МИНУС1 Январь 1994 Ежемесячный журнал для автомобилистов Издается с апреля 1928 года Учредитель: ТОО «Издательство «За рулем » Генеральный директор В. ПАНЯРСКИЙ Главный редактор П. МЕНЬШИХ Заместители главного редактора B. АРКУША М. ТИЛЕВИЧ Обозреватель Л. ШУГУРОВ Техника C. ДОРОФЕЕВ М . ТЕПЛОВ Безопасность Ф . ИЛЮХИН (зав. отделом) Н. ЩЕРБАКОВ Испытания Д . ПОСТНИКОВ (зав. отделом) В. КРЮЧКОВ Эксплуатация Б. СИНЕЛЬНИКОВ (зав. отделом) В. СУББОТИН Собственные корреспонденты: в Берлине М. ГОРБАЧЕВ, в Казани А. СОЛОПОВ Оформление Н. К. В. Л. КЛЕДОВА (зав. отделом) НЕХОТИН (главный художник) КНЯЗЕВ МАЗНИЧЕНКО Начался новый год . Стараясь пре ­ дугадать, что онпринесет , м ы анализируем события и итоги последнего времени. Процесс реформ оказался для большинства россиян трудным , с опряженнымс чувствительными мат ериальнымипотерями . Все это , к о ­ н ечно , о щутили на себеавтомобили ­ сты. Видимо, поэтому о наших про ­ блемах принято говорить сегодня в сочувственно-соболезнующих тонах: и машины - т одороги , и бензин не по карману , а сервис — и вовсе... Д ей ­ с твительно , все так (или ещехуже ) — н о есть ипризнакитого , что автомобилизация в России пошла на подъем. Статистические данные ГАИ об автомобильном парке свидетельс твуют : т олько за 1992 год (свеж их данных еще не было ) личных легковых автомобилей стало больше на 1миллион750тысяч — п очти на 19 %. П равда , э тововсенеозначает , что такимижетемпамиросло их производство — не падало, и слава Богу . З ато все заметнеерольимпор ­ та: количество иномарокв России ещегодназаддостигло 285 тысяч , л ьвиная их доля ( 2 68тысяч ) — в лич ­ н ом пользовании. Причем в течение года парк иномарок увеличился в 1,6 раза ! Вес « ц ивилизованного » импорта пока незначителен — основная масса машин ввозится, по сути, стихийно. Л юдипокупают их нередко вслеп ую , о риентируясь на скромнуюсум ­ му в долларах или марках , а отн юдьне на техническиепоказате ­ ли. Казалось бы, х рупкие «западное вропейцы » , а тем паче «японцы» о бреченыздесь на скоруюгибель , к акпальмы , в ысаженные на широтеВологды . А ннет : в след за машина ­ м и везут запчасти иподходящие масла, с мелоподгоняют «по месту» отечественные узлы и детали — вот уже самые расторопные из умельцев, накопив кое-какой опыт, без опасен ийберутся за ремонт . М ифоне ­ пригодности, неприспособленности зарубежных моделей к нашим условиям рухнул! Сами фирмы-производители одна за другойприходяткнамторго ­ вать, в серьезинадолго . С егодняв России усостоятельного покупателя выбор от « А льфа - Р омео » д о «Ягуара». Свой выбор делает и человек небогатый — пока между отечественными и импортными подержанными авто. П ричем все чаще — в пользу последних, которые привлекают более высоким уровнем комфорта, м ощности , о тделки и, ч егомногиенеожидали , н адежности . Н аконец - т о начинаем жить в условиях реальной, а не заочной конкуренции !Реакция российских автомобилес троителей не заставила себя ждать. Крупнейший — ВАЗ, не оставляя попыток привлечь к сотрудничеству мировыефирмы , решил создать мощ ­ ную акционерную компанию для постройкинового завода в Тольятти — Автомобильный Всероссийский Альянс. Конечно, учреждение Альянса еще не начало производстваавтомоби ­ л ей , н о , во всяком случае, с видетель ­ ство того , что вреформируемойэкономике вызрел потенциал для осуществления столь крупного проекта. Но за обнадеживающимиитогамипо - п режнему маячат отрицательные, а то и просто страшные последствия нашей стихийной автомобили ­ зации. Стихийной — п отому что автомобилист продирается сквозь ее джунгли на свойстрахириск , к акгодыи десятилетия назад. П овсюдунежданный , н икому не нужный — ни сервису , н идорожникам , н иГАИ , ни милиции. Вдобавок волна насилия и агрессивности, высоко взметнувшаяся в « п остперестроечные » г оды , у гро ­ ж ающе растекается по дорогам бывш его СССР. Не станем , о днако , запугивать: м ногим нынче и так не по себе. С уммируем сказанное. Создавать рабочие места, выпускать нужныелюдям вещи (автомобили, к примеру) и тем спос обствоватьподъемустраны — на это направляют усилия сегодняшние предприниматели . Защищать честных граждани карать преступников , заботиться отом , чтобы улюдей были нормальные, безопасные условия для передвижения — задачи властей на всех уровнях . Ч емскореебудутнай ­ д еныэффективныесредствадля их решения — тем больше уверенности, что наметившиеся плюсы нашей автом обилизациивитоге не поменяютзнак на гигантский « м инус » . В. А РКУШАКорректура М. ИСАЕНКОВА Письма А. ДИРИЧЕВА На 1-й странице обложки — коллаж художника К. НЕХОТИНА Сдано в производство 23.10.93 г. Подписано в печать 25.11.93 г. Формат 60X90 1/8. Печать офсетная Усл. печ. л. 7. Тираж 800 000 Заказ 1686 Ордена Трудового Красного Знамени Чеховский полиграфический комбинат Министерства печати и информации Российской Федерации 142300, г. Чехов, Московской области Адрес редакции: 103045, К-45, Селиверстов пер., 10 Телефон 207-23-82 Телефакс 207-16-30 По вопросам размещения рекламы обращаться по тел. 208-44-38 Материалы, опубликованные в журнале, собственность ТОО «Издательство «За рулем». Их перепечатка или использование в других изданиях только с разрешения ТОО «Издательство «За рулем» За сведения в «Рекламе» редакция ответственности не несет. 2МНЕНИЕШ ГОНКА ЗВЕЗД ЗА РУЛ ЕМ - Ю М СП1994КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН 207-33-49© «За рулем», 1993ЗА РУЛЕМ 1/94 3