176
177
178
БЕЗОПАСНОСТЬРЕЙД ДОРОГИ РОССИИБыстрее – за деньгиНам уже который год обещают, что планируемая сеть платных автодорог способна в корне изменить привычную жизнь автомобилистов. Но пока в категорию платных переводят лишь наиболее оживленные участки основных магистралей страны. В товарно-денежные отношения с дорожниками вступили Игорь Моржаретто и Георгий Садков (фото).Мы решили узнать на  собственном опыте, каково будет ехать по  трассе «Дон» уже этой осенью, когда на  платную основу переведут три ее участка общей протяженностью 115 км. Если конкретно, это вновь построенные обходы городов Богородицка и Ефремова в Тульской области, а  также Задонска и  села Хлевного  – в  Липецкой. Новые участки практически достроены (а некоторые даже сданы), но  денег за  проезд не  берут. Пока. Поэтому уже сейчас можно спокой-но сравнить, где быстрее и комфортнее ехать – по старым бесплатным дорогам или по новым платным.ЗА КОМФОРТ НЕ ЖАЛКОПервый участок – объезд Богородицка: 35  км отличного шоссе с  разделительным барьером посредине и разметкой; вдоль трассы выстроились фонарные столбы, правда, света пока нет. Шикарная дорога: можно мчаться со  скоростью до  120  км/ч (когда участок будет полностью запущен, говорят, разрешат даже быстрее…). Мы и пролетели весьотрезок за какие-то 16 минут, привычно не заплатив ни копейки. Но осенью (точную дату пока не  называют) тут появятся турникеты, у  которых придется достать кошелек. Вторая платная альтернатива совсем недалеко: обход города Ефремова. Но  в  конце мая здесь еще полным ходом шли строительные работы и  проехать по  нему не  удалось. Говорят, он ничем не хуже первого: и барьеры есть, и разметка, и свет… Первая категория! Длина – 34 км. Третий участок  – самый протяженный: 52  км; он огибает город Задонск и село Хлевное. Этот готов полностью, а  еще интересен тем, что одна его часть (20 км в объезд Хлевного) сдана в эксплуатацию более десяти лет176 За рулем 07/2010 назад и там уже вовсю собирают с проезжающих деньги. За легковой автомобиль надо отдать 20 рублей. Большинство автомобилистов-транзитников предпочитают заплатить за  комфорт и  скорость. Мы остановились у  развилки двух дорог (платной и  обычной), недалеко от  турникета, и  в  течение получаса добросовестно считали машины. Водители восьми легковушек из  десяти выбирали платный вариант! А  почти все, кто сворачивали на  бесплатную, были с  местными, «48-ми» номерами! Если вычесть пару минут, потраченных на  проезд через турникет, то все 52 км можно преодолеть за 25 минут – на разрешенной скорости!. В обратный путь решили двинуть по  альтернативным дорогам. Честно говоря, думали увидеть там грязь и  разруху, сфотографировать ямы, в  которые проваливаются машины… Ничего подобного мы не нашли. Во всех трех случаях бесплатная дорога – вполне приличного качества и везде соответствует требованиям третьей технической категории: асфальтовое покрытие, по полосе в каждую сторону, посредине, как правило, двойная сплошная. Скорость ограничена ПДД  – стандартные 90  км/ч за  городом. Но  большей частью дорога проходит по  территории населенных пунктов, где максимальная разрешенная скорость иной раз  – 40  км/ч. Хватает и светофоров, и «лежачих полицейских». Приходится быть осторожным и по другой причине: трассу то и дело перебегают местные жители, часто нетрезвые. Немного статистики. Старая дорога через Богородицк – это 32  км, на  проезд мы потратили всего полчаса. Но по объездной (35 км) все равно вдвое быстрее. Бесплатная дорога через Задонск, Хлевное и Конь-Колодезь длится 48 км (в обход – 52 км), но ехать по ней почти час! Кстати, там у нас местами пропадала мобильная связь  – еще одно неудобство. По  платной дороге опять получается в  два раза быстрее. И безопаснее. А теперь краткий вывод из результатов нашего небольшого рейда: принципиальных неудобств платные дороги в  нашу жизнь не  внесут. Наоборот, ехать по  ним можно быстро и  с  комфортом, потому их, без сомнения, выберут те, кто ценит время и  безопасность. И всегда существует альтернаА ЕСЛИ НЕ ПЛАТИТЬ?Будущий платный участок трассы М4 в районе Задонска. Красота! Новый объезд Богородицка наш GPSнавигатор пока не находит. На самом деле здесь не чистое поле, а современный автобан. На трассе «Дон» повсюду идет масштабная реконструкция. К 2014 году на всем своем протяжении она получит первую категорию.НАША СПРАВКА В среднем по Европе проезд на легковом автомобиле по платной дороге обходится в 0,1 евро за 1 км. Но это если платить разово; когда ездишь регулярно, выгоднее купить абонемент – так гораздо дешевле. В небогатых странах Восточной Европы, например в Словакии, за 1,5 евро можно кататься по местным автобанам в течение двух недель. В Чехии за 5 евро – неделю, а за 45 евро – целый год. Ночные и сезонные проездные еще дешевле. А в соседней Белоруссии за 300 км Минской трассы, которая по качеству приближается к автобану, с транзитных путешественников взимают сумму, эквивалентную 1 доллару. Местные жители от платы освобождены.За рулем 07/2010 177 БЕЗОПАСНОСТЬ | РЕЙД ДОРОГИ РОССИИтива. Вот мы и  подошли к  самой су­ ти: общество согласится на  появление платных трасс, если у них обязательно будут бесплатные дублеры! И если так­ са за  проезд не  вырастет до  нереаль­ ных цифр. Нам обещают, что ее уста­ новят на  уровне 1  рубля за  1  км для легковых автомобилей, от  2 до  4  ру­ блей  – для грузовых (в  зависимости от  веса). За  115  рублей в  сумме я, по­ жалуй, соглашусь объехать населенные пункты и с ветерком полететь в сторо­ ну моря… Правда, уже в будущем году соглас­ но планам дорожников протяженность платных участков на  трассе «Дон» уве­ личится, а  в  2014  году, чтобы доехать с комфортом до столицы зимней Олим­ пиады, придется отдать почти 800 руб­ лей! Считай, бак бензина по сегодняш­ ним ценам. И это если не повысят тари­ фы. Вот тут я уже крепко подумаю, ка­ кую дорогу выбрать…НА ПОЛТОРА ТРИЛЛИОНАК турникету при въезде на участок дороги возле села Хлевное очередей пока нет. Но летом будут: тут проходит до 50 тыс. автомобилей в сутки.Всего в доверительное управление гос­ компании «Автодор» в 2010–2011 годах планируется передать три федераль­ ные трассы. Кроме М4  «Дон» (протя­ женность  – 1517  км) и  М1  «Беларусь» (450  км), это М3  «Украина» (489  км). Всего из  3  тыс.  км, которые отойдут «Автодору» до  2015  года, платными станут 1412 км (46%). Все доходы пла­ нируется направлять на  содержание и  ремонт подведомственных компа­ нии дорог – как платных, так и альтер­ нативных. Уже через пять лет, по оцен­ кам экспертов, «Автодор» сможет от­ казаться от  федеральных субсидий и  жить «на  свои». А  пока общий объ­ ем капиталовложений в развитие плат­ ных трасс запланирован в размере око­ ло 1,5  трлн.  рублей, причем большую часть этой суммы составят, естествен­ но, бюджетные средства. Планируются и  частные инвестиции, примерно 30– 35% всей суммы.ПЛАТНЫЕ УЧАСТКИ НА ТРАССЕ М4 «ДОН»Год 2010 2011 2012 2013 2014 Участки3 участка: 225–260-й км (обход Богородицка), 287–321-й км (обход Ефремова), 414–464-й км 6 участков: 21–48, 48–71, 117–211, 330–355-й км (обход Яркина), 414–455-й км (обход Ельца), 1119–1195-й км 3 участка: 71–117, 492-502-й км (новый обход Воронежа, 1-й этап), 544–633-й км 3 участка: 948–1024, 1091–1119, 211–225-й км 3 участка: 502–517-й км (новый обход Воронежа, 2-й этап), 633–658-й км (обход Лосева), 658–700-й км (обход Павловска)Длина длина вводимых Общая участков, км участков, км115,5 298,3 144,8 119 88,7 115,5 413,8 558,6 677,6 766,3Качество альтернативных дорог неплохое, но проложены они, как правило, через населенные пункты. Хватает и светофоров, и пешеходов-нарушителейСПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙБудут ли выгодны платные дороги?4% да, это даст дополнительные средства дорожному хозяйству11% да, немного разгрузятся важнейшие трассы 14% нет, только прибавится хлопот водителям нет, собранные 71% деньги снова уйдут в песок178 За рулем 07/2010