Где сэкономить?Auto China 2024Путешествуй!АвтоспортЗадать вопросК мотосезонуШиныС пробегомФотогид (ТО+ремонт)ПараимпортКитайские автоПДД-задачкиСССРОСАГОIQ-тестНовые возможностиОтзывыДля СМИМы в соцсетях

Все такси СССР: лимузины, кабриолеты, иномарки

В булочную – не в булочную, но на такси граждане СССР ездили нередко. Легковые, грузовые и маршрутные такси были не просто востребованным, но и дефицитным общественным транспортом: чем дальше, тем сложнее было вызвать или поймать на улице машину с шашечками.
Полная версия

...А счетчики — снаружи

Первые такси в СССР появились в Москве в 1925 году. И были это, понятно, иномарки, просто потому, что отечественная промышленность легковых автомобилей пока не делала. Такси, кстати, уже тогда были дороги, что, в частности, констатировал в «Золотом теленке» Остап Бендер.

К воротам сада, непрерывно ахая и стреляя, подъехал зеленый автомобиль, на дверце которого была выведена белая дугообразная надпись: "Эх, прокачу!" Ниже помещались условия прогулок на веселой машине. В час - три рубля. За конец - по соглашению. Пассажиров в машине не было.Посетители сада тревожно зашептались. Минут пять шофер просительно смотрел через садовую решетку и, потеряв, видно, надежду заполучить пассажира, вызывающе крикнул:- Такси свободен! Прошу садиться! Но никто из граждан не выразил желания сесть в машину "Эх, прокачу!" 

В 1925-м в  Орликовом переулке появился первый таксопарк, откуда на улицы столицы регулярно стали выезжать французские Renault NN с 15-сильными моторами объемом около литра и открывающейся задней частью крыши. В небольших количествах в Москве работали также FIAT и Steyr. Но Renault – далекие предки Логанов.

Работали в такси и американские Ford A, а вскоре на линию вышли их советские аналоги — ГАЗ-А. Только Форды имели кузова с жесткой крышей, а наши машины – с тентом. Производство седана ГАЗ-6 в Горьком так и не освоили. Правда, закрытые машины на шасси ГАЗ в очень небольших количествах делал московский завод «Аремкуз». Счетчики на первых такси висели на кузове снаружи.

Первый отечественный автомобиль в специальной версии для такси сделали на базе ГАЗ-М1. Поскольку у стандартной «эмки» не было багажника, сзади установили багажную решетку, а запасное колесо перенесли на боковину. Сделали и небольшое табло на крыше над ветровым стеклом. Но в серию такая машина не пошла. В такси работали обычные «эмки», но табло иногда делали и на них, видимо, на ремзаводах или в таксопарках.

Маршрутки представительского класса

Первыми в стране маршрутками еще в 1930-е стали 8-цилиндровые представительские ЗИС-101. Лимузины курсировали в столице, в частности, от ВСХВ (теперь ВВЦ) до площади Свердлова (теперь — Театральная площадь).

А первым послевоенным такси стала, конечно, Победа ГАЗ-М20. Причем кое-где, в основном на юге, встречались и автомобили с мягкой крышей. Ранние Победы-такси красили в два цвета: сверху — серый, снизу — синий. По борту впервые наносили клеточки, получившие народное название «шашечки». Победы-такси, на которых появились зеленые огоньки за ветровым стеклом (погашен – занят, включен- свободен), работали еще до середины 1960-х.

Второй приход иномарок в службу такси состоялся в Ленинграде сразу после войны. Город по репарациям получил сто немецких DKW F8. Двухдверная переднеприводная машинка с 26-сильным двухтактным мотором не очень подходила для такси. Но это лучше, чем ничего.

Трудно представить теперь, что в такси работали и представительские, да еще и правительственные 8-цилиндровые лимузины ЗИС-110. В основном, они, как и ЗИС-101, ходили по фиксированным маршрутам. В том числе из Москвы в… Симферополь с одной ночевкой в Харькове.

Продолжение — на следующей странице.

Зеленый огонек

Еще необычней выглядели в такси огромные комфортные кабриолеты ЗИС-110Б. Их как символы новой светлой жизни особенно любили показывать в фильмах 1950-х. Скажем, в популярной тогда картине «Верные друзья».

Совсем иные маршрутки делал после войны московский завод «Аремкуз». В низком кузове на шасси полуторки ГАЗ-ММ стояли продольные лавки, а задний борт имел дверцу. Такие маршрутки возили пассажиров с вокзала на вокзал, а колхозников с товаром — на рынки. Чертежи этой машины передали также на ремзаводы в Тбилиси, Киев, Иваново.

Семиместный седан ЗИМ тоже поработал в такси. На специальной версии ГАЗ-12А стоял дефорсированный до 70 л.с. шестицилиндровый мотор, как на грузовиках. Во время хрущевской борьбы с привилегиями чиновников часть начальственных ЗИМов тоже отдали в такси. Проезд в ЗИМе стоил дороже, чем в Победе и Волге, зато можно было кататься большой компанией. Часть машин тоже служили маршрутками.

Волги ГАЗ-21 всех поколений работали в такси с 1956-го и до второй половины 1970-х. Модификация для такси отличалась упрощенной отделкой, отсутствием радиоприемника, таксометром, зеленым огоньком в правом верхнем углу ветрового стекла. На передних дверях Волг впервые появилась буква Т в круге. С 1962-го делали специальный ГАЗ-21Т с раздельными передними сиденьями, правое складывалось для размещения дополнительного багажа. Позднее машины, прошедшие капремонт, красили в грязно- белый цвет с оранжевой крышей. Их прозвали «красными шапочками». Водители такие Волги не любили, поскольку качество ремонта оставляло желать лучшего.

Специализированные грузовые такси с 1956 года выпускал Горьковский автозавод. В кабине тоже стояли таксометры (проезд стоил в два раза дороже, чем на легковой машине), в заднем борту была дверца, к которой вела лесенка, а в кузове у бортов стояли откидные продольные лавки. Был такой вариант и на базе ГАЗ-52. В небольших количествах грузовые такси на базе автобусов делал также РАФ и некоторые ремзаводы.

В середине 1950-х в такси в небольших количествах стали поступать и Москвичи-402, затем – 407. Водители относились к ним не слишком восторженно. Волги были не только просторней и резвее, но и прочнее. Зато Москвич вошел в историю благодаря фильму 1964 года «Зеленый огонек».

Продолжение — на следующей странице.

Незнакомые маршрутки

Москвичей-408 в такси было тоже совсем немного. Потом случился перерыв, и лишь в 1980-х в Москве вновь появились Москвичи-такси, теперь версии Москвич-2140-121.

В 1964-м группа дизайнеров и инженеров Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) создала специальный автомобиль-такси вагонной компоновки. Машина знаменитого дизайнера Юрия Долматовского была революционной: сдвижная правая дверь с электроприводом, просторный салон, 50-сильный двигатель Москвич-408 стоял сзади поперечно. Единственный ВНИИТЭ-ПТ (перспективное такси) отправили на подконтрольную эксплуатацию в Москве. Говорили даже и о серийном производстве на ЕрАЗе. Но специальный автомобиль-такси первоочередной задачей советского автопрома, конечно, не был.

Первые маршрутки-микроавтобусы стали делать на базе рижских РАФов модели 977 и всех ее последующих модернизированных версий. Плата за проезд была фиксированная вне зависимости от расстояния. А подростки, естественно, старались сесть спереди — справа от двигателя. И никаких ремней безопасности!

Роскошное такси

Волги ГАЗ-24-01 поначалу казались пассажирам верхом роскоши. Потом – привыкли. На машины ставили дефорсированные до 85 л.с. моторы под 76-й бензин. Со временем Волги-такси стали красить, в основном, в одинаковый желто-салатный цвет и впервые ставить на крыши оранжевые фонари.

Первые советские такси с кузовом универсал — Волги ГАЗ-24-04 — появились на линии в середине 1970-х. Проезд в таких машинах поначалу стоил дороже, чем в седане. Потом базовую цену подняли в два раза, и седаны в этом смысле с универсалами уравняли. В универсале можно было ехать компанией из шести человек или перевезти что-нибудь громоздкое. Даже небольшой холодильник.

Последние советские маршрутки делали на базе РАФ-2203. Машины на узлах легковой Волги, которые переоборудовали в такси в автохозяйствах, испытывали постоянные перегрузки, поэтому долговечными они не слыли. Но делали их много, работали они по всему Союзу и даже в некоторых соцстранах.

Фото: из архива автора

Подпишитесь на «За рулем» в

Канунников Сергей
22.06.2020
Поделиться: