10
11
БЫЛИ ПРАВА«Ну что, нарушаем!» — инспектор ГАИ пользуется методом древнего философа Сократа — добиваться от собеседника только утвердительных ответов. Как это нам знакомо! ВАШИ ПРАВА ПОД УГРОЗОЙ Отправляясь в дорогу, мы решили во всем следовать Правилам, словом, не нарушать. Наш путь лежал в Московскую, Тульскую, Л ипецкую области. По дороге как-то само собой вспомнилось прошлогоднее автомобильное путешествие в свободный гор од Гамбург. На всем пути по дальнему зарубежью мы не встретили ни одного объекта, который в нашем понимании можно назвать постом ГАИ. Да и полиции почти не видели. У нас же гамбургский опыт повторяется с точностью до наоборот. _ «Тихий ход. Пост ГАИ. Стоп», «Пост ГАИ 2 км», «Пост ГАИ 500 м» — предостерегают нас дорожные знаки. Уж снизили скорость до черепашьей, а милицейская крепость все никак не проплывет мимо . Ее обитатели смотрят на нас как стрелки из башен, бьющие «на шевеление». Водители, не настроенные особенно шебуршиться, жмутся правее, изъявляя полную готовность подчиниться деревянному жезлу. Но не тут-то было. Усыпляя бдительность, инспектор почти не реагирует на поток. И вдруг, сильно рискуя пополнить количество битых автомобилей, что хранятся у него за спиной как память о случившихся ДТП, страж порядка буквально вырывает из ряда нашу ничем не прим етную «Таврию». М ы , конечно, неловко тормозим , вынуждая остальных участников движения вспоминать навыки управления автомобилем в критических ситуациях. — Что случилось, господин инспектор? — Проверка документов. Выехали мы из Москвы в среду, 8 сентября во второй половине дня на редакционной «Таврии», о которой можно сказать — «в исправном состоянии». Д окументыв порядке. Правил не нарушаем. Инспектор возвращает водительское удостоверение со словами: «Тише едешь — дальше будешь». Соблюдая все требования безымянных организаторов движения по нашему маршруту, мы приплелись в Ефремовский район глубокой ночью.НЕТ ПРАВПо дорогам трех областей, не нарушая ПравилМимо этой машины, только что рухнувшей при съезде на обочину, спокойно проехали сотрудники ГАИ, чтобы... (см. стр. 11)Пришло время перекусить. Останавливаться в темноте сейчас страшно, поэтому водители либо жмут на всю железку, либо ищут освещенные участки, сбиваясь в кучу. Вот и на нашем пути возник островок света — пост ГАИ, что на перекрестке дорог Москва — Воронеж и Ефремов — Данков, Только разложили приготовленную дома курицу, как тут же подверглись атаке со стороны гаишных «Жигулей». «Быстро убирайтесь отсюда!» — крикнули из темноты салона представители власти, и их машина тут же вернулась на исходные позиции. Поскольку нажимать на рычаги управления и суетиться с кусками курицы на коленях занятие недостойное, м ы вынуждены были «убираться» не торопясь. Это вызвало плохо скры ­ ваемое неудовольствие со стороны хозяев поста. Один из них, с нагрудным номером ТУ 0248, решив на этот раз поберечь бензин, отправился в чашу сторону пешкоми объявил одн ому из нас, что, дескать, он нарушил Правила — «не пристегнут ремнями безопасности» (!?). Далее слегка опешившему нарушителю было предлож ено пройти на пост ГАИ и на голодный желудок поучаствовать в процедуре оформления штрафа. Пришлось идти (что оставалось делать) и вскоре вернуться: версия инспектора относительно нашего нарушения изменилась. Ремни ни при чем, оказы-ПОРОЖНЫЙ РЕПОРТАЖ10 ЗА РУЛЕМ 1/94вается, «стоянка в ночное время на обочине запрещена». Бросив все, мы погрузились в изучение пунктов Правил дорожного движения — нет там такого запрета. — Вы еще не уехали? — загадочно ухмыляясь, поинтересовался подошедший к нашей машине другой инспектор с нагрудным знаком под номером ТУ 0245. — Без водительского удостоверения или хотя бы временного разрешения? — ответили мы вопросом на вопрос. Не получив ответа, у же вДвоем решительно направляемся в сторону поста ГАИ. Хранитель наших «прав», с нагрудным знаком ТУ 0248 и пшеничными усами, похоже, даже и не думал оформлять «нарушение». Он вышел на воздух и как ни в чем не бывало любовался ночью. «Господин инспектор, если вы решили нас наказать штрафом, делайте свое дело, а мы ужев установленном порядке обжалуем ваше решение»,— заявили мы . «Пшеничные усы» посмотрели на нас невидящими глазами, недвусмысленно давая понять, что никакого удостоверения он не брал и нас вообще видит впервые. На минутку мы даж е забыли, что владеем даром речи. Выдержав паузу, автоинспектор с нагрудным знаком ТУ 0248 и автоинспектор с нагрудным знаком ТУ 0245 образовали живую стенку и двинулись на нас. Действуя почти подсознательно, мы в ответ выхватили удостоверения сотрудников журнала и твердыми голосами пообещали поднять на ноги все их тульское начальство. И хотя это было почти невыполн имо — угроза подействовала, похитители «прав» смягчились и после некоторых колебаний вернули удостоверение. Поступи они иначе, ни одно тульское начальство, даже поднятое на ноги, не поверило бы нам, что «права» были — и вот их нет. Нам терпеливо бы объяснили, что ГАИ без причины удостоверения не отбирает. Опять вспомнился гамбургский опыт. Применять радары там могут только специальные отряды (в Гамбурге их четыре), которые круглосуточно контролируют движение на улицах города и прилегающих к нему магистралях. Допустим, при разрешенной скорости 30 км / ч водитель ехал со скоростью 67 км / ч . С него 1 50 марок да плюс к этому начисляют три штрафных очка. При 14 штрафных очках он получает письменное предупреждение : «Ваши «права» под угрозой». Инспектор и водитель мо ­ гут так никогда и не увидеть друг дру ­ га, разве что в суде, где разрешают их споры и свято чтят принцип презумпции невиновности.— Какое там ГАИ, они тут двадцать минут назад проезжали мимо . Остановились, посмотрели и поехали дальше по трассе — им не до нас. Куда же так спешила патрульная машина, которая показана на другом фото? Как нам удалось установить, гаишным «Жигулям» с номерным знаком 48-43 ЛПА не терпелось «забить» доходное место на трассе. В двух километрах от случившейся аварии есть очень удобная для радара точка — в ложбине. Знак впереди предупреждает об ограничении скорости до 50 км / ч , а если нарушил, то внизу сразу попадаешь в объятия ГАИ. Нарушители сами пачками идут на поклон к инспектору. Блюстители порядка здесь так увлечены работой, что даже не замечают, какой опасности подвергают людей на проезжей части. Место в ложбине для подъезжающих совсем слепое, а скорость-то они не снижают! Но безопасность на дороге , судя по всему, не входит в сферу интересов этой бригады ГАИ. Подъезжаем к ней, чтобы напомнить о служебном долге и сопрово-ГАИ И БОЛЕЗНЬ ПАРКИНСОНА Вечерело. Наше путешествие подходило к концу. Оставалось проехать каких-нибудь сто километров — и мы дома. Неожиданно у поста ГАИ, что перед вторым бетонным кольцом вокруг Москвы, видим набор каких-то временных знаков, требующих ехать не прямо по трассе, а в объезд — «налево или направо». Энергично работающий жезлом инспектор отправляет всех направо. Хотя подчиняются ему далеко не все, мы выполняем указание- (едем-то по Правилам). Объезд так объезд, не вернут ж & нас назад? Так оно почти и получилось. В Москву въехали уже не по Каширс кому (как должно было быть), а по Рязанскому шоссе, отмахав больше ста лишних километров и переночевав на обочине в поисках недостающего бензина. Подведем итог. Правил мы не нарушали, но «права» свои сохранили чудом. Считается, что госавтоинспектора строят свои отношения с водителями по закону. Наши субъективные впечатления этого не подтверждают. Из всех регламентирующих деятельность ГАИ документов, подготовленных в недрах МВД за последний год, в провинции, по нашим наблюдениям, хорошо знают только один пункт одной инструкции; «В случае нарушения Правил, за которое в соответствии с действующим законодательством мо ­ жет быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, сотрудником Госавтоинспекции или участковым инспект ором милиции у водителя изымается водительское удостоверение...» (Приложение к приказу МВД России от 23 марта 1993 года № 130). Заметим, в случае любого нарушения «права» изымаются. Эта строка инструкции выполняется сегодня с чрезм ерным усердием. Повторим, Правил мы не нарушали, но «права» у нас были изъяты. И получается, что водитель оказывается в полной зависимости от автоинспектора, а не от закона. Известный английский сатирик С. Паркинсон, анализируя историю болезней испускающих дух учреждений, называет три стадии. Первая, когда в учреждении появляются люди, полностью непригодные к своему делу. Вторая, когда носитель заразы хотя бы в какой-то степени проры ­ вается к власти. И последняя, третья стадия наступает, когда во всем учреждении, снизу доверху, не встретишь ни капли разума. На этой стадии сделать уже ничего нельзя. Хочется верить, что родная и близкая нашему сердцу Госавтоинспекция в этом смысле небезнадежна. Ей только следует очень твердо, раз и навсегда уяснить, что не мы существуем для нее, а она для нас. П. МЕНЬШИХ, В. СУББОТИН1/94...побыстрее занять доходное место на трассе. А наша «вина» заключалась лишь в том, что маленькая «Таврия» заслонила луч милицейского радара и, вероятно, помешала инспекторам... НА КОГО РАБОТАЕТЕ, ГОСПОДИН ИНСПЕКТОР! «Так они же на себя работают»,— почти со слезами в голосе говорит человек, назвавшийся водителем грузовика сномерным знаком 80-96 КБМ из Нальчика. Его машина с контейнер ом беспомощно лежит на боку (это видно на фото) в том месте, где по всем правилам должна быть обочина. А оказался обрыв, куда мог провалиться даже мамонт. — В узком месте я хотел пропустить встречную машину, подвинулся чуть-чуть вправо и как сквозь землю провалился,— рассказывает нам пострадавший. — ГАИ вызвали? — напоминаем мы установленную Правилами процедуру.дить к пострадавшему МАЗу , который в двух километрах отсюда просит о помощи. Но прежде делаем сним ок «на память». Заметив это, инспектора спешно покидают свой «Клондайк». Притормозив у фотокора, потревоженные труженики невидимого поста советуют нам поберечь пленку. Они вхорошем настроении и сообщают, что едут на обед, мол, после еды их портреты лучше получаются. Милицейская машина, как в полицейских триллерах, срывается с места (есть бензинчик у нашей ГАИ) и испаряется в сторону Задонска. Об опаснейшем участке на дороге и случившейся сМАЗом аварии сообщаем уже на посту ГАИ, что на трассе в районе того же Задонска. Нашу информацию принимает к сведению старший лейтенант. Сильно проголодавшиеся люди в патрульной машине были, кажется, из его подразделения.11