104
любой звонок, сколь бы важным и неотложным он ни был, можно сделать через пару минут, остановившись на обочине или парковочной площадке. Это относится ик сигналу, позвонокАвтомобильный ас, который давал первые уроки езды автору, о бращал особое внимание на то, что за рулем нужно быть предельно внимательным и собранным. Видимо, для того, чтобы это лучше запомнилось, учитель рассказал о таком случае. Как-то раз он проследил взглядом за пачкой сигарет, выпавшей из-под солнцезащитного козырька. И вот он, борт грузовика, уже перед самым ветровым стеклом Этот случай произвел на меня сильное впечатление. Подсознательно я всегда помнил о нем. Но вот представилась возможность еще раз освежить в памяти совет старого опытного мастера. Вы за рулем автомобиля, и у вас в руках мобильный или, как его еще называют у нас, "сотовый" телефон. В наше время вещь не только полезная, но порой и необходимая для деловогочеловека . Все чаще и чаще мы встречаем в потоке транспорта водителей, прижимающих к уху портативный аппарат. Со стороны выглядит престижно и солидно: человек не теряет времени, делает свое дело. Я тоже пробовал пользоваться мобильным телефоном на ходу и сразу пришел к выводу - это очень опасно. И тому есть веские подтверждения. Недавно исследовательская группа университета города Торонто в Канаде завершила разработку как раз этой темы. Вывод, к которому пришли ученые, неутешительный. Разговаривая по телефону за рулем, вы увеличиваете опасность аварии в четыре раза. Пользоваться мобильным телефоном в машине столь же безответственно, как и ездить "под мухой". Держать одной рукой аппарат, а другой управлять машиной - крайне опасная, но, к сожалению, широко распространившаяся привычка. Эту опасность вы увеличиваете во много раз, если идете на обгон. Все взвесив и спокойно про анализировав, приходишь к простому выводу:ступившему к вам. Вы обещаете перезвонить чуть позже, припарковавшись. В некоторых странах, например, в Бразилии, Израиле, при поездках на автомобиле введены серьезные ограничения на пользование телефоном. Как считают западные специалисты, главная опасность состоит в том, что внимание человека, держащего одной рукой руль, а другой телефон, рассеивается - он должен одновременно управлять, говорить и слушать. И в результате водитель, ведя телефонный разговор за рулем, думает не о дорожной обстановке, а о том, что ответить, как ответить, о чем спросить и т. д. Все это так - скажут любители мобильной связи. Но есть же система "Свободные руки" (громкоговоритель-микрофон). Действительно, на первый взгляд кажется, что она может резко снизить фатальную опасность телефонного разговора за рулем, ведь обе руки водителя в этом случае лежат на руле. Но это только на первый взгляд - в целом ситуация остается прежней. Несмотря на то, что руки свободны, голова занята разговором. Точно так же, как ив первом случае, водитель недостаточно сосредоточен на дороге, и отсюда все вытекающие последствия. Единственное преимущество системы "Свободные руки" - в том, что в случае происшествия она может уменьшить последствия аварии: между выстрелившей воздушной подушкой безопасности и лицом водителя не будет мобильного телефона. Я не касаюсь здесь уровня электромагнитного излучения в салоне, размещения антенны, а просто с "высоты" своего водительского опыта, включавшего и автоспорт (был когда-то и чемпионом страны по "кольцу"), советую всем, кто пользуется мобильным телефоном в машине, еще раз подумать, прежде чем брать его в руки на ходу. "Риск - благородное дело", - скажут некоторые. Российский человек привык рисковать. Но, в данном случае, он не оправдан ни на йоту. Помните о том, что любой телефонный звонок водителя за рулем может стать для него последним. Михаил ГОРБАЧЕВЭКЗАМЕН-РАЗ, . ЭКЗАМЕН - ДНА...С1 января 1998 года в России вводятся новые правила "сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений". В одном из следующих номеров мы познакомим вас с содержанием этого документа, хотя особо "нового" мы там не нашли. Тем не менее... Говорят, дурь, если она в генах, границ разумного не признает. Яркий пример тому пункт 41 новых Правил. С нового года "выдача водительского удостоверения взамен утраченного (похищенного)... производится после сдачи экзаменов". Каково? Сегодня, если вы принесете в ГАИ справку о возбуждении уголовного дела по факту кражи документов, то дубликат "прав"' получите без экзаменов. Теперь вы будете лишены даже этой возможности. Ситуация, не поддающаяся объяснению с помощью нормальной логики. Представьте: человек потерял паспорт - и что? Сдавать экзамен на знание Конституции и Гражданского кодекса? При потере диплома - снова обучаться в институте? Депутат Госдумы потерял свои "корочки" - назначать выборы? Абсурд. Так почему же тогда водителя, который приходит в ГАИ с карточкой, куда той же ГАИ вписано, что ему выдано удостоверение номер такой-то, заставляют сдавать экзамен? Постараемся найти хоть какое-то объяснение этому. Например, пусть помучается в очередях - будет беречь удостоверение. Разумеется, надежда на то, что, сдав экзамены, человек будет лучше знать ПДД, более чем иллюзорна. Прочитайте наш эксперимент в № 9 "За рулем" за этот год. Правила не знают даже работники ГАИ! Ну, да ладно: мы привыкли жить иллюзиями. Но переэкзаменовка человека, у которого украли "права"? В чем же он виноват? Воры лишили его знаний ПДД? Или милиции неизвестно, как не по дням - по часам растет в иных местах количество краж, ограблений? Боюсь, истинное объяснение причины, хоть оно звучит и банально, - в другом: в первую очередь - это деньги. Вообще, все, что связано с деятельностью ГАИ, весьма прибыльный "бизнес": суммы здесь исчисляются десятками миллиардов рублей. Иное дело, что до самой ГАИ они не доходят, оседая в бездонном государственном бюджете, но в данном случае речь о другом. Вторая причина - неспособность ГАИ справиться с организацией безопасного дорожного движения никакими иными методами, кроме репрессий. Чем больше сложностей для водителей, тем лучше будут ездить? До сих пор ГАИ не в состоянии наладить элементарный учет. В то время, когда школьники свободно пользуются Интернетом (а космические корабли бороздят просторы Вселенной), взрослые дяди и тети в погонах пишут бумажки и спрашивают по телефону: а числится ли в розыске данный автомобиль? Где уж тут потерянные "права"! Третья причина посложнее. Сотрудники ГАИ, не доверяя (!) своим коллегам - работникам милиции, пытаются обезопасить себя от тех, кто был лишен "прав". Имея связи, ловкачи выходят на следователя, и тот дает справку о якобы возбужденном уголовном деле по факту кражи документов. Мы понимаем, что самим работникам ГАИ, министрам и премьерам не придется в случае утери документов сдавать экзамены. Так не пора ли и нас приравнять к уважаемым лицам? Вместе с нашими правами - водительскими и гражданскими? До января еще время есть. Дмитрий ЖЕРНОВл.ж^ *Ш