160
161
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА ПРИБОРЫ ЗАЖИГАНИЯИскро-образованиеС устройствами для диагностики систем зажигания знакомят Геннадий Емелькин и технический эксперт компании «АмЕвро» Сергей Газетин.Даже у  самых современных автомобилей редко встретишь полноценную самодиагностику систем зажигания, поэтому для работы с ними нужно специальное оборудование и,  конечно, определенные технические знания, опыт, умение искать и устранять неисправности. Обычно ЭБУ контролируют только первичную цепь зажигания и могут обнаруживать изменение тока в  ней  – например, при  обрыве, коротком замыкании, повышении сопротивления. Но  даже этот минимум поддерживается далеко не  всеми блоками управления. А  уж о  вторичной цепи, в  которой происходит повышение напряжения и передача энергии на искровой промежуток свечи, и говорить не приходится. Неисправностей вторичной цепи большинство ЭБУ либо вообще не  замечает, либо узнает о  них по  пропускам воспламенения смеси в  цилиндрах. Начиная с  1996  года это стало нормой для ЭБУ североамериканскогорынка, а с 2001 года – и европейского. Однако даже если пропуски обнаружены (что удается не всегда), то в них не  обязательно виновато зажигание. Часто причиной тому неполадки в  топливоподаче (например, перебои в работе форсунок), механике двигателя (снижена компрессия в отдельных цилиндрах) и т. д. Итак, система зажигания требует специфических подходов. Рынок предлагает немало довольно простых устройств для ее экспрессдиагностики. Одно из самых полезных и давно известных – искровой разрядник. Хороший разрядник, при всей своей простоте и дешевизне, позволяет не  только проверить наличие искры между электродами, но  и  судить о способности системы зажигания развить достаточно высокое напряжение во вторичной цепи. Другой пример удачного и  недорогого решения  – тестер для поиска утечек во  вторичной цепи. Им можно отыскать не  только повреждениявысоковольтных компонентов (катушки и  модули зажигания, провода), но  и  выявить самые незначительные утечки. Тем самым  – диагностировать неисправности на ранних стадиях развития. Есть более совершенные, но  и  более дорогие устройства. Например, тестер, позволяющий быстро и достоверно обнаруживать пропуски импульсов во вторичной цепи, то есть на свече. Синхронно с высоковольтными импульсами происходят вспышки светодиода, которые дублируются зуммером. При  низких оборотах коленчатого вала сбои в  работе увидит и  услышит даже нетренированный человек. Мало того, приборчик способен измерять амплитуду импульса  – величину напряжения пробоя и его полярность. Для сервиса, работающего с однойдвумя марками автомобилей, очень удобны специализированные приборы. Например, тестеры для  проверки катушек и модулей зажигания на автомобиле или на рабочем столе. Приборы ТКЗ-2 и ТМЗ-2, выпускаемые в Самаре, работают в  паре с  искровыми разрядниками. Созданные под модули ВАЗ и  катушки ГАЗ, они вполне подходят для проверки аналогичных компонентов на  большинстве иномарок  – нужны лишь несложные переходники, некоторые базовые знания и  электросхе-Три типа разрядников: верхний – прибор для проверки четырехвыводной катушки (модуля) зажигания, слева – разрядник, выполненный на базе свечи с увеличенным зазором, справа – с центральным расположением электродов в прозрачном корпусе. Этот тестер быстро и достоверно обнаружит пропуски импульсов во вторичной цепи, измерит величину напряжения пробоя и его полярность.Катушка исправна: на осциллограмме после фазы пробоя четко видна горизонтальная «полка», говорящая о стабильности искрового разряда.Катушка с внутренними утечками тока не способна поддерживать напряжение дуги. На данном участке оно непрерывно уменьшается.160 За рулем 07/2010 мы. Американские и  европейские аналоги в несколько раз дороже. Ну  а  на  вершине «зажигательной» пирамиды царят мотор-тестеры и  автомобильные осциллографы. Ими можно анализировать состояние системы зажигания не только качественно, но  и  количественно. Такие приборы способны измерять время накопления заряда, напряжение и  ток в  первичной цепи, пробивное напряжение и  напряжение дуги, длительность искрового разряда, а  также показывать эти параметры в виде гистограмм для удобства сравнения по  цилиндрам и т. д. Но главным режимом был и  остается вывод осциллограмм сигналов в первичной и вторичной цепях. Для специалиста именно осциллограмма – основной источник информации. Рассмотрите рисунки. Одного взгляда на экран достаточно, чтобы определить неисправность. Здесь показаны осциллограммы напряжения первичной цепи в исправной катушке зажигания и в неисправной. Но  и  самые умные приборы эффективны лишь в содружестве со светлой головой диагноста. Вопреки распространенному заблуждению, осциллографы и  мотор-тестеры позволяют выявлять далеко не все проблемы с зажиганием. Скажем, они малоэффективны, если сбой искрообразованияпроявляется лишь под большой нагрузкой, в  движении. Здесь более полезными могут оказаться разрядники и тестеры утечек. Напоследок вспомним о  таком важном показателе, как угол опережения зажигания. Для  его измерения служат стробоскопы (timing light). На  современных автомобилях угол рассчитывается блоком управления и  регулировке не  подлежит. К  этому уже привыкли, и многие полагают, что всю информацию легко получить с помощью сканера. На самом деле не всю! Сканеру можно доверять лишь при условии, что задающий диск на коленчатом валу никуда не  сдвинулся. Иначе грош цена такой диагностике! Вот тут-то и  пригодится старый добрый стробоскоп. Он  абсолютно достоверно определит момент зажигания относительно положения поршня (именно это и нужно диагносту), причем сделает это, даже если двигатель по  какимто причинам не пускается. А  есть  ли альтернатива стробоскопу? Есть – все тот же осциллограф, к одному из каналов которого подключен датчик давления в  цилиндре. Сопоставляя положение импульса зажигания и  пика кривой давления, достоверно определяют истинный момент искрового разряда относительно положения поршня в данном цилиндре.Тестер утечек во вторичной цепи зажигания способен выявлять неисправности в самом начале их развития. Тестеры ТКЗ-2 и ТМЗ-2 предназначены для проверки некоторых типов модулей и катушек зажигания, как установленных на машине, так и снятых – например, при покупке в магазине.Располагая осциллограммами изменения давления в цилиндре и напряжения в цепях зажигания, можно оценить величину УОЗ даже на глаз.На правах рекламы