18
19
ГАЗ-24: СОВЕТЫ ВЛАДЕЛЬЦАБолее выносливой и надежной машины, чем эта, не знаю. Как имногие владельцы, стараюсь, чтобы любимица служила подольше, и кажется, к ое чего в этом достиг. Отведу минимум места общим впечатлениям о машине, а больше — советам, при этом постараюсь обосновать их полезность. Вначале осамомуязвимом — к узове . С коррозиейможноинужно бороться. Декоративные накладки на порогах я сразу снял: под них набивается песок, проникает вода, плохо закрепленные, они процарапывают краску до металла. Отверстия для крепления накладок про ­ шел метчиком , в каждом образовался как бы виток резьбы. Ввернул туда заглушки из пластмассы. В стыки передних крыльев скузовом уложил прокладки из тонкой резины и сверху промазал пластилином. Так же предохранил места присоединения бам ­ перов к крыльям. Бамперы, к рометого , изнутри прокрасил свинцовым суриком . Советую внимательно посмотреть вмо ­ торный отсек и отыскать щели, в кото ­ рых задерживается вода, например меж ­ ду площадкой для аккумулятора ибрыз ­ г овиком . Замажьте щели пластилином. На ГАЗ-24 ранних выпусков технологические люки по обе стороны от замка капота закрывали резиновыми заглушками. Теперь их нет, поэтому грязь, вода попадают через отверстия на капот и двигатель. Резиновые заглушки я сделать не смог — поставил алюми ­ ниевые. В полезности подкрылков убеждать не нужно . На моей «Волге» они самодельные. Впереди — из листов металла, сзади — резиновые из камеры гру ­ зовика (по половине камеры на каждую нишу). У колесной арки есть отбортовка с горизонтальной площадкой. По про ­ филю отбортовки я выгнул уголок и винтами закрепил его (на горизонтальной отбортовке), а кдругой стороне уголка винтами М4 прикрепил наружный край камеры-подкрылка. Внутренний край закрепить проще : на лонжероне есть припуск, в которомятакже просверлил восемь отверстий, сделал планку и болтами М4 прижал кромку . Сзади ее держат винты брызговика, впереди — п рижим ­ ная планка. Года через три я снял эту защиту и под ней не обнаружил даже пыли. При езде не слышно ударов кам ­ ней, не скапливается грязь. Такую защиту можно сделать не только для «Волги», но и для «жигулей», «москвичей». А теперь о двигателе. О его состоянии ясужу по расходу бензина, расходу и давлению масла, тяге, компрессии. Расход топлива нередко контролирую при поездке по одномуи тому же маршруту. Заливаю бензин под пробку на специально отмеченной ровной площадке перед гаражом . После поездкимерной посудой пополняю бак доверху. Расход масла определяю доливом до верхней риски щупа после 5000 км пробега, а В последние годы журнал не балует тех, кто ездит на «волгах» ГАЗ-24 и ГАЗ-24-10. М ежду тем владельцев «волг» в России около 300 тысяч. Потому, думается, представят интерес впечатления, а главное, практические советы нашего читателя И. БОНДАРЕНКО из подмосковного города Фрязино, который уже давно эксплуатирует «Волгу» ГАЗ-24-10.давление — контрольны,.. манометром, который присоединяю к масляному фильтру вместо штатного датчика. Тяговые качества проверяю довольно часто, преодолевая длинный подъем на пути к дому. В первые годы до вершины я добирался на прямой передаче со скоростью 60 км / ч , позднее с меньшей скоростью (но еще без детонации), потом и вовсе пришлось включать третью передачу. Основная причина — снижение комп ­ рессии, к оторуюизмеряюкомпрессометром . Очень полезный инструмент, жаль, в продаже его не встречал, а сделал сам из манометра. С его помощьюможнотакже определить, где сломано или «залегло» компрессионное кольцо, в каком состоянии клапаны. Пробежала моя «Волга» ни много ни мало 350 тысяч, после чего я решился на капитальный ремонт . Все стучит, тяги нет, м отор дымит, зато «аппетит» зверс кий . Что ж , пора! Ремонт делал в гараж е . Коленчатый вал и гильзы отдал шлифовать и — тут случилась неприятность. «Корифей»-шлифовщик сумел прошлифовать коленчатый вал так, что создал новую ось вращения. Ш ейка , по которой работает задний сальник, стала эксцентричной, в уплотнении образовалась щель для утечки масла. Пришлось перешлифовать на следующий размеридобы ­ вать соответствующие вкладыши. Станете ремонтировать — припомните этот случай, не доверяйте работу кому попало. И еще. Сняв коленвал вместе с мах овиком , осмотрите зубья его венца. Если они сильно изношены — сбейте венец с маховика, заточите напильник ом зубья сдругой стороны, р азогрей ­ те кольцо двумя паяльными лампами и, повернув, снова посадите на маховик. Готовясь к ремонту, я сколотил из толстых досок две подставки под двигатель, повторяющие размеры поддона икрышки коромысел. Порядок ремонта внятно изложен в книге «Ремонт автомобиля «Волга» ГАЗ-24» 1981 года издания. Ему яи следовал. После сборкидвигателя рекомендуют сделать холодную обкатку: это двухчасовая буксировка машины с включенным сцеплением. «Накладно — нужна имитация»,—1- решил я. Двигатель установил на подставку со всеми навесными механизмами. Подсоединил радиатор, в масляный фильтр ввернул контрольный манометр , заправил маслом, водой, свечи вывернул. Подсоединив аккумулятор, прокручивал стартером, пока батарея не села. Зарядив ее, вновь прокручивал, и так несколько раз — мне бы мощный выпрямитель с трансформатором на 12 В. (Холодная обкатка, безусловно, полезна, однако описанный способ губителен для аккумулятора. Чем вскоре покупать новый — дешевле, пожалуй, нанять букс ир . — прим. ред.) Убедившись, что заводной рукояткой стало действовать легче, ввернул свечи и еще несколько раз повторил эту операцию , теперь с десятисекундным интервалом, чтобы не перегреть стартер. И, наконец, помолясь, влил вкарбюратор бутылку бензина и запустил. За время работы, пока мотор израсходовал пол-литра бензина, прослушал его, словно стетоскопом, палочкой, п ри ­ жав ее ладонью к уху, осмотрел, нет ли где течи, проверил давление масла. Если вода в радиаторе перегрелась (термостат снят!), необходимо заменить ее и снова запустить. После этого станет ясно, ставить двигатель или прежде устранить дефекты. Такой способ обкатки позволил мне дважды избежать трудоем ­ кой работы при монтаже-демонтаже двигателя. Сняв коллектор с головки двигателя, заменил в нем ось заслонки «зима — лето» более длинной и сделал на ней квадрат под ключ «на 8», так как при попытке изменить положение заслонки сектор согнулся, а заслонка осталась впрежнем состоянии. Кстати, двигатель снимают только для крупного ремонта. В более простых случаях (замена поршне ­ вой группы, колец, вкладышей, коленчатого вала, притирка клапанов) м ожноОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ18 ЗА РУЛЕМ 1/94 ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИЯобойтись без демонтажа. Снимать придется коробку передач, головку блока цилиндров, что описано в руководствах по ремонту, и масляный картер-поддон. Последний можно снять так. Сперва вывернуть два болта крепления двигателя, затем отсоединить приемную трубу от коллектора, маятниковый рычаг и правый рычаг рулевой тяги. Далее приподнять двигатель до упора в кузов, вывернуть гайки поддона и опустить его, чтобы образовалась щель, поставить шатунные шейки в горизонтальное положение и снять поддон . Осмотрев его , вы увидите, что в тех местах, где он крепится гайками, металл прожат : из-за этого мо ­ ж ет просачиваться масло. Д еформиро ­ ванные участки надо осадить и, к роме того, изготовить продолговатые шайбы, как у «Жигулей» на клапанной крышке . Устанавливая на место головку ци ­ линдров, помните, что гайки ее крепления нужно подтягивать не менее трех раз: через час после установки, после горя ­ чей обкатки и через 100—200 кмпробе ­ га. Гайки перестают тянуть, убедившись, что не видно течей «Тосола», пены масла под крышкой клапанного механизма. Подтягивать гайки следует осторожно : сначала стронуть их с места (чтобы снять трение покоя), а потом дотянуть без рывков до требуемого момента. Расскажу, как восстанавливал дефицитные прокладки головки. Облудил окантовку со стороны цилиндров, затем из медной фольги толщиной 0,05 мм вырезал кругдиаметром , равным наружному диаметру гильзы, далее облудил кромку этого круга, после чего припаял егок окантовке. О стрымножом обрезал фольгу по контуру окантовки, положил прокладку на неделю в масло, а перед установкой ровным слоем смазал с обеих сторон графитовой смазкой . Еще лучше обработать графитовым порошком . Порой бывает трудно ввернуть свечу (не только на «Волге» — например, на «Москвиче-2140»). Если свеча пойдет не по резьбе, то «чайник» сорвет ее. Чтобы избежать этого, я сделал удлинитель из болта Ml0 , высверлив в торце углубление и нарезав такую же резьбу, как на хвостовике свечи. (На наш взгляд, у доб ­ нее пользоваться продающимся сейчас свечным ключомс эластичным ( р езино ­ вым) п ереходником или действовать, как рекомендовано водном из «Советов бывалых». И еще об одной неприятности. Несколько раз вдороге соскакивал скреп ­ ления воздушный фильтр: бурт детали, к которому он прижимается хомутом , имеет конусность, и от тряски с него спадает хомут. Пришлось в конце бурта наварить маленький выступ. Зимой двигатель моей машины (как и многих) пускался плохо. Что делать? После длительных поисков решил использовать быстроиспаряющиеся жидкости . Чтобы заливать порциювкарбюратор , взял толстостенную медную трубку с внешним диаметром6и длиной 30 мм . Нарезал резьбу длиной 10 мм , просверлил дырочкувкрышке воздушного фильтра и закрепил в ней эту трубочку двумя гайками над первичной камерой карбю ­ ратора. Перед пуском вливаю по ней граммов десять ацетона, растворителя или эфира, и мотор заводится с полуоборота. Трубку закрываю колпачком от масленки. Несколько слов о шинах, колесах и узлах ходовой части. Приведу случай, когда впереди были поставлены радиальные шины, а сзади — наварные диагональные. Двигаясь по МКАД со ско ­ ростью 80 км / ч , я почувствовал, что машину бросает из стороны в сторону. Остановившись, никаких изъянов не обнар ужил . Доехал домой со скоростью 50—60 км / ч и после длительной проверки подвески, рулевых тяг и прочего понял: эластичные передние колеса на небольших углублениях дороги позволяют передней части машины смещаться в сторону, я «автоматически» возвращаю ее рулемв прямое положение, а жесткие то задние держат ! Машина уходит в друг ую сторону, я же сам ее и раскачиваю. Слышал, бывают и аварии по этой причине. Тех, у кого нет опыта замены тор ­ мозных колодок , хочу предупредить: перед установкой колодок поршни рабочих цилиндров отводите в исходное положение только спомощью струбцины, предварительно открыв штуцер про ­ качки. Действовать ударами или использовать монтировку рискованно. Если после замены колодок туго вращается коле ­ с о — не хватайтесь сразу за рашпиль. Если цепляет колодка с одной стороны, видимо, на тормозном щите неправильно установлен ограничительный упор ; вверните или выверните его. В озможно , придется ослабить натяжение тросов «ручника». Резьбовые втулки рычагов передней подвески очень быстро изнашиваются, если внутренние недостаточно сильно зажаты между рычагами (гайки нужно затягивать смоментом 20 Н- м ) . Не бойтесь: резьба не сорвется, у нее специальный, самоконтрящийся профиль. Но при попытке подтянуть гайку (или вывернуть приржавевшую для замены втулок) почти обязательно провернется стяжной палец, так как опорная плоскость на его головке мала. Выход один — сваркой прихватить палец к рычагу. Потом, отвернув гайку, у даром молотка о торец пальца собьете шов. Ну, а вынув палец, не упустите возможности исправить конструктивный недостаток: приварите кего головке гайку под ключ «на 22». Это позволит как следует стянуть рычаги, зажать внутреннюю резьб овую втулку. При отсутствии новых втулок можно использовать старые, развернув их так, чтобы неизношенные участки резьбы стали рабочими. На рычагах обязательно будет выработка от внутренних втулок, если они имели люфт. Поставьте сюда износостойкие стальные шайбы. Если втулка проворачивалась, износ будет иу стяжного пальца. Восстановите поверхности, обварив и проточив палец: новый сделать сложно из-за специального профиля резьбы. Конечно, износ этого дорогостоя ­ щего узла ускоряет отсутствие смазки и порванные защитные кольца. При сборке втулок обратите внимание, чтобы внутренняя выступала из нар ужной на одинаковую величину, иначе рычаг содной стороны зажмет нар ужнуювнешнюю , с другой — внутреннюю. Таковы, пожалуй, наиболее важные уроки, преподнесенные эксплуатацией «Волги».АI \ У/л (СА V_yТАЛИ (ПОДЪЕМНИКИ)реализуем оптом ив розницу— тали ручные 0.5 т, 1 т, 2 т. 3.2 т. 5 т: — тали электрические 0.5 т, 1 т. 3,2 т, 5 т, 6,3 т; — лебедки ручные 0.5 т. 1,5 т (трос 15 м, 45 м) для гаражей. мастерских, складов, ремонтных и строительных работ; — дома (контейнерного типа, зимний вариант) для садово дачных участков, под бытовки, склады и пр. Тал.: (095) 431-4525, 151-7837, 159-4282 Факс (095) 151-5586 АОТАРУДА - М "АО "ГАРО" продает оборудование, инструменты, автолринадлежности, эксплуатационные материалы отечественного и импортного производства. 8 том числе: автомобильные RCL. насосы английской фирмы RCU свечи и "дворники" фирмы BOSCH, шведские инструSAND V! К, малогабаритные гаражи типа менты SANDS/IK, малогабаритные гаражи типа "улитка''. "улитка". в Продажа со склада я Москве ив фирменном магазине-салоне "ГАРО". Приглашаем к сотрудничеству дилеров и дистрибуторов. 107066. Москва. Адрес: 107066, Москва, Басманная. ул. Старая Басманная, 18. Телефоны: (095) 263-22-80, 261-92-03 (магазин). Ф акс (095) Факс (095) 265-61-49.АО "Объединение ОКНО"предлагает: (AM, Импортные 40-канальныв (AM. ЧМ) автомобильные, портативные и стационарные радиостанции. Радиус действия до 50—70 км. Официально разрешены к применению в России. Просты и надежны а эксплуатации. я Установка Европейское качество. Установке на автомобили. Производится установка сигнализаций отечественного и импортного производства с дистанционным управлением и автономным питанием. Гарантия на установку 1 год. Телефоны: (095) 212-05-91, 348-94-00. 212-05-91,Срок службы ваших покрышек намного увеличит своевременная, точная регулировка углов развала и схождения передних колес легковых автомобилей СТЕНДОМ "ЭРС" Точность измерения 0,01 мм. Стенд устанавливается как на смотровой яме. так и на четырехстоечном подъемнике. Заявки по адресу: 454181, г. Челябинск, Ферросплавная, 144. Клуб юных техников Челябинского эл«ктрометаялургического комбинат». Тел. 72-75-1*.Фирма "ХААМЕР АС"(г. Таллинн) осуществляет по самым выгодным для вас ценам в кратчайшие сроки прямые поставки из Финляндии: — лобовые, боковые и задние стекла: — запасные части и принадлежности для автомобилей западного производства Более подробную информацию можно получить по адресу: ЕЕ0010, г. Таллинн, ул. Консори, 1 0 — 4 5 . Тел. (014) 2-42-27-71. Факс (014) 2-31-21-64.5*ЗА РУЛЕМ1/9419