I КОМПАНИИ И РЫНКИ IТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОогда, буквально по копейке скопив некую сумму, мы отправляемся в магазин, чтобы купить автомобиль, каждый из нас не просто осуществляет свою многолетнюю мечту, но еще и пополняет государственный бюджет. Вносит в него средства, необходимые для содержания милиции и народных депутатов, выплаты пенсий и пособий матерям-одиночкам и т. д. То есть приносит пользу стране! Только вот как измерить масштабы этой пользы? Скольких матерей-одиночек содержит, напри165 тыс. руб. (не совсем, конечно, прамер, каждый владелец «шестерки»? вильно «суммировать» междугородный ЛиАЗ с маленькой «Окой», но для таких КОНВЕЙЕР РАБОТАЕТ расчетов это позволительно), а в каждом КОПЕЕЧКА КАПАЕТ усредненном транспортном средстве Оказывается, когда автомобиль, котоналогов - 29,8 тыс. руб., или 18%. Прирый кто-то из нас собирается купить, сучем специалистыговорят,что в грузовиществует только в виде цифры в плане - ке эта доля чуть меньше, а в легковом предприятие уже начинает платить за автомобиле - больше. То есть в каждом него налоги. Их сегодня несколько. Во- отечественном автомобиле примерно первых, конечно, это налог на приодну тысячу долларов составляют налобыль - его платят все автозаводы (даже ги! Но все равно, вроде бы, не очень если прибыли с гулькин нос) - 35%. Замного. Только не забывайте: автомотем - НДС, акциз (его берут не со всех биль-то еще даже до магазина не добавтомобилей, а только с двигателя мощрался и цена его пока - оптовая... ностью свыше 90 л. с), налоги на пользователей дорог, на заработную плату, на ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА - ПОЛУШКА имущество, на рекламу... А за воротами завода в ожидании авВ итоге получаем цифры. Российский томобиля целая когорта продавцов - опавтопром - это не только АвтоВАЗ и товых и розничных, так что пока он доГАЗ, но еще около 300 заводов по произберется до конкретного автосалона в водству комплектующих и примерно Саратове или Новосибирске - может миллион работников. За прошлый год пройти через множество рук. В резульвсе они вместе произвели продукции на тате «маржа» - разница между ценой, за 200 млрд. руб.; средний уровень рентакоторую машину купили на заводе, и бельности составил 10% (по мировым той, по какой ее сбудут конечному клипоказателям мало, но куда нам пока до енту, может составить до 300 (!)%. Это развитых стран...). Прибыль всех этих крайний вариант, когда в сделке участпредприятий составила примерно вуют вконец обнаглевший продавец 20 млрд. руб., а вот налогов только в феи ничего не смыслящий покупатель. деральный бюджет они заплатили... А так маржа составляет 30-50% и зави29,8 млрд. руб. Что соответствует сит от спроса, транспортных расходов, 1 млрд. долл. США. арендной платы и многого другого. Конечно, эти суммы они выплатили Обычная прибыль продавца сегодня не из оборотных средств предприятий примерно 10%, из которой четверть (если бы у наших автозаводов были тапридется уплатить в качестве налога. кие деньжищи - не мы бы Америку доИтого - 4-5 тыс. руб. Естественно, затем гоняли, а она нас), а включили в стоиих заложат в стоимость автомобиля. мость автомобиля, переложив на могучие плечи потребителя. Нас с вами. ТеДВИГАТЕЛЬ РАБОТАЕТперь, собственно, несложно подсчитать, ГОСУДАРСТВУ ПОЛЬЗА сколько налогов содержится в каждом Но по-настоящему нести «золотые яйавтомобиле, когда он выезжает из завоца» в казну автомобиль начинает тогда, дских ворот. когда новый владелец садится за руль. В прошломгодув стране округленно И пресловутый дорожный налог тут ™}^ было произведено 1 млн. 200 тыс. легкосущая ерунда. Владелец «Жигулей» в го вых автомобилей, грузовиков и автобу- Москве, к примеру, выкладывает всего —— сов. Средняя стоимость каждого - около 225 руб. в год (правда, с будущего закоКСКОЛЬКО НАЛОГОВ/ЛИКБЕЗВ АВТОМОБИЛЕ?I1нодатели планируют значительно увеличить поборы). Главные налоги, как рассказал президент Российского топливного союза Сергей Борисов, заложены в бензине и прочих ГСМ, без которых автомобиль не проедет ни метра. В каждом литре топлива - около 60% составляют разные налоги и акцизы. Если средняя цена бензина АИ-92 в России 8 руб. за литр, то налогов из них - 4 руб. 80 коп. В среднем один автомобиль за год проезжает около 20 тыс. км, расходуя 2000 л топлива. Значит, за это время он заплатит в бюджет 9600 руб! Одно радует - в большинстве стран Европы «бензиновые налоги» еще больше 75-80%, а в Великобритании и вовсе превышают 85%. Там считают, что гораздо выгоднее продать потребителю раз в несколько лет дешевый автомобиль (производители, как правило, облагаются не очень высокими налогами), а потом поставить его перед необходимостью все время заливать в бак дорогой бензин. Куда он, родной, денется - оставит что ли любимую машинку ржаветь в гараже или на стоянке? Не дождетесь! КТО В СТРАНЕ ГЛАВНЫЙ? Если попытаться кратко подвести итоги, то получится, что наш автолюбитель для государства (и его бюджета) действительно курица, несущая золотые яйца. Один автомобилист ежегодно, часто сам того не зная, приносит стране больше 10 тыс. руб. налогов. Между прочим, матери-одиночке от государства полагается пособие... 180 руб. в месяц, значит, один владелец «Лады» «содержит» 4,6 неполных семьи! Но это шутка. А если серьезно, то в любой стране владелец транспортного средства один из самых желанных «объектов» для налогообложения. Свой автомобиль он не спрячет в оффшорной зоне или швейцарском банке, а колеса наматывают каждый день не только десятки километров, но и накручивают немалые денежки, которые автоматически «капают» в казну. Так что любить и холить его у нас просто обязаны и государственные чиновники, которым из его денег выплачивают зарплату (не самую маленькую), и пенсионеры вкупе с матерямиодиночками (причины изложены выше). Однако первые все норовят придушить нас новыми налогами, а пенсионеры часто с возмущением вголосеосуждают «богатеев», которые весь двор своими личными машинами заставили. Обидно, понимаете ли... I»I