171
172
ПРИНЦИПРис 1. Увеличенные зазоры между дверями - результат «растяжения» боковины кузова после удара в противоположную сторону. Рис. 4. Дверь задевает ранкой водосток крыши.сильного бокового удара с противоположной стороны. Кузов выгибается, как банан (рис. 1). Поврежденную сторону при ремонте восстановят, но зазоры на другой стороне автомобиля часто остаются увеличенными (уменьшить их довольно сложно).СПУСТИЛИ ДИРЕКТИВУ Оснащать свою продукцию серийными противоугонными системами АвтоВАЗ вынудила директива Комиссии ЕЭК ООН - она разрешала поставку на международный рынок только машин, которые снабжены иммобилиРис. Z Зазор между рамкой двери затором непосредственно на конвейеи передней стойкой увеличен. ре предприятия-изготовителя. Вначале партию таких устройств заказали Все это не должно ускользнуть от фирме «Мегамос» - отделению «Джевнимания покупателя: машина-то нерал моторе». Эти иммобилизаторы кривая! работали совместно с электронными Неправильный зазор между рамсистемами управления двигателем кой двери и стойкой ветрового стек«Джи-Эм». Впоследствии на АвтоВАЗе ла (рис. 2) - следствие серьезной авасоздали и стали использовать свой анарии, затронувшей крышу. Если петли лог зарубежных контроллеров (семейисправны, а дверь рамкой «налезает» ство блоков «Январь-4»), а также анана среднюю стойку (рис. 3), это уже лог «Мегамоса», получивший назваперекос кузова. Иногда такое происходит и при перегрузке небитого, но Иной кузов настолько хлипок, что ние АПС-2. старого, хлипкого автомобиля. Директива ЕЭК ООН рекомендоваи домкрата не нужно: остановилась Если дверь поднялась и рамкой за- машина с колесом на бордюре или ла применять иммобилизаторы двух где-то на неровной дороге - и двери типов - релейный (он позволяет разуже закрываются-открываются плорывать несколько электрических цехо. Хуже всего тот кузов, состояние пей) или интерфейсный, который покоторого меняется после каждого сылает блоку управления двигателем «поддомкрачивания»: скажем, опускод, разрешающий пуск. Под требоватили машину и дверь открывается ния ВАЗа фирма «Мегамос» разрабоплохо. Значит, это происходит и на тала интерфейсный с кодовыми клюнеровной дороге, и при разгонах, чами на основе траншондера, однако торможениях, поворотах. Если кузов алгоритм шифрования оказался нене держит форму, будьте уверены: сложным. Угошгик-профессионал мог скоро наверняка развалится. Его считать и ретранслировать код достуудел - вторчермет. А ваш - искать па. Отечественный АПС-2 был сделан Рис. 3. Дверь «налезает» другое авто! 1*1 по тому же принципу, но выпускался в на среднюю стойку крыши. двух вариантах - чисто интерфейсномдевает за водосток крыши (рис. 4), нужно благодарить усердного жестянщика, «перетянувшего» просевший кузов или «переломавшего» дверь. Или же это остаточная деформация кузова - его лихо поддомкрачивали в средней части. А если дверь «провалена» внутрь относительно переднего крыла, скорее всего, автомобиль пережил боковой удар в переднюю дверную стойку. Учтите: если исправную дверь нормальными приемами не удается выставить в пределах заводских регулировок, это говорит о критическом состоянии кузова. И вам должно быть все равно - плохо ли его ремонтировали или он потерял жесткость из-за усталости металла, коррозии от такой покупки лучше отказаться, как бы ни убеждал вас хозяин! Если спор затянулся, а просто так уйти неловко, предложите ему показать, насколько кузов сохранил свою жесткость. Всего-то и нужно... поддомкратить слева передок машины. Теперь попробуем открыть дверь. Не получается? Или открывается туго, со скрежетом? Но только что к замку претензий не было! Значит, все дело в перекосе кузова от того, что его «угол» поддомкрачен.«СНИЗУ ВВЕРХ»ВАЗОВСКИЕ МАШИНЫ БУДУТ ОСНАЩАТЬ НА ЗАВОДЕ НОВЫМ ИММОБИЛИЗАТОРОМТЕКСТ / В ИТАЛИЙПРУЖАНСКИЙ , ДМИТРИЙ ДУДАРЬ, АВТОВАЗ I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |и релейном. Как можно догадаться, у обеих систем устойчивость к взлому на электронном уровне оставляла желать лучшего. И все же у нашей было одно принципиальное отличие - обучающий мастер - ключ красного цвета, который нужно хранить отдельно от общей связки. СМЕНА СМЕНЕ ИДЕТ На деле оснащение иммобилизатором сводилось к тому, что автомобиль покидал завод с неактивированной противоугонной системой. Активизация иммобилизатора могла быть сделана дилером во время предпродажной подготовки или самим автовладельцем. На Западе другой порядок - электронную систему активизируют на заводском конвейере: сначала записывают секретный код в память устройства, а потом заносят его в базу данных. Если что-то не срабатывает, хозяин машины обращается к дилеру или на станцию техобслуживания, те запрашивают код у завода-изготовителя и после ремонта вновь активизируют противоугонный комплекс (то же и Эволюция систем управления двигателем привела к смене поколений контроллеров впрыска. Было решено продолжить и разработку собственных противоугонных комплексов, с тем чтобы существенно повысить их устойчивость к попыткам взлома на электронном уровне. Так появился на свет иммобилизатор АПС-4, который ныне устанавливают на большинстве автомобилей ВАЗа. Он предназначен для совместной работы с контроллерами впрыска семейств «Бош Ml .5.4», «Январь-5», «Бош МР7.0».Рабочий ключ АПС-6 похож на штатный, а вот обучающий отличается красной меткой.Ключ АПС-4 нужно подносить к считывателю..при утере кодовых ключей - надо дожидаться, пока изготовят дубликат). Мы посчитали, что секретную информацию у нас на конвейере хранить нельзя - велика вероятность того, что она попадет в руки злоумышленников. Был разработан оригинальный алгоритм - он позволил «спрятать» в красном ключе все данные, необходимые на случай выхода из строя иммобилизатора или блока управления двигателем. Так что в случае поломки можно менять (даже самостоятельно) только неисправное изделие, а не всю систему целиком. Кроме того, необученные электронные компоненты равноценны - их можно использовать на любом автомобиле. Делать для машины индивидуальные рабочие кодовые ключи, иммобилизатор или контроллер впрыска не потребуется.теля брелок-транспондер (кодовый ключ) нужно подносить к считывателю, а затем уже обычным способом включать зажигание. До последнего времени у нас не было замка зажигания со встроенной считывающей антенной и, соответственно, ключа с транспондером в головке. Ситуация изменилась совсем недавно, и теперь не за горами новая модель иммобилизатора АПС-6. Степень защиты на электронном уровне в нем еще выше, _ а мастер-ключ хранить на запасной связке. чем в АПС-4, поскольку применяется Когда разрабатывали АПС^, придвойная идентификация. В конструкменили последнее для того времени ции заложено удобство использования слово криптографии в противоугон- исключено дополнительное снятие ных комплексах - систему кодировакомплекса с охраны. Просто вставляния типа challenge-response (запрос- ешь ключ зажигания в замок и пускаответ). Принцип здесь напоминает игешь двигатель. Кроме того, максимальру в города - на последнюю букву нано использованы возможности аппаразвания города должно начинаться туры иммобилизатора. Добавлена другое, от следующего участника игфункция управления реле стеклоподъры. Точно так же «договариваются» емников. Есть два режима предупрежмежду собой контроллер управления дения: о ключе, забытом в замке зажидвигателем и иммобилизатор, с одной гания, и о невыключенных габаритных стороны, иммобилизатор и кодовый огнях. Еще одно важное нововведение ключ-транспондер - с другой. Причем - встроенная система самодиагностикоды доступа между этими парами ки. Все цепи иммобилизатора можно разные и соответствуют алгоритму проверить и считать с помощью тестеили правилу, известному только им. ра необходимую информацию как при Таких возможных комбинаций кодов сборке автомобиля на конвейере, так и 1,8х1019! Генерируются они случайным в процессе эксплуатации на станции образом, то есть подобрать код достутехобслуживания. Все это улучшает па за какое-либо разумное время прапотребительские свойства АПС-6, так ктически невозможно. что теперь правильнее говорить не Кроме основной функции - запрета просто об иммобилизаторе, а о протинесанкционированного использовавоугонном комплексе с дополнительния автомобиля, в АПС-4 заложено и ными сервисными функциями. управление плафоном освещения саВнедрение АПС-6 в серийное произлона, что обеспечивает плавное гашеводство будет идти параллельно с выние подсветки (можно, например, окипуском уже существующих систем. Это нуть взглядом салон при установке авзначит, что он будет совместим с ними томобиля на ночную стоянку). по принципу «снизу вверх», то есть возможен монтаж новинки в ранее выпущенные вазовские машины с АПС-4. БЕЗ ЛИШНИХ ДВИЖЕНИЙ Отдельные кодовые ключи иммоби- При этом потребуются лишь замена лизаторов АПС-2 и АПС-4 - это незамка зажигания и незначительная до1»1 удобно. Перед каждым пуском двига- работка электропроводки.