СТАРТЕР, ЕЩЕ СТАРТЕР!КАЖДОЙ «ДЕСЯТКЕ» - ЗАВОДНУЮ РУКОЯТКУТЕКСТ ФЕДОР МАСЛОВ ТЕКСТ / Ф/КАЧЕСТВОы давно привыкли мириться с детскими болезнями отечественных автомобилей. В последнее время ситуация стала меняться, однако не всегда в лучшую сторону. У машин вслед за детскими все чаще вылезают еще и юношеские болезни, недуги переходного возраста и т. д. Эксперименты над терпеливыми потребителями набирают обороты. Еще не утихли страсти вокруг «десятой» коробки передач (массовые поломки вторичных валов), как начались новые проблемы - теперь выходят из строя... стартеры. Известно, что у автомобилей «десятого» семейства с завидной регулярностью летят оригинальные узлы и детали, отличные от проверенных временем и относительно надежных «восьмерочных» запчастей. Фокусов от оригинального стартера, из цепи включения которого удалили реле, ждали долго. И, похоже, дождались. Заряженное ружье... бабахнуло! За несколько месяцев этого года на трех редакционных машинах «десятого» семейства вышли из строя семь (!) стартеров (больше других три - на «одиннадцатой», VIN ХТА 211100 Y0023549). Причины разные. Из недр двух стартеров вылезла наружу обмотка ротора, на одном она просто оторвалась от коллектора (мелочи, нестабильность производства). Остальные четыре изделия сгорели - в прямом смысле слова. Причина в том, что стартер не выходил из зацепления с маховиком.В одном случае это произошло по вине подклинивавшего замка зажигания, виновника других «возгораний» точно определить не удалось - как говорится, варианты обсуждаются. Помнится, мы неоднократно критиковали редакционные автомобили ВАЗ-1111 «Ока», на которых часто выходили из строя двухвыводные катушки зажигания. Дескать, дороговат «расходный материал» - около 200 рублей за изделие. Маленькие дети - маленькие беды. Старший вазовский собрат потребляет в качестве расходного материала стартерым0-0-ОЧЕНЬ ДОРОГИтые», и «девятые» стартеришки в дефиците, да еще почти уравнялись в цене. Один - две с половиной, другой - почти три тысячи рубчиков (кажется, мы не одиноки). Продавцы в магазине тоже стали хитрить: «Подпишите вот здесь, что ставить будете на уполномоченной ВАЗом станции технического обслуживания, иначе... гарантия на стартер не распространяется». Вот так штука! А тут еще читатели начали звонить: дескать, в провинции цена на стартер доходит до 6 тыс. руб.! Так что это, бедствие в масштабе страны? Обращаемся на ВАЗ и КЗАТЭ: объясните, мол, в чем дело? В ответ - тишина. Второй запрос снова безрезультатно. Будем воспринимать молчание, как признание проблемы? Или как пренебрежение к сотням тысяч потребителей? Большинство проблем рано или поздно решается. Иногда - «сами собой», иногда - по «удачному стечеЗАПЧАСТИ К ДЕШЕВЫМ нию обстоятельств». Полегчало, кажется, и со стартерами. То ли изготовитель взялся за ум, то ли сработал старый принцип ремонта отечественных машин - меняешь узел, пока не попадется нормальный. Так частенько бывает с термостатами, модулями зажигания, датчиками системы распределенного впрыска, контактными группами, теперь вот и до стартеров дошли. Скоро, наверное, с по цене... М-да, здесь придется помашинами так будем поступать: подробнее. Когда сгорел первый «Дайте две, а то они часто ломаютстартер, мы, ничего не подозревая, ся». А если говорить серьезно - семь пошли в магазин и купили новый за раз по 2500 складывается в 17 500 2200 руб. Второй брали спустя пару рублей или почти $600. Если кто на недель уже за 2600 - с чего бы цены АвтоВАЗе (ГАЗе, СеАЗе, КамАЗе и так выросли? Третий раз закинули т.д.) подзабыл, напоминаем - за эти невод через неделю с небольшим. деньги можно купить... двигатель в Ого, уже 2900! Нет, возьмем-ка мы сборе или подержанные «Жигули», «девятый» за 1700 рублей да перебечей допотопный стартер вряд ли рем, благо при этом приходится меподведет! Об этом стоит помнить, нять не так много деталей (ЗР, 2000, «выбрасывая» из схемы очередное реле или перекладывая на владель№ 12). цев доводочные испытания. Недели летели одна за одной. P.S. Когда материал готовился к пеСтартеры - тоже. Когда нам пришлось искать «расходное» изделие чати, на «одиннадцатой» сгорел четеще через пару месяцев (последний вертый по счету стартер. Итого - вокупленный стартер продержался до- семь. Водитель утверждает, что стар- ™* 1»1 с-| о-олго), обнаружили, что и «десятер включился на ходу!МАШИНАМПОРОЙ БЫВАЮТ