ВОКРУГ РОКОВОГО МЕСТАпроизошла практически напротив отделения ГАИ. А что ждет водителя на Дмитровском шоссе на пути от кольцевой дороги до злополучного перекрестка? Проезжая за несколько дней до аварии этим маршрутом , я отметил, что светофоры не работали на каж ­ д ом втором перекрестке. К роме всего прочего, Дмитровское шоссе здесь — большой бульвар сширокой , засаженной деревьями разделительной полосой, то есть видимость на перекрестках явно ограниченна. Проезд каждого такого опасного пересечения — микростресс для водителя. Ведь ни водном пособии по Правилам дорожно ­ го движения нет ответа на вопрос: как проехать перекресток, если со всех сторон к нему непрерывным потокомв три-четыре ряда приближаются автомобили, знаков приоритета нет, а светофоры неисправны. М ожет , и 24 июня светофоры работали так же? Я не знаю, к каким результатам пришло следствие по этому происшествию. Вероятно, оно идет по нашей обычной схем е — поиск субъекта аварии и его наказание. В то время как в цивилизованных странах при подобном происшествии — анализ объективных причин ипри ­ нятие мерк их устранению. Там давно поняли, что вырастить нового, абсолютно непогреши ­ м ого человека — утопия. Поэтому там стремятся как можно больше сделать «защит от дурака». Жак Пикар, спустившийся в Марианскую впадину на своем батискафе, при его проектиро ­ вании установил, что 25 % п од ­ водных лодок, погибших вмир ­ ное время, затонули из-за того, что команда забыла закрыть верхний люк. Бессмысленно агитировать команду подводной лодки закрывать люки — все понимают, чем это грозит. Поэтому Пикар на свой аппарат поставил автоматически закрывающийся люк . В. БЕЛОБОРОДОВ Редакция ознакомила с этим частным расследованием нашего читателя Управление ГАИ ГУВД г. Москвы, которое, по существу, откпонило все его доводы или же адресовало нас к другим ведомствам. Во всяком случае, в ответе, полученном из столичной ГАИ за подписью начальника отдела А. Соколова, нам не удалось найти даже намека на критическую оценку того, что привело к страшной аварии на Дмитровском шоссе. Следствие по этому делу к моменту подписания номера в печать еще не было закончено. Нам остается ждать окончания его, чтобы еще раз вернуться к этому печальному событию и проинформировать читателей. Отдел безопасности движенияЗА РУЛЕМ 1/94 35Примерно полгода назад, в июне, в Москве на пересечении Дмитровского шоссе с 3-м Нижним Лихоборским проездом произошла одна из самых страшных за последние годы автокатастрофа. Контейнеровоз, перестраиваясь в другой ряд, зацепил цистерну бензовоза. Топливо стало хлестать из пробоины и вспыхнуло. Мгновенно пламя охватило оказавшиеся рядом два набитых людьми троллейбуса. В результате погибли 10 человек, а 25 получили тяжелые ожоги. Причины этой трагедии волнуют многих. Сегодня мы публикуем письмо нашего читателя, который попытался найти корни трагедии. Ровно год назад я стал свидетелем столкновения грузови ­ ка с «Жигулями» на этом, ставш емроковым месте. Причем в момент аварии я переходил Дмитровское шоссе по пешеходному переходу и сам могока ­ заться под грузовиком , проехавш им на красный свет. Поэтому, когда услышал о случившейся трагедии, волей-неволей задумался над тем, почему это про ­ изошло именно здесь. Поделюсь соображениями . Во-первых, на данном участке Дмитровского шоссе в то время было свежее асфальтовое покрытие, и вдождь (а он шел в тот злосчастный день) дорога становилась особенно скользкой . К роме того, на отремонтированном участке полностью отсутствовала какая-либо разметка, что на мно ­ горядной магистрали, бесспорно, вызывает неудобство при маневрировании, особенно если движение интенсивное.Второе, что яотметил , — это невозможность даже для здорового человека нормальным шагом перейти шоссе за время работы зеленого сигнала светофора. А что говорить о пожилых людях и мамах ско ­ лясками? Оставаться на середине проезжей части идожи ­ даться вновь зеленого сигнала просто опасно, потому что на этом перекрестке со всех направлений для подъезжающих машин разрешены левые повороты и автомобили начинают их задолго до подъезда к перекрестку — с лишкомкороткоевремя отведено для работы зе ­ леного сигнала. Не надо объяснять, что замешкавшийся на проезжей части пешеход может стать «детонатором» аварии ( п редположим на мгновение: контейнеровоз занесло как раз потому, что его водитель затормозил, так как пешеход перебегал дорогу ) . Л юбой человек, посмотревший на опубликованные в газетах фотографии с места происшествия, увидит не только сгоревший троллейбус маршрута 47 в крайнем ряду, но еще один троллейбус, стоящий посередине многорядного шоссе. Что это за троллейбус и как он здесь оказался? Все очень просто. Это трол ­ лейбус маршрута 36, т оже совершающий на этом перекрестке левый поворот. Для того, чтобы перестроиться из крайнего правого ряда в крайний левый (пятый!) в его распоряжении не более 100 метров — так подвешены провода. Это означает, что громоздкое транспортное средство движется при перестроении чуть ли не перпендикулярно к непрерывному потоку транспорта. Проделать этот маневр водитель троллейбуса не может , не нарушая Правил дорожного движения, поскольку он не отъезжает от остановки и не имеет в данном случае никакого преимущества. Если жев соответствии с Правилами пропускать все транспортные средства слева от себя, то можно навсегда остаться в правом ряду. Нетрудно сообразить, что за несколько секунд до аварии этот 36-й троллейбус двигался как раз поперек Дмитровского шоссе, а остальные участники движения, в том числе л злополучный контейнеровоз, были вы-ну5кдены маневрировать или изменять скорость своего движения. То есть налицо аварийная ситуация. За создание подобных ситуаций, воспроизводимых на данн ом перекрестке ежеминутно , конечно, нельзя винить водителей, а только организаторов движения. Это, на мой взгляд, третья причина, способствовавшая возникновению аварии. Вообще, созде-зтся впечатление, что на данном перекрестке постарались собрать чуть ли не весь транспорт Северного округаМосквы , при том что уровень организации движения абсолютно не соответствует сложности и интенсивности проходящего здесь транспортного потока. Я бы мог предложить свое решение того, как хотя бы частично снять напряженность на этом перекрестке. Но, д умаю , профессионалы сделают это лучше, тем более что трагедияЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА