Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Пилотируем гоночные Ладу Калину, Kia Rio и VW Polo: герои треков и дорог

Эти модели являются давними конкурентами в борьбе за симпатии покупателя. Однако Лада Калина, Kia Rio и Volkswagen Polo Sedan сражаются не только в сводках об итогах продаж на российском авторынке, но и «живьем» – на автодроме. Все эти машины – естественно, с форсированными моторами, каркасами безопасности и гоночными сиденьями – участвуют в Национальном классе Российской серии кольцевых гонок, в котором разыгрывается Кубок страны. А подойдут ли они для обычной жизни?
Полная версия

Я захлопываю дверь Калины и понимаю, что тщетными оказались все усилия заводских инженеров сделать машину тише и благороднее в мелочах. Тонкая створка, впечатываясь в проем, гремит, словно ведро молочницы, не попавшей спросонья в ворота хлева. Однако, как давно принято говорить по отношению к Ладам, цена оправдывает всё: владельцу эта боевая машина обошлась дешевле 1,2 миллиона рублей. А если не претендовать на «полный фарш», можно уложиться и в 800 тысяч.

Kia Rio класса Национальный заметно дороже – 1,3–1,6 миллиона рублей, а подготовленный по этим же требованиям Volkswagen Polo обойдется в полтора миллиона. У них тоже гулко захлопываются двери, отсутствуют электроприводы задних стекол и обогрев сидений – зато установлены каркасы безопасности, гоночные сиденья и форсированные до 150 сил моторы.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГЕРОИ

Все эти машины участвуют в Национальном классе Российской серии кольцевых гонок, в котором разыгрывается Кубок страны. Он вырос из моносерии АВТОВАЗа, где с конца 1990‑х годов гонялись «восьмерки», а позже более современные «двенадцатые». Затем ВАЗ‑2112-37 перекочевали в зачет Национальный, параллельно завод проводил собственный Кубок на Калинах, а с 2010 года самая свежая на тот момент вазовская модель стала доминировать в Национальном. Так продолжалось до сезона 2014 года, когда главные кольцевые соревнования страны при поддержке SMP Racing стали называться Российской серией кольцевых гонок, а в пелетоне самого массового и доступного класса появились новые машины.

Первой ласточкой, залетевшей в стаю хищных Калин в прошлом году, стал Volkswagen Polo Sedan. Изначально эту модель компания «Академия ралли», которую возглавляет столичный меценат Михаил Лепехов, подготовила для участия в раллийном Монокубке. Но оказалось, что она вполне попадает в «кольцо», ведь главное условие допуска к стартам в Национальном – отечественная сборка, принадлежность к сегменту B+ и атмосферный двигатель объемом до 1600 см³.

Адаптацией раллийной машины к кольцевым гонкам занялась команда B‑Tuning. Ее руководитель Андрей Севастьянов в свое время наездился на отечественной технике в младших гоночных классах, затем получил опыт подготовки и пилотирования мощных иномарок и потому с большим энтузиазмом взялся превратить Polo-седан в реального конкурента «национальным» Калинам. Команда неделями не вылезала со «Смоленского кольца» и учила автомобиль ездить. Наконец, весной 2014 года на старт первого этапа РСКГ вывели два Polo.

Судьба Rio чем-то похожа на фольксвагеновскую. Машина – российской сборки, а подготовкой к РСКГ занялся Сергей Нуждин. До этого момента пилот и конструктор гоночной техники работал исключительно с Ладами: в его портфолио «десятка» самой быстрой и престижной в начале XXI века категории Супер-туризм, Калина инженерного класса Туринг-Лайт, Приора с 1600‑кубовым турбомотором для чемпионского зачета Туринг… В общем, если вы когда-то задумывались над тем, чтобы форсировать свою Ладу, фраза «валы от Нуждина» для вас не пустой звук.

Разница между Rio и Polo в том, что Нуждин изначально готовил машину для 200‑сильного класса Туринг-Лайт и только под конец дебютного сезона выпустил дефорсированную версию, удовлетворяющую требованиям класса Национальный в РСКГ.

В прошлом году Volkswagen и Kia терялись на фоне изученных спортсменами вдоль и поперек Калин: лучший результат на Polo показал Александр Масленников, ставший бронзовым призером одной из гонок, а Родион Шушаков на Rio добился лишь шестого места в заезде.

Настоящим прорывом для новых моделей стал нынешний сезон РСКГ. Первый звоночек прозвенел на сочинском этапе, когда Игорь Самсонов, пришедший в профессиональный спорт из любительской серии RHHCC, выиграл квалификацию. До гонки многие списывали это на случайность, однако в заезде Игорь финишировал вторым. И это среди двадцати двух стартовавших в самом «жестяном» классе РСКГ, название которого многие произносят как «эмоциональный»! На следующих этапах Polo постоянно попадали в первую десятку, а финальный этап на трассе «Казань Ринг» и вовсе грозил превратиться в живую рекламу Фольксвагена: за руль автомобиля сел экс-пилот Формулы‑1, победитель «24 часов Ле-Мана» Мика Сало.

На тренировках финн показал лучшее время, квалифицировался на первую гонку третьим, и лишь проблема с коробкой передач заставила его выбыть из борьбы. Во второй гонке формульный пилот, привыкший жестко обращаться с техникой, вновь сокрушил вилку переключения третьей и четвертой передач и довольствовался бронзой.

Впору вспомнить рекламу Фольксвагена полувековой давности, на которой надпись Nobody’s perfect под накренившимся в сторону спущенного колеса Жуком напоминала, что совершенства в жизни нет.

Зато финальный уик-энд преподнес сюрприз конструктору гоночного Rio: Сергей Нуждин праздновал не только свой день рождения, но и успех подготовленной своими руками машины. Победы Романа Агошкова в обеих гонках, третье место Айдара Нуриева в одном из заездов – это ли не признание заслуг? Да и на предпоследнем этапе Kia ярко проявила себя, позволив Нуриеву взять золото и серебро в напряженнейших сражениях. Так что в будущем году пилоты на машинах Kia и Volkswagen, очевидно, могут оказаться главными звездами класса Национальный.

А победил в Кубке России этого сезона Дмитрий Брагин, который верен Калине. Весь год на своей Ладе он творил чудеса, редко когда оставаясь без призов в гонках. Стартовать двадцатым и за одиннадцать кругов по «Сочи Автодрому» стать первым – это подтверждение не только уровня пилота, но и возможностей автомобиля. Дмитрий, как и большинство его соперников, ездит на Калине первого поколения, но ее начинка идентична той, что прячется под кузовом нашей тестовой Калины 2.

НАШЕ ИЛИ ИМПОРТНОЕ?

Это первый эксперимент по внедрению Калины с новым дизайном в класс Национальный. Доработок по сравнению с дорожной версией относительно немного: кузов максимально облегчен (автомобиль с водителем должен весить не менее 1050 кг), но усилен вварным каркасом безопасности. Он опоясывает салон, создавая вокруг водителя клетку: мощные трубы перекрещиваются сверху, сзади, в дверных проемах… Поэтому садиться за руль непросто: нужно заранее разложить лямки пятиточечного ремня безопасности по гоночному сиденью, затем откинуть сетку, защищающую в случае аварии от осколков бокового стекла, и только после этого просочиться в узкое кресло. Гоночный «ковш» Sparco, как и в других машинах, просто так не подвинешь – его прикручивают болтами, исходя из антропометрических данных конкретного пилота. И мне тут определенно тесно: хозяин машины Ефим Гантмахер ниже и стройнее меня, поэтому боковая поддержка давит на бедра, а органы управления оказываются слишком близко. Но даже если эту Калину строили бы под меня, выкроить больше места для ног не получилось бы: это сиденье – из новой линейки, с огромными «ушами», защищающими шею пилота от боковых перегрузок, и при попытке переставить «ковш» назад они упираются в каркас. Печалька.

Обод руля и передняя панель покрыты флоком. Как говорит Ефим, фотохудожник в мирской жизни, во‑первых, это красиво! Но главное, что дает ворсовое покрытие, – отсутствие бликов в солнечную погоду. Второстепенные органы управления – блок климат-контроля, подрулевые переключатели – как на серийной Калине. Есть и дополнительные тумблеры и кнопки, отвечающие за выключение «массы», зажигания, активацию системы пожаротушения.

Двигатель пускается не ключом, а кнопкой на центральной консоли. Чтобы завести боевой мотор, надо поддать газу – и тогда после нескольких оборотов коленчатого вала за моторным щитом зарычит форсированный шестнадцатиклапанник ВАЗ‑21126. Он агрегатирован со старой коробкой – у нее тяговый, а не тросовый механизм выбора передач. Поэтому рычаг ходит с вязким усилием, портя впечатление от неплохой избирательности. Есть «вата» и в приводе акселератора – ни о каком электронном дросселе речь не идет, привод заслонки тросовый. Но сцепление по-граждански понятное, и, когда мотор достаточно прогреется, я пробую старт с места.

Холодные псевдослики Yokohama A048 тут же срываются в пробуксовку, и я едва успеваю перескочить на следующую передачу, прежде чем стрелка тахометра упрется в критическую отметку «8». Вторая, а за ней тут же третья – здесь «сближенный» ряд и увеличенное до 4,1 отношение главной пары, поэтому на разгоне только успевай менять ступени. Зато, будь мы на дорогах общего пользования, светофорный старт был бы за мной: первую сотню «национальная» Калина набирает за семь с небольшим секунд. 


И в остальном гоночная версия точнее, острее и интереснее гражданской машины. На стойках тольяттинской компании Автопродукт, которая дорабатывает петербургские амортизаторы Плаза, крены по сравнению с машиной на обычной подвеске минимальны, а отклики на повороты руля мгновенны. Жаль, что «короткая» по вазовским меркам рейка все равно вынуждает делать больше трех оборотов от упора до упора – в шпильках приходится перехватывать небольшую баранку.

Все перечисленные недостатки становятся еще заметнее, когда пересаживаешься в Volkswagen Polo. Легкость руля после быстрого привыкания не мешает чувствовать, на какой угол повернуты передние колеса. Здесь невесомые педали, не менее тяговитый на низах и более отзывчивый на верхах мотор. Коробка передач серийная, серийные и тормоза, – причем если на Калине сзади барабаны, то Polo сходит с заводского конвейера с дисковыми механизмами. Общее ощущение: автомобиль требует меньше усилий, чтобы ехать быстро… и эффектно!

Стоило мне чуть сброситься в крутом повороте, как Polo провалился в занос. Газ, газ, газ! И Polo выстреливает на прямую, послушно стабилизируясь тягой. Нейтральную поворачиваемость, которой фольксвагеновские инженеры наделили дорожный седан, гоночные инженеры команды B‑Tuning переродили в избыточную, поиграв с жесткостью подвесок и углами установки задних колес. Ездить так по дорогам общего пользования было бы тяжко, зато на кольцевых трассах норовистый характер в масть: прикрылся на входе в поворот – и тут же жми на полную: в легком скольжении Volkswagen оближет центр поворота, позволив начать ускорение до апекса. При этом длинная база седана делает его повадки мягкими: скольжения развиваются плавнее, чем на коротких хэтчбеках Polo более мощной категории Туринг-Лайт.

Еще большей стабильностью может похвастаться Kia Rio. Вот кто прописывает повороты, как по лекалу! Рулевое здесь чуть тяжелее, чем в Polo, но это можно списать на баранку диаметром всего 270 мм. Мотор настроен на отдачу при высоких оборотах, и спокойно катиться по паддоку не получается: при троганье приходится подгазовывать, чтобы не заглохнуть, а на средних оборотах Rio недовольно подергивается. В остальном управлять им так же приятно, как и Фольксвагеном, – не зря пилот этой машины Айдар Нуриев, выбравший ее после заслуженной Калины, описал свои впечатления простой фразой: «Как будто с отечественной машины пересел на иномарку».

А можно ли на этих автомобилях ездить в городе? Представьте себе, да – у них есть ПТС, некоторые стоят на учете в ГАИ. Оформил страховку – и в путь! Вот только разница между гоночными версиями и гражданскими будет куда заметнее, чем при сравнении между собой героев нашего теста: каждая из машин класса Национальный куда шумнее и жестче, чем послужившая основой для постройки. Форсированные моторы прожорливее, а клиренс в 100 мм заставит вздрагивать даже на ровных московских улицах. Не говоря уж о том, что каждый раз придется совершать акробатические этюды, пробираясь на водительское место, в компанию получится взять только одного попутчика (если поставить дополнительное сиденье), а ехать вам придется в шлемах. Но даже такие автомобили куда ближе к настоящим, чем те, что гоняют в сериях WTCC или DTM, а относительная доступность позволяет пилотам не особо переживать за сохранность машин. И всё же  за рулем каждой из них угадываются черты модели-донора – со всеми характерными особенностями.

После успехов, достигнутых в нынешнем сезоне пилотами на Rio и Polo, в следующем году эти машины могут завоевать еще бóльшую популярность не только на рынке, но и в гоночном пелетоне. Если, конечно, в спор не вмешается Лада Веста – автомобиль, который должен задать новые стандарты в серийном производстве АВТОВАЗа и стать хорошим донором для постройки спортивной техники.

Если выбирать модель для участия в РСКГ, я остановился бы на Polo. Это самый дружелюбный и близкий по ощущениям к серийному автомобиль.

Вадим Никишев

 

Подпишитесь на «За рулем» в

Никишев Вадим
07.11.2015
Фото: Батыру Александр
Поделиться: