Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Российский авторынок на перепутье. Что дальше?

Итоги ушедшего года удручают, но 2016‑й окажется еще тяжелее. Кирилл Милешкин анализирует статистику и предлагает поговорить о тенденциях.
Полная версия

Предпосылки кризиса в России проявились даже не в середине 2014 года, когда стало очевидным, что национальная валюта уходит в затяжное пике. Первым сигналом тревоги стал 2013‑й, по итогам которого дилеры недосчитались 5% клиентов. На следующий год продажи упали на 10%. И это при том, что в последнем квартале в автосалонах царил ажиотаж: люди спешно пристраивали обесценивающиеся рубли при активной конкуренции со стороны покупателей из Белоруссии и Казахстана.

В ушедшем году столь веских причин бежать за новой машиной уже не было и на рынке возникла резко негативная динамика. Статистика Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) говорит о падении продаж на 35,7%, что в абсолютных цифрах означает чуть больше 1,6 миллиона реализованных автомобилей.

Всё не так уж плохо

В тройке лидеров произошли изменения. В 2014 году за Ладой и Kia оказалась марка Renault, причем отставание от корейцев было минимальным – чуть больше тысячи машин на 200 тысяч проданных. Теперь «французы» опустились на четвертую позицию, пропустив вперед Hyundai и отставая уже весьма серьезно.

Полагаю, что в текущем году АВТОВАЗ останется на верхней ступени пьедестала. Корейским брендам пока не под силу догнать его по продажам. Теоретически российский автогигант может увеличить продажи на 80 тысяч машин (столько в сумме планируют выпустить Вест и Иксреев), однако реальный спрос наверняка окажется ниже. К примеру, в декабре 2015 года Веста не смогла попасть даже в топ‑25 самых популярных моделей. Ожидался дефицит, но его не случилось, Весты есть в наличии у дилеров.

Hyundai имеет все шансы подняться еще на одну строчку вверх. Готовится выйти на рынок кроссовер В‑класса по имени Creta, конкурентами для которого станут Renault Duster и Ford EcoSport. У Kia подобного козыря нет, что наверняка скажется на общем итоге продаж за год.

Интересно, что у тройки лидеров падение продаж меньше, чем в среднем по рынку, их модельные линейки не сокращались и пополнялись новыми машинами. Расположившиеся ниже Renault, Toyota, Nissan и Volkswagen просели больше, чем рынок в целом, и избавились от малопопулярных машин. В частности, с конвейера в Санкт-Петербурге снят седан Teana, сошел со сцены (надеемся, временно) совсем еще свежий хэтчбек Tiida, больше не ввозится в Россию кроссовер Venza.

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2015 году, шт.

Каждый выбирает свой рецепт выживания, и пока более правильной выглядит политика корейцев. Под постоянно звучащие обвинения в демпинге и недобросовестной конкуренции Hyundai и Kia стабильно наращивают свою долю рынка и пытаются сохранить дилерскую сеть.

Успешным минувший год могут назвать только три компании. Для клиентов Porsche кризиса, видимо, не существует: продажи выросли на 12%. Львиная доля спроса приходится на кроссоверы, причем большой Cayenne расходится вдвое лучше, чем компактный Macan. Теперь дорогие Porsche в России более популярны, чем ориентированные на массового потребителя марки Honda, Chery и SsangYong.

Lexus закончил 2015 год с прогрессом (+ 6%). Секрет успеха прост: половину продаж сделал новый кроссовер NX. Одна вовремя выпущенная модель помогает пережить суровый кризис. Для премиального сегмента это правило, оказывается, тоже действует. Правда, ни одну из компаний немецкой «большой тройки» Lexus опередить не смог. Ближайшая к японцам фирма Audi продала на четверть больше, а Mercedes-Benz – вдвое. Людей из Лексуса утешает подавляющее превосходство над Infiniti, а уж Acura и вовсе далеко позади.

Третий счастливчик – УАЗ, который закончил год с минимальным падением (– 2%). Этот результат с полным правом можно назвать успехом: у всех остальных марок, закончивших год с минусом, падение составило не меньше 10%. Любопытно, что лучше флагманского Патриота продавалось древнее семейство коммерческих полноприводников – «буханок» и «головастиков». На этом фоне уже не выглядит неожиданной появившаяся под конец года весть о продлении жизненного цикла Хантера.

Внимательный читатель найдет в таблице другие марки со значительным приростом продаж. Datsun выглядит выигрышно благодаря эффекту низкой базы. Продажи седана on-DO начались осенью 2014 года, а хэтчбека mi-DO – и того позже, потому относительный результат в 2015 году выглядит впечатляюще. Brilliance и Smart расходятся даже не тысячами, а сотнями, так что записывать их в передовики тоже не станем.

Топ-25 моделей российского авторынка в 2015 году, шт.

Хоть стой, хоть падай

Производителей с удручающей статистикой куда больше. Chevrolet и Opel еще в начале весны объявили об уходе из России и три оставшихся квартала занимались распродажей машин, оставшихся на складах. В апреле спрос на несколько моделей (в частности, на Chevrolet Aveo и Captiva, Opel Astra, Insignia и Zafira) заметно вырос по сравнению с предыдущим месяцем. Такой эффект дала первая волна скидок. В дальнейшем размер дисконта увеличивался, но интересных машин у дилеров оставалось всё меньше, так что реализация естественным образом снижалась. Любопытно, что к осени GM без лишней рекламы вдруг привез в Россию новинку – перелицованную копию кроссовера Opel Mokka под именем Chevrolet Tracker. Их было продано 442 штуки. Очевидно, что после полной распродажи небольшой партии Tracker исчезнет с рынка вместе с остальными массовыми Chevrolet.

Марка Mitsubishi потеряла 55% клиентов и в наступившем году имеет все шансы скатиться еще ниже. Локализованная модель только одна – Outlander калужской сборки. Она же локомотив продаж. Замены некогда популярным Лансеру и Pajero не будет, спрос на устаревший ASX падает, а надежда на новые поколения пикапа L200 и вcедорожника Pajero Sport могут оправдаться только при разумном курсе рубля: обе машины импортируются.

Чемпионы по падению объемов продаж – Great Wall (– 79%), SsangYong (– 79%) и Honda (– 78%). Китайцы фактически оставили своих дилеров без автомобилей Great Wall: декабрьские продажи составили мизерные 32 штуки. Практически не видели машин 2015 года выпуска и продавцы корейских вcедорожников: осенью ежемесячно уходило не больше 200 машин. Great Wall и SsangYong роднит не только обвал спроса, но и туманные перспективы. Слухи об уходе с рынка упорно опровергаются, однако ни вариантов развития, ни мер борьбы с падением в пропасть компании не предлагают. Известно лишь, что в перспективе Great Wall и SsangYong откажутся от работы через российских партнеров (компании Ирито и Соллерс соответственно) и создадут собственные представительства.

Динамика продаж автомобилей в 2015 году по сравнению с 2014-м

Honda уже перешла на особый режим работы в условиях кризиса. Представительство продолжит выполнять контролирующие функции, будет обеспечивать сервисное обслуживание и поставку запчастей. А вот заказывать автомобили дилеры должны теперь напрямую у производителя и за свой счет. Соответственно, и условия у продавцов будут разными. Кто-то предпочтет держать небольшой запас машин для свободной продажи, а кто-то, не желая рисковать, станет требовать предоплату с последующим ожиданием автомобиля в течение нескольких месяцев. Сейчас в Россию поставляется только кроссовер CR-V. Продажи остальных моделей единичны и теплятся, пока не распроданы запасы. Впрочем, Honda не отказывается от планов предложить летом большой вседорожник Pilot нового поколения.

Peugeot и Citroen выживают благодаря седанам калужской сборки и спросу на коммерческие модели. Другие машины по-прежнему значатся в прайс-листах, но ввозятся только под конкретные заказы.

Нам бы год продержаться

Прогнозы на 2016 год неутешительные. АЕБ предсказывает падение рынка не более чем на 5% – до 1,53 миллиона автомобилей. Для столь оптимистичного исхода необходимо важное условие: государство не должно сокращать объем поддержки автопрома. При сегодняшнем состоянии российской экономики поверить в это трудно. Значит, падение окажется серьезнее. Более пессимистичный прогноз дали в Минпромторге: без дополнительного стимулирования спроса рынок просядет ниже миллиона автомобилей! Верить в это не хочется, но приходится признать, что с нынешними тенденциями подобный сценарий не исключен. Предполагаю, что минимум, пришедшийся в современной истории на 2009 год (1,47 миллиона машин), в 2016‑м будет перекрыт. По нашим прикидкам, продажи сократятся не менее чем на 20% – до 1,2 миллиона автомобилей.

Топ-10 марок в 2015 году

Чтобы понять, в каких условиях сейчас работают автомобильные компании в России, приведу простой пример. Новый Mercedes- Benz E‑класса предлагают за 2,9 миллиона рублей. В Германии он стоит как минимум 45 303 евро, что по курсу на момент подготовки этой статьи составляло свыше 3,8 миллиона рублей. И такой расклад – почти по всем маркам. Если вывесить в шоу-румах реальные ценники (чтобы фирмы работали не в убыток), то продажи практически остановятся. В России сейчас самые дешевые в мире автомобили – в пересчете на иностранную валюту.

Статистику АЕБ считают официальной все автомобильные марки. Однако в ней таится некоторое лукавство. «Проданные» машины на самом деле переданы не конечным покупателям, а дилерам. Сколько они простоят нереализованными – большой вопрос. Поэтому любители точности (или, если угодно, честности) предпочитают опираться на данные о регистрации новых автомобилей в ГИБДД. По гаишной базе данных, в ушедшем году номерные знаки получили 239,6 тысячи Лад, 143,5 тысячи Kia и 132,4 тысячи Hyundai. То есть у Лады и Hyundai «потерялось» по 30 тысяч машин, у Kia – 20 тысяч.

Что же, не верить данным АЕБ? Не будем столь категоричны. Часть машин будет поставлена на учет не сразу и окажется «проданной» в следующем году. Начиная с осени 2014 года некоторые автомобили уезжают из российских автосалонов в Белоруссию и Казахстан. Там привыкли держать накопления в долларах и евро, а таких низких в пересчете на эти валюты цен на автомобили, как в нашей стране, нигде нет. Не будем забывать и о так называемых серых дилерах, которые массово покупают машины для перепродажи. А еще часть автомобилей никогда не увидят в ГИБДД, ведь им уготовано трудиться в армии, спецслужбах или на закрытых территориях, где номера не нужны.

Думаете, подпадающих под эти условия капля в море? Вот только один пример. АЕБ говорит о 48 739 проданных УАЗах в течение всего 2015 года и о 6324 – в декабре. А в ГИБДД знают только о 38 297 и 4695 «уазиках» соответственно. Расхождение – 27% по году и 34% по последнему месяцу. Разумеется, часть этой разницы и есть виртуальные «приписки» производителя. Однако в какой степени разница распределяется между ними и реально проданными, но не приехавшими в ГАИ машинами, никому неизвестно.

Впрочем, по любой из методик лидеры и аутсайдеры одни и те же, глобальных расхождений не наблюдается. Да и машины с площадок дилеров, которые АЕБ называет уже нашедшими своих владельцев, тоже придется продавать. Значит, они войдут в статистику следующего года.

Абсолютно точную картину можно было бы составить по данным, полученным непосредственно от дилеров. Только слабо верится, что производители согласятся на такой опрос, ведь тогда «приписать» лишнее ради красивого результата уже не получится.

ПОЙДЕМ ПО МИРУ

В отличие от российского, ведущие автомобильные рынки продолжают уверенно расти. В 2015 году Китай показал прирост 7,3% и продолжает лидировать в мировом масштабе: более 21 млн проданных машин! В США спрос вырос на 5,7% и составил 17,47 млн автомобилей. Европейский парк прирос на 13,7 млн новых машин (+ 9,3% к 2014 году). В Германии рост составил 5,6%, в Великобритании – 6,3%.

Ассоциация казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ) отчиталась о снижении продаж на 40% – было куплено меньше 100 тысяч автомобилей. Свою роль в этом сыграло как падение курса национальной валюты, так и стремление местных жителей купить машину в России, ибо так дешевле.

Украина страдает не только от дешевеющей гривны, но и от конфликта на востоке страны, поэтому падение рынка на 52% (по данным ассоциации Укравтопром) не выглядит неожиданным результатом: в 2015 году реализовано всего 46,5 тысячи новых автомобилей.

А вот Белоруссия переживает затянувшийся бум, что удивительно на фоне соседних стран. Данных за весь год на момент написания статьи еще не было, но за десять месяцев, по данным агентства Автостат, в стране зарегистрировали новых машин на 42,8% больше, чем за аналогичный период 2014‑го.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРИСТРАСТИЯ

Лада Гранта лидирует по продажам в 48 регионах страны, большая часть из которых – это области европейской части России.

Hyundai Solaris занимает первую строчку в 15 регионах, включая обе столицы и прилегающие к ним области.

Лада Приора традиционно популярна на Кавказе, а также в Калмыкии.

Kia Rio завоевал сердца покупателей в пяти регионах: в Республике Коми, Нижегородской, Тверской, Тульской и Тюменской областях.

Renault Logan любят больше остальных моделей в Ненецком автономном округе.

В регионах с суровым климатом в чести вседорожники. На Чукотке предпочитают пикап Toyota Hilux, в Мурманской области – Renault Duster, на Сахалине – старушку Ниву (4×4). Жители Приморского и Хабаровского краев голосуют рублем за кроссовер Toyota RAV4, а в Якутии, Магаданской области, Еврейской автономной области и на Камчатке в фаворитах УАЗ Патриот.

Подпишитесь на «За рулем» в

Милешкин Кирилл
01.03.2016
Поделиться: