He одно поколение автомобилистов пользуется дорожным примусом «Шмель» и его более поздним «собратом» — универсальным нагревателем «Эверест». Идут годы, но что-то не слышно, чтобы появились новые наши изделия, которые были бы так удобны, надежны и так необходимы в пути, как эти. Сегодня, когда дорожный сервис, никогда и раньше не баловавший нас, заметно сократился и стал делом чисто коммерческим (загляните в любое дорожное кафе — от цен за предлагаемые там яства волосы встают дыбом), лишь «Шмель» с «Эверестом» и выручают. Но полезны они не только для приготовления пищи в пути. Все это побудило нас еще раз напомнить (а молодым водителям рассказать), что это за приборы, как и где их можно использовать и приобрести. Несмотря на солидный возраст, и «Шмель-2», и «Эверест» выглядят вполне современно, к тому же они компактны. Первый умещается на ладони, без футляра он весит 1 кг. Второй несколько шире да и потяжелее — 2 кг . Одно из главных преимуществ обоих нагревателей — в качестве топлива можно использовать автомобильный бензин любой марки . Эти «дрова» всегда под рукойу водителя. Одна заправка «Шмеля» (0,75 л) обеспечивала непрерывное горение на протяжении 3,5—5 часов. Двухлитровый чайник на нашем примусе закипал летом за семь минут, а зи ­ мой — за четырнадцать. Примус — изделие неприхотливое и удобное. Чтобы прогреть горелку, достаточно размельчить таблетку сухого спирта; если его нет, то в углубление прокладки горелки заливают спирт, денатурат, наконец, тот же бензин и поджигают. Здесь отметим один неприятный момент. Прогрев бензином нельзя производить в зак рытом помещении: пламя коптит. Так что делайте это только на отк рытом воздухе. Впрочем, именно для таких условий примус и предназначен. Инфракрасный нагреватель «Эверест» сохранил все родовые черты «Шмеля-2» при существенном преимуществе — нет открытого пламени. Топливо сжигается в керамическом излучателе. Через две ми ­ нуты он разогревается и пышет теплом в инфракрасной части спектра. О температуре излучающей поверхности можно судить по цвету накала. Темно-вишнево-красный — 730—770 °С, вишнево-красный — 800, светло-вишнево-красный — 900, апельсиновый — 1000. Д о «апельсина»ПЕЧКА Влучше не доводить: оранжевый цвет накала говорит о перегрузке излучателя. В таком режиме эксплуатация не рекомендуется — зачем сокращать жизнь нужной в дороге вещи. А втом , что нагреватель действительно нужен иможет выручить, было немало случаев убедиться. Два литра воды в кастрюле закипали на нем за 11 минут — это при морозе —15 С С. Когда были трудности с запуском двигателя зимой, с помощью «Эвереста» подогревали застывшее масло в картере и мостах. Через пять минут двигатель легко пускался. Работал «Эверест» и «сушильной камерой», когда требовалось срочно закончить подкраску дверцы и крыла автомобиля синтетической краской. Одному знакомому, заядлому любителю зимней рыбалки, мы одолжи ­ ли «Эверест» всего на день. Вернул он его, правда, через месяц: все оттягивал, не хотел отдавать. Потом честно признался, что никогда ему не было так тепло у ледяной лунки, особенно если накрывался полиэтиленовой плащ-палаткой. Разговор крутился вокруг нашего обогревателя: где его купить, кто производит? Ответ на эти вопросы чуть ниже, а сейчас скажем еще раз, что печка вдороге действительно нужна. При дальних поездках не везде найдешь на стоянке дрова, а кое-где просто запрещено разводить костры. На Западе, где продаются и «Шмель-2», и «Эверест», за этим следят строго. По совету бывалых людей мы пробовали сушить грибы и ягоды, обогревать салон микроавтобуса, палатку — наши нагревательные приборы работали безотказно везде, где необходимо эффективное, надежное и автономное отопление. Д аже при ремонте автомобиля в полевых условиях, когда требовалась горячая посадка деталей, в частности, крыльчатки водяного насоса и втулок полуосей на «Жигулях». В дороге всякое случалось. Не раз «Эверест» падал, наклонялся, о него спотыкались, но он продолжал дарить тепло. Недаром он получил такое имя. Ведь впервые его опробовали участники экспедиции на Эверест, пот ом он побывал в антарктических экспедициях, геологоразведке в условиях Крайнего Севера. И везде был высоко оценен. Ну, а теперь о том, кто делает, где купить. Изготовитель «Шмеля-2» и «Эвереста» — акционерное общество «Артон». Учредитель его — известный питерский «Арсенал» — предприятие ВПК (кстати, основанное еще Петром Iв 1719 году). Лучшее свидетельство отменного качества этих изделий — география их продаж: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Финляндия, Швеция, Германия и, к о ­ нечно, страны СНГ. По всем вопросам, связанным с реализацией «Шмеля» и «Эвереста», надо обращаться по адресу АО «Артон»: 195009, С.-Петербург, ул. Комсомола, 1/3, отдел сбыта, тел. (812) 542-94-50, факс 542-89-25. Для оптовых покупателей предоставляется скидка, а индивидуальным заказчикам покупка может быть выслана на дом. Б. ПЕТРОВОЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШПНЫз*ЗА РУЛЕМ 1/94 23