтэйшн-Спэшл" - и ничто другое! Непренять "боевое крещение" дальней дорогой. менно "кенгурятник", золотистая эмблема, Из Барнаула на запад можно ехать двутонированные черные фары и 4,5-литровыймя путями: через Новосибирск или Павлодвигатель. Встречаясь на улицах, джипы и дар. Дороги сходятся в Омске, а дальше их экипажи приветствуют друг друга - киПетропавловск, Курган, Челябинск, Уфа и вок, взмах рукой и плавный разъезд. здравствуй, дом - Тольятти. По словам алИнженерный народ собрался у мотортайских водителей, где-то между Омском и ного бокса, где на стенде уже стоит турбоНовосибирском магистральная автодорога дизель ВАЗ-3431. Первая попытка пуска неМ51 общегосударственного значения (так в удачна - плохо затянута топливная трубка Атласе дорог - авт.) на 250-километровом и насос подсасывает воздух. И вот вторая... участке и сейчас представляет собой грунзастучал, затарахтел! Но не все гладко - товый или щебеночный тракт, проходимый стука явно больше, чем положено непрогре- разве что для КамАЗов. А потому отправитому дизелю. Похоже, отказала одна из лись накатанной дорожкой через Казахстан, форсунок - игла зависла в открытом или по которой и прибыли "дизеля" на Алтай. Д ЕНЬ ТРЕТИЙ Вот яи дождался дела - на четверых у нас две машины, так что на водительском месте времени предстоит провести немало. Вспоминая ощущения от дизеля ВАЗ-341 объемом 1,45 л (ЗР, 1996, №2), сажусь за руль прибавившей сил "четверки". Уступивший мне место Леонид Новиков, отец всех вазовских дизелей (сам только сделал первую сотню километров на своем детище), говорит: "Конечно, это неандерталец. Его еще доводить до ума надо, но уже сейчас видны незаурядные способности". Еще бы - со старым мотором "четверка" хороша была для города, а на трассе требовала расчетливой езды. На обгон желательно было предусматривать большой запас ускорялась машина неохотно, а все время идти с педалью "в полу" - некомфортно. Сейчас - совсем другое дело, "машина для разгильдяя": сел, завел, ("подсоса" нет, надо только подождать, пока нагреются свечи накаливания, и включить стартер; пуск с "полуоборота"), передачу включил и поехал. Добрался до пятой - и катись себе, 120 км/ч машине даются легко, "в полгаза". Надо ускориться - пожалуйста, только нажми на педаль. Обгоны доставляют удовольствие. Казахстан - пусть ближнее, зарубежье. российский зываемся ров до казахской 10. Там скользнув Минуем без но задержкита покладистости. Возможные причины перегрева - затянутый процесс горения, продолжающийся и при начале такта выпуска. Таково мнение едущих со мной специалистов ВАЗа: надо поработать над формой камеры сгорания, пока точь-в-точь такой же , как и на 1,45-литровом моторе ; правильно установить фазы газораспределения (оптимальные еще не подобраны) и, конечно, определить точные характеристики топливнойаппаратуры . К онечная цель получить мотор, современный даже по европейским понятиям : вихрекамерный дизель, удовлетворяющий нормам "Евро-2", мощностью 50 и 60 кВт с турбонаддувом. К стати , т урбонаддувныйдизель , но меньшего объема - 1,52 л, уже есть и установлен на "Ниве" - второй машине, совершающей путешествие с Волги на Алтай и обратно. Пора познакомиться ис ним.этот мотор тоже требует доработки, да и "Нива" т яжеловата для малолитражного двигателя. За рубежом дизелей с таким рабочим объемом немного; так что вся надеж да на 1,8-литровый - уж он-то придаст машине прыти. Урал-батюшка красоты дарит емые. Искренне горьях. Куда завидую многих дачи в горах или, скорее, там Арденнам неопису- у в предчелябинцам- наши места дорождля молучше. На склоны высоких холмов, в леса и луга уходят заманчивые ки. Подъемы, оценки личные грунтовые спуски, пологие виражи трасВот где отнаши засы предоставляют массу возможностей мотора и автомобиля. места для презентаций новыхделей, если только когда-нибудь ми пересекаем значеннуюводы сподобятся на такое. С этими мысляграницу Европа - Азия (обоплоблизко. столбом на весьма грязнойщадке) - дом уже Внешне - ничего примечательного, но внутри у "четверки" и "Нивы" дизельное сердце.Ради объективности замечу, что "Нива" не отставалаот " ч етверки " даже на длинных подъемах (в отличие, кстати, от многих других машин, соревновавшихся с нами; куда там, бензиновые собратья "дохли"). Унив ерсалштурмовалгорыУрала на пятой передаче, джип - на четвертой, но и внизу, и на вершине машины шли в паре. ДЕНЬ ПЯТЫЙ Ну, вот наконец и Тольятти. Ездить по стране - здорово, она у нас действительно большая Конечно, рожный лучшего), восточнее сервис дороги и красивая. придожелать - просто Уралатаможенный пост и окав "нейтральной полосе" тоже тишина: по номерам, таможни еще километвяло тавзглядомможенник под казахским флагом машет рукой проезжайте. своя валюта пункт есть на таВ республике тенге. Обменныйоставляет (западнеемного лучшеготак себе: то "стииральная доска" подстережет, то рытвина; разметка только в городах, делу, пуск). Что ж, можно подвести некоторые итоги . Итак, 1,8-литровый дизель состоялся. "Детские болезни" его можно вылечить. Кстати, зафиксированные на стенде 48 л. с. - явно заниженный показатель, их бы не хватило, чтобы ехать 120 км/ч, а то и больше, что мы себе изредка позволяли. А теперь главный вопрос - будут ли делать дизельные машины на ВАЗе? И решить его должны те, кто определяет политику завода. Надеюсь, они знают, что в гамме люб огоуважающего себя автомобильного предприятия есть дизель. Но пока, похоже, "Барнаултрансмаш" больше заинтересован в дизеле ВАЗ, чем сам ВАЗ, по-прежнему отворачивающийся от нелюбимого дитяти. Долго ли так будет? Очень хочется, чтобы поводом для следующего материла о барнаульском дизеле стало сообщение о начале хотя бы мелкосерийного его производства по заказу ВАЗа. ЗА РУЛЕМ 10/97 67 и праздно (например, то не всех. Однако народ ездит и по в отможне, но если вы едете транзитом, он вам вряд ли потребуется: и на бензоколонках, берут рубли. и в общепите охотно За проезд ПавлодараПерспективные дизельные двигатели для автомобилей ВАЗ Моде Рабочий объем, л Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Номинальная мощность, кВт (л. с.)/об/мин ВАЗ-341 ВАЗ-341 Г'турбо" 1,52 76x84 40(55)/4800 1,52 76x84 48(65)/4600 12,0/2500 ВАЗ-343 ВАЗ-343 Гтурбо"1,882x84 50(68)/4800 11,6/25001,882x84 60(81 )/4600 14,5/2500Максимальный крутящий момент, кгс.м/об/мин 94/3000 Минимальный удельный расход топлива, г/л. с. ч 190190187184Примечание. В таблице приведены расчетные данные. на посту дорожной полиции придется заД ЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ "Нива" дизельная показалась очень пох ожей на карбюраторную , о собеннопрежнюю , с мотором 2121 объемом 1,6 л. Турбодизель тоже "любит обороты". И быть бы ему ничуть не хуже мотора 21213 (1,7), если бы не неожиданные проблемы, возникшие при небольшой частоте вращения коленвала. От дизеля ждешь отличной тяги, а он работает как-то неуверенно, с "провалами", ж дет помощи наддува. Видимо,платить (10 тыс. рублей с машины), но город вы за эти деньги не увидите урбанизации пригородные свидетельствуют дорога что на на Омск проходит по самой окраине, где об разве трамвайные рельсы. ют подмосковным Зато полюбуетеськоттеджи - немногим уступавиллам."Неандерталец" проявляет характер после 110 км/ч мотор начинает интенсивно греться. Трудно ожидать от нового агрега-