АЛЬЯНС И ПАРТНЕРЫНадеемся, что из наших публикаций (см. ЗР, 1993, № 11, 12) да и других источников читатели уже знают об Автомобильном Всероссийском Альянсе (АВВА). Главная его задача — финансирование строительства автосборочного завода в Тольятти, рассчитанного на выпуск 300 тысяч машин ежегодно. Стараясь не повторяться, хотим немного подробнее рассказать, какими представляют себе будущий завод и автомобиль авторы проекта.«ФИАТ-Пунто» — точка опоры для обновляемой программы итальянского концерна. Масса — 871 кг; база — 2450 мм; двигатель — 1242 ем 3 , 58 л. с ; скорость — 160 км/ч; расход бензина в ГЦ — 7,5 л/100 км. «Опель-Корса» удачно стартовал в 1993-м. Масса — 865 кг; база — 2443 мм; двигатель — 1388 см 3 , 60 л. с ; скорость — 155 км/ч; расход бензина в ГЦ — | 8,6 л/100 км.Молва приписывает Генри Форду , отцу массового автомобиля, примерно такую фразу: «Каждый может приобрести у нас машину любого цвета при условии, что она будет черной». Вот и российская автоиндустрия предлагает нам «любую», но почти непременно малого класса. И хотя потребительские качества отечественных моделей различаются довольно существенно, все же выбор здесь невелик — м ежду устаревшими и очень старыми. Поэтому вазовцы задумали выпускать на новом заводе модель классом помладше. Заметьте, «помладше», а не «пониже», в смысле — похуже, победнее. Итак, перспективный ВАЗ-1116 — модель особо малого класса. Тем, кто мало искушен в тонкостях классификации, не стоит опасаться — им не подсунут тесную, примитивную коробочку. Возьмите хоть «Таврию» — у нее салон нормальных, полноценных размеров, а ведь это не последнее достижение в области компоновк и . База ВАЗ-1116 и его «живых» аналогов (именно она определяет длину салона) даже длиннее, чем у ВАЗ-2108 — малого класса. Стало быть, на удобство можнорассчитывать. А вот габаритная длина меньше, чем у «восьмерки», на 250 мм , да легче собираются его сделать аж на полтораста килограммов. Отсюда — меньшая материалоемкость, ниже изд ержки производства и — как хочется верить! — доступнее цена. Чтобы добиться этого, недостаточно сделать автомобиль ко ­ роче и легче: нужны новые, высокоэффективные технологии. Здесь ответ на вопрос, почему, собственно, понадобилось строить новый завод: не проще ли реконструировать действующий? Проблема в том, что ВАЗ был спроектирован под прежнюю, «классическую» технологию, где цикл производства завершался на километровых нитках главного конвейера. Обилие мелких операций, невысокий уровень автоматизации; тут и там ручной, малоквалифицированный труд — вдобавок монотонный и чрезвычайно интенсивный. На фирмахлидерах технология в последние годы ушла далеко вперед: производство автоматизировалось, лучше «приспособилось» к человеку иокружающей среде. Этого требовал не только социальный прогресс, но и сам продукт —автомобиль. Ну, а сочетать традиционные и современные технологии «под одной крышей» нев озможно . Решили: пора строить новый сборочный завод. В его цехах будут сначала сваривать из готовых деталей кузов, а затем, после окраски, начинять его узлам и , превращая в автомобиль. Кузовные штамповки, узлы ходовой части и силовой агрегат станут получать с ныне действующего завода. Чтобы упростить и удешевить транспортировку,старая и новая промплощадки расположатся по соседству. Вот, вкратце, для чего понадобился новый завод. Немного о том, какую пользу он может дать стране, нам с вами — помимо ежегодных трехсот тысяч автомобилей. Деньги на строительство намечено выручить от продажи ценных бумаг — значит, немалые средства населения будут переключены с потребительского, товарного рынка на рынок инвестиций, пребывающий сегодня вжалком состоянии. Возникает обоюдовыгодная (для промышленности и потребителя) возможность долгосрочного помещения денег под будущие доходы, столь редкая в условиях инфляции, обесценивающей вклад под любые проценты. Будут созданы новые рабочие места, что особенно важно для производств, подвергнутых конверсии,— там планируется изготовлять больш ую часть комплектующих. Уже сейчас ВАЗ контактирует с тридцатью пятью потенциальными смежниками из «оборонки» — на ее заводах в этом регионе занято до половины работающих. Легко понять, что с проектом АльянсаАВТОМОБИЛЬ ПО-РОССИЙСКИ4 ЗА РУЛЕМ 1/94 здесь связывают большие надежды. Как, впрочем, и на ВАЗе: появятся у него новые смежники — не придется «ломать шапку» перед нынешними. Словом, основания строить завод есть, и вполне убедительные. Но будущего владельца автомобиля, видимо, больше интересуют не они, а то, какую машину, как скоро и почем он сможет купить в случае успешной реализации планов. Честно говоря, многое в ее описании (конечно, пока это только техническое задание) выглядит если не фантастично, товыпускаемые аналоги будущего ВАЗ-1116 — вот они, на снимках. Наипоследние, образца 1993-го. Действуют и заводы, где их изготовляют: за «звание» самого современного в. Европе соперничают «фиатовский» в Мелфи — для модели «Пунто» и завод «Опель» в бывшей ГДР (на фото), собирающий «Астру» и «Корсу». Видимо, нет противоречия в том, что Альянс, афишируя свой проект как чисто российский (а чей же — денежки-то наши с вами!), ищет опору на «стратегического партнера». Вероятнымивания с предоставлением налоговых льгот при ввозе. Затем налаживание в России производства комплектующих — прежде всего на «почтовых ящиках», которые получат «ноу-хау» от известных специализированных фирм, как «Бош», ATE и других. И, наконец, освоение автомобиля. Какого — адаптированной «Корсы», российского варианта «Пунто» или совсем другого (но, уверены, очень похожего на них)? Ответ должен подсказать здравый смысл и намеченные сроки начала производства. Ошибиться нельзя: у всех на памяти провал сЦенные бумаги Автомобильного Всероссийского Альянса. Их можно купить за рубли, ваучеры, СКВ в отделениях Сбербанка России. Завод «Опель» в Айзенахе (Германия) построен всего за полтора года и обошелся в2 миллиарда марок. 2000 человек будут собирать до 150 000 машин в год. Прообраз нового ВАЗа!слишком привлекательно, чтоб в это поверить. Цитируем: «Ряд специфических российских особенностей введен в узлы и детали ходовой части... Незамерзающие замки дверей и механизмы поднимания стекол, дополнительный обогрев салона, ускоренное размораживание стекол, устройства против намерзания льда в зоне колесных ниш, дополнительная грязезащита по дверным проемам и многое другое... К особенностям можно отнести улучшенную грязезащиту моторного отсека и отопитель увеличенной мощности». ' Итак, настоящий автомобиль по-российски, рассчитанный прежде всего на потребности внутреннего рынка. Достижимо ли в одной модели сочетание выносливости УАЗа, долговечности БМВ, комфорта, компактности (и технологичности) «Опеля»? На наш взгляд, без привлечения зарубежных партнеров сделать это крайне сложно, если вообще реально. В конце концов, есть удачный опыт адаптации ФИАТ-124. Есть и «живые», уже2 За рулем № 1названы «Дженерал моторе» в лице «Опеля», «Мерседес-Бенц», «Хонда» и, разумеется, ФИАТ. Заманчивым выглядит союз с «Опелем»: у того есть и модель — совсем такая, как надо, и свежий опыт возведения завода, по всем показателям близкого к тому, что задумали строить в Тольятти. У «Опеля» очень прочные позиции на рынке, он только что обновил почти все модели, активно продвинулся в Восточную Европу, построив крупный мо ­ торный завод в Венгрии. Словом, устойчивая позиция и свободные руки для заключения новых сделок. Положение других «кандидатов» сложнее. Но не станем гадать — представим, что партнер нашелся. Тогда на него готовы сработать (внимание, это очень важно!) механизмы поддержки , благоприятствования как со стороны учредителей Альянса, так и от правительства России. Для начала — возможность продавать свои автомобили в России через «вазовскую» сеть торговли и обслужи-ЕлАЗом (кстати, новый «ФИАТПунто» — не тот ли «А93», который договорились некогда выпускать в Елабуге господа Пугин и Ромити?). Доживает свой век «Ситроен-ВХ» — а лет двенадцать назад его под строжайшим секретом показали руководству АЗЛК в расчете продать лицензию. Не договорились — зато сами соорудили «сорок первый»... Были другие проекты и провалы. Учредители Альянса, однако, убеждены: желание людей в скор ом будущем купить новый, сравнительно доступный по цене автомобиль по-прежнему так велико, что ради его осуществления миллионы россиян легко расстанутся с десятком-другим тысяч, отдав их за акции новой компании. В расчете на будущие дивиденды ис верой в успех нового «автомобильного дела». Ф ирма «ВАЗ со товарищи» — гарантирует. Ей (конкретно — ВАЗу) дО сих пор верят, а потому не то что обмануть — подвести акционеров Альянс не может. Не имеет права. В. АРКУШАЗА РУЛЕМ 1/94 5