62
63
64
ТЕХНИКАШОКОВАЯТЕРАПИЯВАЖНЫ ЛИ АМОРТИЗАТОРЫ ДЛЯ РЕТРОМОБИЛЯ?ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, ВЛАДИМИР ТРУСОВ/у FП Тсправляются с большинством неровностей, пасуя лишь перед глубокими ямами и колдобинами. Однако как они это делают? Не надо быть экспертом, чтобы ощутить раздражающие постукивания на небольших швах и стыках асфальта. А подпрыгивания на волнообразных неровностях, от которых начинаешь парить над сиденьем, то встречаясь с ним, то расставаясь вновь, просто утомляют. Нет, я никоим образом не настраиваю читателей против их же авто. Это, к сожалению, жизнь. Припомните изобилующее кренами и запаздываниями поведение «жигулей» на дороге, даже не вызывающее желания пройти поворот побыстрее. А если уж вы рискнули это сделать, то готовьтесь к своенравной траектории, боковой раскачке, прочим неудобствам. На этом автомобиле чем меньше трогаешь руль, тем стабильнее его поведение. А теперь продукция из Польши. «ДЕЛФИ» Казалось бы, по конструкции - та же «гидравлика», причем того же «рабочего» черного цвета. Но словно кто-то поработал над дорогой за тот час, пока мы меняли комплект амортизаторов. «Пятерка» перестала вспархивать на пологих волнах, донимать ездоков резкими толчками. Заметно сгладились и мелкие неровности: теперь они отзываются лишь слабыми постукиваниями. Конечно, до идеала еще далеко, но то, что ВАЗ-2105 стал заметно комфортнее, очевидно. Изменилась и управляемость - теперь «Жигули» охотнее заезжают в поворот, не отклоняются с намеченной траектории. Даже боковая раскачка на неровностях, так мешавшая в предыдущем варианте, почти исчез-Идея индивидуального подбора амортизаторов для «классики» некоторым покажется абсурдной. Дескать, зачем тратить время, пытаясь усовершенствовать морально и технически устаревшие «жигули». Однако оставить без внимания самые дешевые и массовые вазовские машины, конечно же, нельзя. В основе этого теста лежит идея сравнения недорогих амортизаторов, которые в основном и используют на подобных автомобилях взамен изношенных штатных.Итак, редакционный ВАЗ-21053 и семь комплектов амортизаторов, самых разнообразных по конструкции и происхождению. ГРОДНЕНСКИЕ Для начала - «базовая» комплектация с продукцией из Гродно. Вообщето на конвейере устанавливают изделия СААЗа, но Гродно - основной поставщик запасных частей. Напрасно рассказывать читателям об особенностях поведения автомобиля, на котором они уже ездят не один десяток лет. И все же. Плавность хода, на первый взгляд, неплохая. ПодвескиГЗААИзготовитель / Гродненский завод автомобильных амортизаторов, Белоруссия Тип / двухтрубный Ход штока / спереди -100 мм, сзади -188 мм Цена / 660 руб. за комплектDefflИзготовитель / завод «Кросно», Польша Тип / двухтрубный Ход штока / спереди - 98 мм, сзади -182 мм Цена / 734 руб. за комплектВариант без каких-либо выдающихся способностей. Комфорт на «троечку», управляемость - тоже.Хороший вариант для любителей комфорта. Однако плата за это - кренистость машины.i _ 1.2 -1.0 -0.8 -0.6 -0,« -0.2 0,0 0.2 0,4 0,6 0.0 1.0 1.2 Спорость, м/сЮ1 , , . 1 -1,2 -1.0 -0,8 -0.6 -0,4 -0,2 0.0 0.2 0,4 0,6 0,8 1.0 1,2 Скорость, м/с «Оказывается, амортизаторная тема актуальна не только ря флагманов отечественного автопрома...» ла. В общем, «пятерка» стала куда внимательнее к действиям водителя. Лишь большие крены кузова попрежнему осложняют ему жизнь, а в целом - очень неплохо!Sachs Touring Изготовитель / Германия Тип / двухтрубный Ход штока / спереди - 98 мм, сзади -178 мм Цена / 1420 руб. за комплектDelfi Duocontrol Изготовитель / завод «Кросно», Польша Тип / двухтрубный Ход штока / спереди - 98 мм, сзади -182 мм Цена / 1550 руб. за комплект.*тa2so Л150100 50 0 -50 -100«ДЕЛФИ ДУОКОНТРОЛЬ» Амортизаторы того же производителя, но откровенно коммерческого вида. Похоже, не всегда яблоко от яблони падает близко. Немного изменилась конструкция и, как следствие, характеристики, и вновь подвески не балуют нас особым комфортом. Дороги опять стали неровными, а вертикальные ускорения резковатыми. Это, конечно, не базовый вариант, но по характеру весьма похожий. Естественно, появились вибрации при проезде мелких неровностей, и теперь они хорошо ощутимы на полу и даже подушках сидений - пожалуй, даже сильнее, чем в стандартной комплектации. Зато «пятерка» гораздо меньше кренится, быстрее реагирует на команды, стабильнее в экстремальных ситуациях. Правда, срывы в скольжения стали резче, а на «переставке» появилась склонность к колебаниям. В общем на порядок спортивнее, но, честно говоря, предыдущий вариант располагал к себе больше.// м м передний и — задний / отвоиСЖАТИЕ_£эСкорость, м/с-1,2 -1.0 -0.8 -0.6 -0.4 -0.2 0.0 0,2 0,4 0.6 0.8 1,0 1,22 -1,0 -0.8 -0.6 -0.4 -0.2 10 0.2 0.4 Of 0.8 1,0 1,2Скорость, м/сSachs Touring и Delfi Duocontrol во многом родственны и различаются лишь нюансами. «Умеренный» комфорт и надежная управляемость - вот их девиз. «САКС ТУРИНГ» Разбавим польский дуэт амортизаторами из Германии. Как это ни удивительно, большой разницы в плавности хода, по сравнению с «Делфи дуоконтроль» не ощущается: снова довольно жесткое прохождение мелких неровностей, резкие вертикальные толчки на пологих волнах. А вот управляемость немного изменилась к лучшему. На немецких амортизаторах автомобиль четче реагирует на действия рулем и газом, что позволяет говорить о некотором преимуществе «Сакс», например, при выполнении маневра «переставка». «ПЛАЗА» Единственная модель газонаполненных амортизаторов высокого давления. ВАЗ-2105 гут же вызывает ассоциации с мячиком, скачущим по верхушкам волн. Причем скачки эти настолько интенсивны, что соперничать с ними может лишь стандартный вариант, да и тот, пожалуй, предпочтительнее. Естественно, досаждают и «шлепки» от мелких неровностей, с особой тщательностью передающиеся на кузов машины. Хотите верьте, хотите нет - ценители погонять останутся разочарованными «Плазой». Лишь небольшие крены кузова да уменьшение запаздываний могут послужить оправданием этому варианту. В пассиве - возросшая недостаточная поворачиваемость и очень вялые реакции на сброс газа, которые не позволяют достичь высоких результатов. В целом данная модель «Плазы» способна соперничать лишь со стандартными амортизаторами. Видимо, поэтому появился еще один комплект питерских амортизаторов. «ПЛАЗА СПОРТ» Надо быть очень большим поклон10/2001 ником «классики», чтобы ездить на /г«а них каждый день. Первое ощущение - _____ ТЕХНИКАв подвески поставили деревянные чурбачки. «Пятерка» демонстративно отказалась демпфировать неровности, снисходя лишь до глубоких колдобин. Здесь подвески непробиваемы, но плата за это - ударные нагрузки не только на автомобиль, но и на ваш организм. Вот если разогнаться посильнее, «Плаза Спорт» начинает проявлять некоторое снисхождение: «Жигули» словно парят над дорогой, почти не замечая изъянов покрытия. На управляемость влияние спортивных характеристик куда весомее, правда, опять-таки в режимах, близких к экстремальным. Поначалу вы ощущаете лишь отсутствие кренов кузова да цельность откликов машины, и лишь подобравшись к грани возможного, удается ощутить и благоприятную подруливающую работу задней оси, и возросшие предельные возможности машины. Все это, конечно, здорово, но мы далеки от спортивной тематики, а посему - амортизаторы с газовым подпором низкого давления. «МОНРО ОРИДЖИНАЛ» Уф! Необходимо даже некоторое время, чтобы вернуть оценочную планку в требуемое состояние. На этих амортизаторах ВАЗ-2105 вроде бы жестковат, по крайней мере, на первый взгляд. Он довольно подробно повторяет и профиль полотна, и более мелкие дорожные неровности. Однако логика в этом чувствуется. С ростом скорости мускулистость подвесок уже не кажется чрезмерной, по крайней мере, она не утомляет взлетами и падениями. Конечно, этому варианту далеко до комфортных «Делфи», но с остальными есть в чем поспорить, ибо вертикальные перемещения автомобиля подкупают не только цельностью, но и эластичностью. Весьма удобной стала «пятерка» и в управлении. Конечно, после спортивной «Плазы» вновь чувствуются крены кузова, но в остальном автомобиль очень понятен и логичен. Стабилен на прямой, цепок в повороте и при этом никакой раскачки или своеволия в выборе траектории. Пожалуй, весьма интересный вариант для тех, кто ценит в машине и комфорт, и умение ездить быстро. Если не принимать во внимание цену, наши симпатии и антипатии распределились так, как указано в подписях к фото. 1»1