27
28
29
ВЫСТАВКИ, САЛОНЫра) автомобиле комфортабельно располагаются четверо. А знаете, почему машина кажется высокой? Двигатель у нее расположен под полом салона — снова вопреки сложившейся традиции. При аварии он не стремится «въехать» в салон. Обратите внимание — ведущие колеса не задние, как у классических «мерседесов», а передние, что стало обычным для машин такого класса, как эта новинка. «Визион» м ожет быть оснащен 60-сильным двигателем внутреннего сгорания, или электромотором , р аботающимв паре с натриево-никельхлоридными батареями, или гибридной силовой установкой. Так фирма исследует возможности альтернативных силовых агрегатов. Что касается ИАА-93, то, по словам главного конструктора фирмы Дитера Цетше: «Мы хотим на этой выставке изучить реакцию покупателей». Такой анализ весьма актуален. За 1993 год на европейском автомобильном рынке сбыт новых легковых автомобилей упал на 20—30 %. Только, вечные. И многие владельцы не видят необходимости в их замене, обновлении, дополнении. Чтобы они решились, надо предложить что-нибудь этакое, ну просто «ах!». И, надеясь услышать это «ах!», во франкфуртском салоне многие фирмы показали экспериментальные машины, дабы начать «пристрелку» к покупателю. Давайте найдем тихий уголок на выставке, присядем и поразмыслим. Но только не в этом павильоне, где гро ­ моздятся литые колеса и спойлеры, анатомические сиденья и «крутые» глушители, спортивные рули и газовые амортизаторы. И не в этом шумном павильоне, где ревет гоночный мотор «РеноRS4», задирает «акулью башку» «Бенеттон» формулы 1и игриво приподнимает дверцу «Порше-962». Тут глаза начинают бегать и сердце учащенно бьется. Л уч ­ ше пройдем сюда, в экспозицию «Автомобиль и искусство»: тихо и свободно. Так вот, чтобы заставить меня, п оку ­ пателя, купить еще одну новую машину, европейской (а впрочем, и японской, и американской) фирмы, надо сначала убедить в том, что предлагают машину необыкновенную. Электрические стеклоподъемники, регулируемые сиденья или рулевая колонка с «памятью» мало кого нынче удивят. Их можно встретить даже на малолитражках. И новая модель «Дайхатсу-Шарада» класса нашей «Таврии» с автоматической трансмиссией и антиблокировочной системой в приводе тормозов не поражает воображения. Покупателя оставляет спокойным заявление, что фирма дает на машину гарант ию три года или сто тысяч километров. Все это есть, знаем, не у вас одних — нашли, чем удивить! Что же нужно «этакое»? Ф ирмы задались этим вопросом всерьез. М ожет , сверхкомпактный городской автомобиль для мегаполиса, как этот BMB-Z13? Он трехместный: водитель сидит посередине, а справа и слева от него ноги пассажиров заднего сиденья. По ширине в салоне просторно, как, к примеру, у БМВ-3161. Длина (3,44 мм ) чуть побольше, чем у нашего «горбатого». А вот «Рено-Зум». У него задний мост на стоянке «подкатывается» под машину, и она занимает едва три метра вдоль обочины.Нет, мы не понесемся галопом по всем павильонам (их девять), этажам (в некоторых павильонах их три), открытым площадкам и стендам. Необъятного не охватить. Посудите сами — экспозиционная площадь Международной автомобильной выставки во Франкфурте-наМайне (ИАА-93) в 12 раз больше, чем нашей МИМС-93. Свои экспонаты на ней представляли 1039 фирм из 39 стран. Из них 78 показывали легковые машины, 25 — пикапы, 2 — микроавтобусы, 11 — жилые прицепы. Десять дней были открыты павильоны, где побывали почти 900 тысяч зрителей.Прародителями автомобиля считаются Г. Д аймлери К. Бенц, немецкие инж енеры . Не диво, что просторный главный павильон занимают автомобили «Мерседес-Бенц». Их тут четыре десятка: легковые и спортивные, серийные и экспериментальные. Проспекты, телемониторы и киноэкраны рассказывают вам все об этих машинах. А под сводами павильона беспрерывно звучит «Маленькая ночная серенада». «Моцарт и «Мерседес-Бенц» — это же классика!» — так с полным основанием считают здесь. Марка и вправду старейшая в мире, а легковые модели фирмы , действительно, выполнены по классической компоно ­ вочной схеме, ведущей начало с первого «Мерседеса» — 1901 года. Но позвольте обратить ваше внимание на эту машину: «Визион-А93». Она воплощает видение (слово «визион» именно так переводится на русский) ф ирмой будущих моделей. В этом коротком (всего 3,35 мет7*«Крайслер-Неон».«Опель-Тигра». пожалуйста, не надо догадок : мол, по причине обнищания или падения покупательной способности... Вовсе нет — ввиду перенасыщения. Возьмите ФРГ: в 1992 году там на тысячу жителей приходилось 468 легковых машин. Это не просто один автомобиль на двоих, это означает две машины в семье. Они уже есть — почти новые, комфортабельные идолго Супергородов становится все больше, а места не то что для стоянки — даже для остановки в них не прибавляется. И поглядите — сколько экспериментальных мини-автомобилей на стендах: двухместный электромобиль «ФИАТ-Даунтаун» и крошечный «Лижье-Оптима» с 50-кубовым мотором , концепткар «Форд-Суб-В» (всего 3,4 метра в длину), ЗА РУЛЕМ 1/94 27 еще один БМВ, на этот раз «Е1» (новый вариант машины, впервые показанной на ИАА-91). Он может быть ис бензиновым, и с электрическим двигателем, и с гибридной силовой установкой. За городом машина приводится энергией двигателя внутреннего сгорания, который одновременно посредством связанного с ним генератора подзаряжает аккумуляторы. А в городе БМВ-Е1 с гибридной установкой работает как электромобиль. Вон еще гибридные концепткары: «Мицубиси-ESR» и «Дайхатсу-Дэш-21», причем последний — с однообъемным кузовом. Посмотрите-ка: любопытный экспонат (конечно, экспериментальный!) — «Ma3fla-HR-X2». У этой четырехместной машины роторно-поршневой двигатель, работающий... на воде. Ее электролиз производится в специальной бортовой установке. Но хватит! Здесь, во Франкфурте, японские фирмы выставили лишь отдельные экспериментальные модели, а что покажут в октябре в Токио (надо бы сказать «показали», но пишу-то я это «до того»...). Быть может, будущий покупатель оценит достоинства автомобилей с алюминиевым кузовом. Он легкий (значит, расход топлива меньше), не ржавеет и после списания без проблем проходит вторичную утилизацию. (Один из знаменательных парадоксов времени: забота не о том, как продлить век машины — вопрос решенный,— а о том, как избавиться от нее с минимумом хлопот!) Фирма «Ауди» представила модель ASF, которую готова хоть завтра поставить на конвейер: конструкция и технология уже отработаны. Не отстают и «Форд» — вот его алюминиевый прототип «Синтезис-2010», и «Ниссан» с опытной машиной «AQX». Фирмы хотят поразить воображение техническими новшествами, а новшества приходят словно волны. Вот что думает на этот счет обозреватель «Файненшл тайме» Кевин Доун. «Четыре года назад на Франкфуртской выставке доминировали «зеленые», дружелюбные к окружающей среде модели, и сбыт их ставил рекорды. Теперь у каждой новой машины — каталитический нейтрализатор и электронный впрыск, карбюраторы уже никто не применяет. Начала входить в моду стратегия вторичного использования автомобильных ма териалов. Позже, два года назад, был сделан акцент на безопасность — и опять рекордный сбыт. Нынче у каждой модели широкий выбор элементов безопасности: надувные подушки для водителя и его соседа, инерционные ремни, защитные каркасы салона:..»" Теперь потенциальному покупателю предлагают новые концепции автомобиля. Давно на рынке не появлялись небольшие спортивные автомобили — все только суперкары «Феррари», «Бугатти», «АстонМартин». И вот «Опель» совместно с «Лотосом» представил прототип «Тигра», выполненный на базе новой модели «Опель-Корса». У него кузов «купе», компактный и мощный мотор «Экотек» (1598 см 3 , 109 л. с.) с четырьмя клапанами на цилиндр. Обратите внимание, как много появилось модификаций с кузовом «кабриолет»: «Пежо-306», «Опель-Астра», «Фольксваген-Гольф-Ш», «ФИАТ-Пунто». Конечно, это специфические машины, но тяга«Лексус-GS 300».«Ауди-ASF».«Пежо-306-кабрио»ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ28 ЗА РУЛЕМ 1/94 к природе , к прямому контакту с ней вызвала всплеск интереса к этим автом обилям . К тому жемягкий климат западной, т ем более — ю жной Европы, позволяет ездить сопущенным верхом семь, а то и десять месяцев в году. Пойдемте-ка глянем на чисто утилитарные модели. Д умаю , российским автомобилистам они покажутся еще заманчивее, чем европейским . Вот «ОпельК омбо » — современный аналог ижевского «каблука», вот полноприводный пикап «Мицубиси» с пятиместной кабиной име ­ таллической грузовой платформой, а вот небольшой, но очень практичный полноприводный микроавтобус «Субару-Либеро» со сдвижнымидверями . Все эти машины — дебютанты. И вокруг дебютантов целый день — толчея. Конечно, новое «мерседесовское» семейство «Ц» или рекордсменэкономич ­ ности «Ситроен-АХ-Эко» не оставят нико ­ г о равнодушным. Но лишь несколько человек бродили среди «лад» и «таврий», хотя последние были представлены в так омжеразнообразии , как на 1-м Росс ийскоммеждународном автомобильном салоне. Новый ВАЗ-2110 во Франкфурте не демонстрировался. Ну, а традиционные «полногабаритные» легковые модели? Без них не обой ­ тись. Наведаемся на стенд «Крайслера»: там нас ждут две новинки. П режде всего «Крайслер-Неон», у которого во Франкфурте состоялась мировая премьера. Очень ладная машина, занимающая место где-то между «Москвичом-2141» и «Волгой» (по габариту, разумеется...). Д ругая модель, т оже переднеприводная, «Крайслер-Вижн» (последнее слово в пер еводес английского опять-таки означает «видение») выделяется тем , что 75 % ее длины отдано пассажирскому салону. Автомобиль скороткимипередними задним свесами икомпактным V-образным шестицилиндровым мотором , по мне ­ нию Тома Гейла, вице-президента внешн еторгового отделения «Крайслера», играет роль «запевалы» в технических и дизайнерских тенденциях. Гейл утверждает, что его фирма никому не подража ­ ла, поскольку «на нынешнем мировомрынке автомобилей, где соперничают около 45 фирм , нет больше места игре «делай, как я». Пожалуй, Гейл прав лишь отчасти. Разве переднеприводная схема, АБС в приводе тормозов , автоматическая короб ­ ка передач стремярежимами работы подконтролемкомпьютера , двигатели с четырьмя клапанами на цилиндр, п одушки безопасности, впускной тракт переменной длины и другие нововведения не стали обязательными атрибутами современного автомобиля? Таков, например, изготовленный американским филиалом «Тойоты» автомобиль «Лексус-ОБЗОО». А сколько тут еще новых моделей : «Фольксваген-Пассат» 1994 года, полностью иной СААБ-900 с «опелевским» м отором , «Мазда-Кседос-9», БМВ-840О с шестиступенчатой коробкой передач — их легион на франкфуртской выставке. Переведем дух: нас с вами ждут новые откровения дизайнеров, к онструкторов , технологов, но.. у жев следующем международном салоне. Д о встречи! Л. ШУГУРОВ Франкфурт-на-Майне