Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Кризис жанра: почему россияне отказываются от автомобилей гольф-класса?

Автомобили гольф-класса долгое время были бестселлерами на российском рынке, занимая львиную долю продаж. Однако в последние годы россияне все больше предпочитают сопоставимые с ними по цене модели В-класса с лучшим оснащением или компактные кроссоверы. Несмотря на то что кризис серьезно усугубил эту тенденцию, автопроизводители не намерены совсем уходить из С-сегмента и надеются на восстановление спроса с улучшением экономической ситуации в стране.
Полная версия

Игра в гольф-класс

Автомобили гольф-класса стремительно теряют популярность у российских покупателей. Не так давно С-сегмент был крупнейшим на российском рынке – еще в 2008 году на него приходилось 40% всех продаж, а бестселлерами среди иномарок были Ford Focus и Chevrolet Lacetti. С тех пор доля автомобилей С-класса неуклонно снижалась и по итогам 2015 года составила рекордно низкие 11,5%, гласят данные «Автостата».

«Действительно, С-класс был очень популярен, поскольку в свое время он обладал всем необходимым для большинства автомобилистов: просторный салон, вместительный багажник, средний расход топлива и умеренная цена. Но в последнее время существенно подрос B-класс, в котором за сопоставимые деньги можно получить более оснащенный автомобиль», – комментирует президент ГК «Автодель» Михаил Смолянов.

Автомобили B-класса стали более востребованными, как из-за более привлекательной цены, так и благодаря улучшившимся за последние десятилетия потребительским характеристикам, соглашаются в аналитическом центре Международного автомобильного холдинга «Атлант-М». Так, по своим габаритам и, следовательно, внутреннему пространству лидеры российского B-класса уже соответствуют прежнему C-классу. К примеру, длина Volkswagen Polo равна 4390 мм по сравнению с 4320 мм у Volkswagen Jetta образца 1990-х, а Hyundai Solaris – 4375 мм против 4360 мм у Hyundai Elantra из тех же 1990-х. Вместе с тем оснащение автомобилей B-класса становится все более богатым и сегодня включает такие опции, как климат-контроль, полный электропакет, биксеноновые фары, светодиодные ходовые огни, широкий набор систем безопасности – все, что ранее было прерогативой старших классов.

«Фокус» не прошел

После успеха Renault Logan на российском рынке автопроизводители начали активно выводить в B-сегменте локализованные новинки: Volkswagen Polo sedan, Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid, Datsun on-DO… Как отмечают аналитики «Атлант-М», так сложилось, что, исходя из представления автопроизводителей о предпочтениях россиян, наиболее массовые модели российской сборки, с самой высокой степенью локализации, принадлежат не к C-, а к B-классу, как и основная масса автомобилей Lada. В результате ряд популярных в Европе моделей гольф-класса оказались в России не локализованы (Volkswagen Golf, Mazda3, Toyota Corolla/Auris), а тех моделей российской сборки, которые остались «в рынке», оказалось недостаточно.

Показательно, что Ford Focus, который на протяжении семи лет становился самой продаваемой иномаркой в России, в кризисном 2009 году впервые уступил этот титул Renault Logan, а в 2011-м с выходом на рынок Hyundai Solaris утратил его окончательно. Из локально выпускаемых моделей гольф-класса Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan массовым спросом никогда не пользовались, хотя и стали бестселлерами этих французских марок. А вот седан Nissan Almera оказался достаточно успешным на российском рынке, чего, кстати, нельзя сказать о других моделях Nissan в этом сегменте – Sentra и Tiida. Лидерами продаж среди автомобилей гольф-класса сегодня являются Nissan Almera, Skoda Octavia, Kia cee’d, Volkswagen Jetta и Ford Focus.

По словам аналитиков «Атлант-М», большой ущерб С-классу нанес уход из России General Motors. Модели Chevrolet Cruze и Opel Astra не только доминировали в модельном миксе GM в нашей стране, но и составляли значительную долю продаж в С-сегменте (порядка 20% в 2012-2013 гг.). Еще раньше покинула российский рынок Chevrolet Lacetti, достойного преемника которой GM не предложил.

Между двух огней

Покупателей у гольф-класса отнимают не только компактные седаны и хэтчбеки, но и вседорожники, такие как Renault Duster, Toyota RAV4 и Nissan Qashqai. Сегодня это крупнейшие и самые перспективные сегменты на российском рынке – по итогам 2015 года B-класс занял долю в 39,8%, а на SUV пришлось 36,2% всех продаж.

По словам директора по коммуникациям Nissan Романа Скольского, на сегмент С оказывают давление два сегмента, доля которых в последнее время растет достаточно уверенно. Это В-сегмент с более дешевыми седанами и высокой степенью локализации, а также сегмент С-кроссоверов. Покупатели понимают незначительную разницу в цене между седаном С-класса и кроссовером, предпочитая последний в силу особенностей российской эксплуатации.

«Вседорожники дороже B-класса, но обладают увеличенным клиренсом, менее изнашиваемой подвеской, более проходимы. Однако сейчас мы наблюдаем значительное снижение спроса и на автомобили SUV-сегмента, по большей части из-за их удорожания на фоне колебаний курса валют», – добавляет Михаил Смолянов.

Жертва кризиса

Впрочем, больше всего кризис сказался именно на продажах автомобилей гольф-класса, которые падают значительно сильнее рынка в целом. По данным «Автостата», в прошлом году россияне купили 171,9 тыс. таких машин, что на 53,7% меньше, чем в 2014 году. Для сравнения, снижение реализации в B-сегменте составило 20%, а спрос на SUV сократился на 40,7%.

Падение спроса на автомобили С-класса в последние годы во многом обусловлено снижением платежеспособности покупателей, считает руководитель отдела продаж «Авторусь» в Подольске по бренду Chevrolet Niva, Opel, Chevrolet Любовь Кузнецова. «Для кого-то покупка автомобиля, в том числе в кредит, стала в принципе невозможной, а другая часть покупателей решила приобрести более доступный по цене автомобиль. Значительная часть аудитории С-класса переориентировалась на В-класс, а в каких-то случаях даже на сегмент А. При выборе автомобиля клиенты просчитывают необходимые дополнительные расходы на налоги, страховку, расход топлива, сервисное обслуживание и т.п.», – рассказывает она.

В пресс-службе KIA Motors Rus также считают, что рост популярности автомобилей B-класса за счет падения объемов продаж автомобилей в сегменте С связан со снижением покупательской способности населения на фоне экономического кризиса. «Если в предыдущий кризис в 2008-2009 годах клиенты предпочитали покупать автомобили большего размера, но в базовых комплектациях, то текущий кризис показал, что клиенты не готовы отказываться от уже привычного комфорта и скорее склонны выбрать автомобиль B- или B+ сегмента, чем автомобиль гольф-класса. По нашим оценкам, похожие тренды, с точки зрения сегментации российского автомобильного рынка, сохранятся и на протяжении 2016 года», – прогнозируют в Kia, которая является лидером в С-сегменте со своими моделями cee’d и Cerato.

Вымирающий класс?

Автопроизводители, в свое время сделавшие ставку на С-сегмент в России, сегодня вынуждены пересматривать свои стратегии вслед за потребительскими предпочтениями. Так, калужский завод «ПСМА Рус», на котором, в частности, производятся седаны С-класса Peugeot 408 и Citroen C4 Sedan, с февраля перешел на сокращенную рабочую неделю, и сейчас французы раздумывают над запуском в Калуге новых моделей. Nissan также сократил объемы выпуска седана Sentra на мощностях Ижевского автозавода, а сборка хэтчбека Tiida и вовсе приостановлена до лучших времен. Как поясняет Роман Скольский, Nissan быстро реагирует на рыночную ситуацию, и снижение производства продиктовано исключительно спросом на данные модели. При этом, по его словам, уже сейчас видна устоявшаяся тенденция насыщения B-сегмента и стабилизации сокращения С-сегмента. Вместе с тем компания делает ставку на вседорожники Nissan Qashqai, Terrano и X-Trail, а также массовые модели Nissan Almera и Datsun

Как говорят аналитики «Атлант-М», с точки зрения формирования модельного ряда в текущих рыночных условиях у автопроизводителей в России возможны две стратегии. Если падение рынка будет глубоким и длительным – оставлять только самые массовые модели и снимать с конвейера остальные, вплоть до консервации отдельных производственных мощностей. Если рынок начнет восстанавливаться – попытаться локализовать модели в новых для себя сегментах рынка, чтобы «подобрать» долю тех, кто проиграл и ушел. Например, сейчас явно недостаточен выбор моделей российской сборки в классах C и D. По мнению аналитиков «Атлант-М», восстановление С-сегмента станет возможным при условии локализации в России новых моделей по привлекательным ценам. Причем желательно, чтобы эти модели относились фактически к классу C+, то есть имели очевидные преимущества перед Solaris-Rio-Polo.

«Безусловно, отрицательная динамика в С-сегменте может измениться, но, конечно, не сразу и не в полном объеме. Увидеть показатели продаж, аналогичные 2008 году, уже маловероятно. Но при увеличении уровня доходов покупателей рост продаж автомобилей, в том числе и гольф-класса, неизбежен. На мой взгляд, прежние позиции в 40% охвата от общего рынка в краткосрочной перспективе гольф-классу достигнуть не удастся, но вернуть долю в 20-25% в ближайшие 3-5 лет в случае начала роста экономики вполне реально», – резюмирует Любовь Кузнецова.

Фото: «За рулем.РФ», фирмы-автопроизводители

 

 

 

 

 

Подпишитесь на «За рулем» в

Чупров Александр
12.02.2016
Поделиться: