226
227
228
229
БЕЗ ГРАНИЦПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРМАНИЯВетряки не устарелиВ нынешней Германии ветроэлектростанции – такой же символ технического прогресса, каким были ветряные мельницы в Cредневековье. Не меньше, чем об экологии, здесь заботятся о сохранении исторического наследия, будь то предметы искусства, архитектура или техника. Этому позавидовали Ольга и Владимир Аркуша, повидав земли бывшей ГДР. Маршрут: Берлин – Дрезден* – Мейсен – Веймар* – Нордхаузен – Бляйхероде – Гослар* – Вернигероде – Кведлинбург – Магдебург* – Виттенберг – Потсдам* – Берлин*.*Места ночлега.  С башни, венчающей резиденцию саксонского курфюрста в Дрездене, далеко видно  Эльбу. Слева – придворная церковь (восстановлена).Отправным пунктом маршрута стал Дрезден. Почему? Еще подростком я,  Владимир, прожил в  нем год (было это ровно полвека назад) и  сохранил самые приятные воспоминания. А теперь снова побывал на берегах Эльбы – и полюбил город уже повзрослому. Очень хотелось, чтобы это чувство разделила жена  – заядлая путешественница. Наконец июньским вечером 2009-го мы приземлились в  Берлине, пересели в  прокатное авто и помчались в Дрезден. Думаю, ценители прекрасного уже готовы про-должить: Дрезденская галерея, «Сикстинская мадонна». Угадали абсолютно верно, однако нас особенно очаровали картины менее растиражированные, но  также отмеченные большим талантом. Уверены, такие полотна найдете и вы, только не застряньте на  пиру языческих богов Рубенса: его обаятельные пьяницы заполонили несколько залов. Не менее прославлена здешняя архитектура, причем не готическими соборами, а  зданиями в  стиле барокко. Как известно, все они буквально подняты из  руин; москвичей особенноудивляет, что реставраторы обошлись без монолитного железобетона. Камень на камень, год за годом… Ну  а  поклонников готики ждет грандиозный кафедральный собор в  Мейсене  – до  него всего 30  километров. Если вам ближе малые формы, посетите мейсенскую мануфактуру  – родоначальницу европейского фарфора. Здесь любознательных проведут в «показательный» цех, не столь дотошные туристы осмотрят витрины фирменного магазина, и его цены окончательно убедят посетителя в высоких художественных достоинствах посуды,226 За рулем 07/2010    Энергию ветра здесь используют с давних времен. Поля современных ветряков – характерная деталь пейзажа.статуэток и светильников. А недорогой сувенир купите в другом месте. Перед поездкой нашли в Интернете забавный девиз Лейпцига: Mit Buch und Bach bekannt  – «Прославлен книгами и  Бахом». Конечно, книгопечатание и  память о  великом композиторе – далеко не все, чем знаменит город: тут и  погребок Ауэрбаха, памятный по «Фаусту» Гёте, и новые заводы БМВ и  «Порше», здесь  же выставочный комплекс. Как ни странно, менее известен памятник Битве народов 1813 года, в  которой были повержены войска Наполеона Бонапарта. Усеченная пирамида высотой 91  метр украшена (вернее, обставлена) снаружи и внутри каменными изваяниями древних воинов: памятник напоминает одновременно усыпальницы фараонов и монументы советской эпохи. Словом, Церетели отдыхает! Мемориал реставриру-ют к 200-летию битвы и 100-летию открытия, но зал со скульптурами и смотровые площадки, а также музей с панорамой сражения доступны для посетителей. Веймар, напротив, тих и  чужд грандиозности: памятник его самым известным гражданам  – Гёте и  Шиллеру  – запечатлел реальные черты поэтов. Правда, без  художественного преувеличения не  обошлось: бронзовые фигуры обоих – одинаковой высоты, хотя Гёте был ниже Шиллера. Однако негоже первому поэту Германии выглядеть мелковато… Век двадцатый оставил земле Тюрингия напоминания о  времени, когда музы молчали. Совсем недалеко от  Веймара мемориал жертвам концлагеря Бухенвальд, еще один, «Миттельбау-Дора»,  – в Нордхаузене: здесь узники со  всей Европы строилидля вермахта ракеты «Фау». Хотелось увидеть одну из  штолен, где действовал подземный завод, но  расписание экскурсий не  совпало с  нашим графиком. Зато в живописном городке Бляйхероде нашли здание бывшего института RABE, в  котором советские специалисты сразу после войны изучали немецкие ракетные технологии. Признаюсь, интерес к этой теме пробудила книга «Ракеты и  люди»  – ее автор Борис Евсеевич Черток был директором RABE, а впоследствии – первым замом, правой рукой Сергея Павловича Королева. Выехав из  Нордхаузена, пересекли горную цепь Гарц  – национальный парк со  множеством курортных городков. Гослар примостился на  северном склоне Гарца. Богатство и  славу ему принесли серебряные рудники, действовавшие свыше 200  лет  –  На экскурсию по Дрездену – в лимузине,  ловко скроенном из нескольких «трабантов».БОЛЬШЕ АВТОМОБИЛЯСаксония и  Тюрингия издавна были регионами с мощным автомобильным производством. Память об  этом хранят музеи: Autowelt в  Айзенахе, Музей транспорта в  Дрездене, Саксонский музей промышленности в Хемнице, музей Хорьха в Цвиккау. В наши дни традиции продолжают новые заводы БМВ и  «Порше» в  Лейпциге, «Опель» в  Айзенахе, также доступные для  посещения. Всю необходимую информацию нетрудно найти в Интернете.За рулем 07/2010 227 БЕЗ ГРАНИЦ | ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРМАНИЯ  Цветы выращивают на клумбах  и газонах, а также…  в мешках, как  в городе Веймаре.   Лейпцигское  кафе «У арабского  кофейного дерева»  считается старейшим в Европе.   О героине популярных немецких  сказок Рапунцель  напоминает  этот старенький  «Фольксваген».   Пожилые  люди в колясках лакомятся  мороженым.  В кафе их доставили социальные работники  на специальном  микроавтобусе.   Китайский  чайный павильон украшает  парк Сан-Суси  в Потсдаме,  близ Берлина.вплоть до  1980-х. Гуляя по  улицам, восхищались колоритными скульптурами на здании лучшей в городе гостиницы, слушали шум водяной мельницы и  звон курантов с  фигурами рудокопов разных эпох, разглядывали рос-пись старинных фасадов. Удивились только, что любовно сохраненный город не особенно посещаем туристами. А ведь, право, есть на что посмотреть! Гослар был самым западным пунктом нашего маршрута – отсюда поверВ КИЛОМЕТРАХ И В ЕВРОПродолжительность тура – 11 дней, общий пробег в поездке – 1520 км, стоимость аренды авто гольф-класса на 7 дней  – 277  евро, на  бензин потратили 142 евро (около 1,3 евро за литр). Билеты Москва – Берлин – Москва авиакомпании Air Berlin в рамках юбилейной акции стоили по  5700  рублей на  брата (приобрели за  два с  половиной месяца до  поездки). Избегая случайностей, составили график и  забронировали гостиницы на  сайтах www.venere.com и  www. meinestadt.de. Двухместные номера стоили от 43 до 70 евро за сутки. Визы получали самостоятельно в посольстве ФРГ, перечень необходимых для этого документов есть на официальном сайте www.moskaudiplo.de.  В Кведлинбург едут полюбоваться средневековыми фахверковыми домами. Их здесь  больше, чем где-либо в Германии!   Скромное здание с крошечными окошками – старейший жилой дом не только  в Кведлинбурге, но и во всей стране: датируется 1230 годом.нули на  восток, возвращаясь в  Берлин. На  обратный маршрут удачно «легли» города Вернигероде, Кведлинбург и  Виттенберг  – каждый посвоему примечателен. Первый давно знаком нашим телезрителям: в его зам-228 За рулем 07/2010   За спиной автора –  колыбель советского  ракетостроения. Здесь  в 1945 году наши  инженеры, используя  знания немецких специалистов, собирали  информацию о ракете  «Фау-2», ставшей  прототипом королёвской Р-1.   На пороге этого  сервиса просто  дух захватывает:  что не «Феррари»,  то «Мазерати».ке снят «Тот самый Мюнхгаузен». Второму принесли известность так называемые фахверковые дома: в  Кведлинбурге их свыше тысячи двухсот, и среди них старейший жилой дом страны! Наконец, Виттенберг носит официальный титул «город Лютера»: здесь жил и  обнародовал свои тезисы великий реформатор церкви. Не подумайте, что мы гнались за  количеством галочек в  путеводителе: не  считая Дрездена и  Лейпцига, все названные выше города невелики и удобны для пешего осмотра. Расстояние между ними  – с  полсотни километров; дневные переезды в  сумме не превышали двух сотен, поэтому на автобаны выезжали редко, предпочитая более уютные федеральные дороги с индексом В на карте. Не имея опыта езды с  навигатором, пользовались обычным атласом, купленным в  начале поездки всего-то за два с полтиной. Он, конечно, не подвел, хотя пару отелей искали довольно долго. Сами виноваты: уж  если нет прибора, стоило хотя бы распечатать из Интернета схемы проезда по  городам. Но  без сучка без задоринки – что за поездка!..На правах рекламыЗа рулем 07/2010 229