201
/СТРАНИЧКАИСТОРИИРано или поздно «жигулевский» моторчик вентилятора начинает противно визжать. В ЗР № 5 за этот год на с. 179 было предложено несколько опробованных вариантов решения этой проблемы. Предлагаю еще один: установить шарик диаметром 3-5 мм под ось якоря, как показано на рисунке. Для этого потребуется укоротить ось на длину, соответствующую шарику, и на торце сверлом сделать зенковку для ее центровки. Отремонтированные таким способом моторчики служат безотказно много лет.КЛАПАННАЯ ЭТАЖЕРКАДВИГАТЕЛЬ С ГИБРИДНЫМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕМпаны, поэтому-то гибридное газораспределение чаще применяли на авиационных двигателях с воздушным охлаждением. На автомобилях подобные агрегаты прожили недолго опять-таки, по причине завидного масляного аппетита - уступив место традиционным, более простым кла1*1 панным механизмам.Схеиа двигателя «Мьессе»: 1 - клапаны; 2 - впускной канал; 3 - гильза; 4 - выпускной патрубок; 5 - пружины; 6 - коромысло; 7 - штанга; 8 - распредвал.ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВпервые десятилетия прошлого века несколько известных в ту пору фирм строили бесклапанные двигатели с гильзовым газораспределением (ЗР, 1997, № 11). Моторы работали очень тихо, но в сравнении с обычными были сложны в изготовлении и беззастенчиво пожирали масло. Большинство производитеС. РЯБОВ, МАГНИТОГОРСК лей оставались приверженцами клапанов. Весьма оригинальной оказалась а два года эксплуатации «Волги» ГАЗ-3110 убедился в полезности конструкция, совмещающая обе схесистемы ЭПХХ карбюратора К-151. мы газораспределения. На некоторых Однако контакты микровыключатеавиационных и автомобильных мотоля 422.3709 со временем перестают рах, в частности, бельгийской фирмы исправно работать, а контролиро«Мьессе», клапаны стояли один над вать их состояние непросто - они упдругим на едином штоке, а между нирятаны под воздушным фильтром. ми располагалась небольшая гильза Но делу можно помочь. Я собрал (см. рис). При рабочем ходе поршня простенький индикатор и вывел его в клапаны были в верхнем положении салон. В нижней части накладки - нижний перекрывал вход в ци3110-5702247 на наклонной стойке у линдр. Для выпуска оба клапана опущитка приборов просверлил отверскались. Нижний открывался, а межстие и установил красный светодиод, ду верхним и гильзой оставался зазор предварительно покрыв его клеем для выхода отработавших газов. При «88». Припаял к нему провода и чевпуске клапаны смещались еще нирез резистор 1 кОм подключил паже. Верхний, перекрывая вход в гильраллельно электромагнитному клазу, сдвигал ее вниз. Опускаясь, гильза открывала впускные каналы. Гильза пану Светодиод во время движения свеи клапаны возвращались в исходное тится, а при отпущенной педали поположение под действием мощной дачи топлива гаснет, причем свет не возвратной пружины. К достоинствам необычной констмешает управлять автомобилем даже ночью. Таким образом, я постоянрукции относили упрощенную регуно имею информацию о работе миклировку зазоров, поскольку клапаны одного цилиндра приводила в дейстровыключателя и системы в целом. вие единственная штанга. Свежая раВ. БРЮХАНОВ, МОСКОВСКАЯ ОБА., БАЛАШИХА бочая смесь неплохо охлаждала кла-ВЗ