14
15
деке обозначает нагрузку на одиночнуюи сдвоенную шину. Эти шины рассчитаны на внутреннее давление 3,05,5 кгс / с м2 , с лишкомжесткиеипотому малопригодны для легковых машин. Например, к ом ­ мерческая шина «москвичовского» размера имеет обозначение 165R14C 93/91 N. Наконец, шины для полноприводных вседорожных машин различаются не только специфическими размерами , но и сильно разветвленным протектором , обеспечивающим повышенные сцепные качества при движении по грунтовым дорогам . М ногие из них, как ранее указывалось, и меют индекс M + S (для снега и грязи). О днако есть и специальные скоростные шины с относительно гладким дорожным рисунком.КАКИЕ БЫВАЮТНе так давно мы писали о поношенных импортных шинах (ЗР, 1993, № 8). Теперь поговор имо новых, точнее, о том , какие вообще бывают шины для легковых машин. Оказывается, их так много , что глаза разбегаются. «Мишлен», «Гудьир», «Данлоп», «Пирелли», «Бриджстоун» — каждая из огромных , известных всему мирукомпа ­ ний, выпускает широчайший ассортимент шин любого типоразмера для автомобилей всех типов. Думается, читателям не только интересно, но и полезно сориентироваться в этом океане предложений. Чтобы приобрести именно те шины, которые нужны, и требовать гарантий качества, не обой ­ тись без минимума сведений о типах имаркировке этих изделий. Речь пойдет о шинах легко ­ вых автомобилей и легких грузо ­ виков, причем только радиального типа (бескамерных или с камерами). Диагональные шины в цивилизованном мире уже давно не используются. В упо ­ мянутой статье о поношенных шинах было сказано, что в Европе эксплуатируются преимуще ­ ственно бескамерные. О днако попутно заметим: для стран Азии и Латинской Америки , где условия эксплуатации не лучше наших, многие компании про ­ д олжают выпускать шины наиболее распространенных типов с камерами. Причем последние бывают как с известными обо ­ значениями «TUBE» (камера) или «TUBE TYPE» (камерная кон ­ струкция), так и без них.Каждая из шин в этих четырех группах может отличаться от другой своим скоростныминдексом , к оторый ставится сразу после индекса грузоподъем ­ ности. Наиболее употребительные индексы грузоподъемности для наших машин такие. У ЗАЗ 1102 для шин 155/70R13 — от 72 до 75, что соответствует нагрузке от 355 до 387 кг. П окрышки всех ВАЗов имеют индексы от 76 до 82 игрузо ­ подъемность от 400 до 475 кг, а у «Москвича-2141» — 82—84 и 475—500 кг . «Волговская» шина«Всесезонная» скоростная шина отличается высокими сцепными качествами, в том числе на мокрых дорогах.1992, № 1 1 ; 1993, № 8), но нап омним еще раз. В обозначении покрышкиразмером 175/70R13 80 S первые три цифры указывают условную ширину профиля шины 175 мм ; две цифры после дроби — индекс (или серия) низкопрофильности, означающий отношение высоты профиля к его ширине в процентах; буква R — радиальная; число 13 — посадочный диаметр колеса в дюймах. Последние две цифры — индекс грузоподъем ­ ности (в данном случае допустимая нагрузка 450 кг ) , а буква Все рассматриваемые шины S — индекс допустимой скоро ­ м ожно условно разделить на чести (до 180 км / ч ) . Напомним, тыре группы: легковые для что если нет дробии индекса обычных машин, легковые усинизкопрофильности — значит, ленные, для легких грузовиков отношение высоты профиля ки для полноприводных вседо- ширине 80—82 %. рожных легковых автомобилей. Усиленные шины обозначают Маркировку обычных мы уже дополнительно надписью «Reinнеоднократно объясняли (ЗР, forced», то есть «усиленная».14 ЗА РУЛЕМ 1/94Низкопрофильная спортивная шина — только для гладких покрытий.• IОни более жесткие , рассчитаны на повышенное внутреннее давление и применяются на универсалах или фургонах (пикапах) малой грузоподъемности на базе легковых машин. Поэтому их можно смело использовать на обычных машинах с тем же самым внутренним давлением. Следующая группа — шины для легких грузовиков , еще более усиленные, после обозначения размера несут индекс С — для коммерческого транспорта. К роме этого, у таких шин дроб ­ ный индекс грузоподъемности. Д еловтом , что при установке двускатных задних колес нагрузка на каждое из них несколько снижается. Поэтому дробный ин-Универсальная шина для любых дорог и пересеченной местности используется на легковых автомобилях повышенной проходимости. 205/70R14 маркируется индексами 93—95 (650—690 кг ) . Иногда бывает, что одни и те же шины разного назначения различаются грузоподъемностью . Нап ример , шина размером 165/ 70R13 для ВАЗ-2108 может маркироваться как 76S и как 79Н, что означает 400 кг и 180 км / ч в перв ом случае и 436 кг и 210 км / ч — во втором. Разумеется, вторая, более высококачественная, д о ­ р оже . Напомним, буква L указывает, что шина рассчитана на предельную скорость 120 км / ч , — 130, N — 140, Р — 150, — 160, R — 170, S — 180, — 190, Н — 210, V — 240 и — 270 км / ч . В большинстве случаев на эти индексы можно не обращать внимания, поскольку импортные легковые шины обычно рассчитаны на скорость не ниже, чем Q. Этого вполне достаточно для наших дороги машин. Интервал грузоподъемности рассматриваемых нами шин не слишкомширок (от 250 до 1450 кг ) , а вот типоразмеров куда больше. Например, для ВАЗ2108, -2109 рекомендованы тольк о три типоразмера покрышек , близкие по грузоподъемности : 165/70R13 79S, 155R13 78S и 165R13 82S. О днакожелающие иметь машину с несерийной внешностью могут «обуть» ее в 14-дюймовые колеса из легкого сплава и шинами размера 165/65R14. При этом беспокоиться, что изменятся показания спид ометра (ЗР, 1993, № 6) не придется, ибо по наружному диам етру эта шина почти равна 165/70R13. Есть и еще более низкопрофильные шины. Напомн им , что сегодня на автомобилях используются шины серий 60, 55, 50, 45, 40 и 35 на колесах посадочным диаметром 14, 15, 16, 17 идаже 18 дюймов . Ш и ­ ны такого типа для «Лады» могли бы, например, иметь размер 185/55R14 или 195/50R15. Скаж ем сразу, эти шины выпускают только вбескамерном варианте, а предназначены они для скоростных машин и очень хоро-M QТWнестандартные колеса необходимо консультироваться со специалистами, чтобы уточнить назначение этих шин, требуемое внутреннее давление и самое главное — поместятся ли они в колесных нишах так, чтобы ничего не задевать. В заключение о «сезонности» шин (в дополнение к сказанному одорожных , универсальных и «M-f-S» в названной выше статье). Жесткая конкуренция заставляет производителей идти по пути создания как универсальных, так и узкоспециализированных по назначению шин. Поэтому рядом со всесезонными можно увидеть, например, специальные «осенние», рассчитанные на езду по мокрымдорогам . Существует множество зимних покрышек самого разного типа — от относительно гладких универсального использования до самых грубых, п риме ­ няемых с шипами и, добавим, очень подходящих для наших зимних нечищеных дорог . Мало того , например, фирма « М иш лен» для удобства покупателей стала делить свои шины серии «Пилот» д аже по уровню обеспечиваемой ими комфортабельности — комфортабельного, спортивного ипромежуточного типа, дабы неискушенный покупатель окончательно не запутался вогромном ассортименте компании. В общем , имейте в виду, что покупка наиболее подходящей для вашего автомобиля «обуви» — дело непростое, она потребует внимательного изучения рекламной информации. К сожалению, пока никто из специа-"ЖРЪМО'У— автозапчасти на любые автомобили американского производства; — моторные и трансмиссионные масла фирм Castrol, Parts Plus по цене 3,1—3,8 доллара за 1 литр; — автокосметика; — аксессуары. В широком ассортименте и на заказ Адрес: 113461. г. Москва, Керченская, 13 Тел.: (095) 318-53-63, 310-94-87 Факс (095) 318-53-63. Научно-производственная фирма"КОНАЛЮ"производит и поставляет бронированные спецавтомобили различных модификаций на базе УАЗ. Бронеавтомобили "Коналю" единственные в стране прошли все виды полигонных испытаний и имеют сертификат качества. В различных регионах страны и за рубежом с 1990 года в эксплуатации находятся более 700 автомобилей, которые показывают высокую надежность и гарантируют безопасность экипажа при вооруженных нападениях и тяжелых дорожно-транспортных происшествиях. Автомобили оснащены системой микроклимата. Все элементы броневой защиты съемные, что обеспечивает возможность их повторного использования после списания шасси. Поставка — в течение 10 дней с момента поступления денег на расчетный счет фирмы. Цена — договорная, значительно ниже зарубежных аналогов и устанавливается с учетом объема заказа и формы оплаты. 423810, г. Набережные Челны, а/я 133. Тел.: (8439) 53-94-93, 53-93-20, 57-96-25. Факс: (8439) 53-94-93; (095) 118-29-56.Хороший товар сам себя хвалит!Со стоянки в Москве тягачи МАЗ-54323, шасси и полуприцепы, бортовые машины, самосвалы! (095) 976-08-41 (095) 9 76 - 5 2 - 8 0 "СПМАЗ"Зимняя универсальная шина с протектором из резины, «прилипающей» к дороге. листов не попытался дать профессиональных рекомендаций, какие импортные шины наиболее пригодны для наших до ­ рог и машин. М ы предполагаем поговорить об этом водном из следующих номеров журнала. М . ТЕПЛОВ ФИРМА "АРТЕГ" предлагает со склада в Москве:Зимняя шина для езды в гористой местности и по снегу. В протекторе — шипы с плоскими головками, допускающими движение со скоростью до 90 км / ч . ших дорог . В наших условиях эксплуатации от них едва ли будут какие-либо преимущества. Несколько слов о подборе шин. Вообще на машину со штатными колесами можно ставить любые покрышки , б лизко подходящие по внешним размерами грузоподъемности. А вот при установке каких-либо шин наАВТОСЕРВИСНОЕОБОРУДОВАНИЕ:автоподъемники; шиномонтажные стенды; балансировочные станки; вулканизаторы; компрессоры; установки регулир. схода—развала колес; диагностическое оборудование; пескоструйные машины; сварочные полуавтоматы: гидроправки; сушильные камеры: стенды правки кузовов и другое оборудование.Тел. (095) 468-50-38.ЗА РУЛЕМ 1/9415