Второе пришествие зазов

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ЗАЗОВ

РЫНОК И СЕРВИС

НАШИ СОСЕДИ

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ЗАЗОВ

ЛЕОНИД САПОЖНИКОВ

СПРАВКА ЗР

По нашим сведениям, речь идет об автомобиле «Дэу Ланос II» с 1,6-литровым 16-клапанным мотором. Не исключено, что на российском рынке «Ланос» появится под маркой «Шевроле». Или даже под маркой ЗАЗ, но при этом получит другое имя.

Въехал «Запорожец» в «Мерседес»… С этой убийственной фразы начинается множество анекдотов. И кто бы поверил десять лет назад, когда ЗАЗ прекратил производство «запорожцев» и впал в кому, что в недалеком будущем он начнет собирать «мерседесы»?

Кстати, в украинском языке слово «кома» означает запятую. Возможно, поэтому Всевышний не поставил в судьбе ЗАЗа точку.

Вот брэнды в нынешней производственной гамме Запорожского автозавода: «Дэу», «Шевроле», «Опель», «Дачия», «Мерседес-Бенц», ВАЗ. Это не считая собственных «таврий» и «славут». В 2004 году ЗАЗ впервые со времен СССР выпустит более 100 тысяч машин. В 2005-м вполне реальны 150 тысяч.

Сколько из них попадет в Россию? В поисках ответа корреспондент ЗР встретился с наиболее информированными людьми по обе стороны границы.

Александр Ковригин, заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг»:

В этом году ЗАЗ, думаю, продаст в России 10–12 тысяч автомобилей. А если учесть ввозимые с Украины физическими лицами, то получится около 20 тысяч. Пока это, главным образом, «Славута», «Таврия» и пикап. Хорошие машины. Корейский «Дэу» не зря поприсутствовал на ЗАЗе. Но за ними тянется шлейф старых представлений. ЗАЗ почти ничего не делает для рекламы, чтобы показать россиянам: это автомобили совсем другого качества!

В начале будущего года на российском рынке должен появиться и «Дэу-Сенс» (ЗР представил его в № 6, 2004 – Л.С.). Стоить он будет, по нашим прикидкам, от 7 до 8 тысяч долларов. В дальнейшем россияне смогут ежегодно покупать, я считаю, до 40 тысяч украинских машин. Но ЗАЗ должен позаботиться о сервисе и запчастях. Они нужны не только для новых автомобилей – в России до сих пор числится 1 миллион 162 тысячи «таврий» и «запорожцев»…

Олег Папашев, председатель правления ЗАО «ЗАЗ»:

К сожалению, в постсоветское время мы не занимались формированием дилерской сети в России. «Кто хочет с нами работать?» – «Мы хотим!» – «Пожалуйста!»… Фактически сеть до сих пор отсутствует – есть лишь отдельные звенья. Но российский рынок для нас очень интересен и важен, поэтому мы сейчас создаем в России свое представительство. Возможно, договоримся об использовании сети нашего стратегического партнера «Дженерал моторс», но в любом случае такое представительство необходимо, чтобы оперативно решать вопросы поставок запчастей, гарантии, обслуживания, формировать заказы для производства и т. д. В ближайшие пять лет планируем увеличить объем продаж на российском рынке в 10 раз.

С 2003 года мы поставляем в Россию обновленные автомобили семейства «Таврия»: трехдверный хэтчбек «Таврия Нова», пятидверный лифтбек «Славута» и пикап на ее основе ZAZ 110557.

Вскоре предложим «Сенс» с 1,3-литровым инжекторным двигателем МеМЗ, выдерживающим нормы токсичности Евро II. Предполагаем, что «Сенс» будет в одном ценовом диапазоне с такими автомобилями, как VAZ 2110, «Дэу Нексия», «Лада-Калина» и «Рено Логан». Вслед за «Сенсом», во второй половине 2005 года, представим российскому потребителю модель с более мощным двигателем и богатым набором опций...

Тариэл Васадзе, глава корпорации «Укравто» (ЗАЗ входит в ее состав – Л.С.):

Россия и Украина активно движутся к ЕЭП – единому экономическому пространству. Но уже теперь между нашими странами действует соглашение, по которому ввозимые автомобили могут освобождаться от пошлины. Главное условие: украинская или российская доля в них должна составлять более 50 процентов. Этому критерию изначально отвечают автомобили семейства «Таврия». Скоро к ним на рынке России присоединится «Сенс»: в ближайшие месяцы ЗАЗ начнет его сварку, окраску, сборку и преодолеет 50-процентный барьер. А где-то следующим летом очередь дойдет и до «Ланоса»… Наши производственные мощности по «Сенсу» и «Ланосу» – 60 тысяч машин в год. Но это лишь для начала. Уже в 2005 году хотим довести их до 100 тысяч.

Читатели «За рулем» знают, что с января ЗАЗ производит «Опель Астра» – сваривает, окрашивает и собирает. В принципе, эта машина тоже кандидат на беспошлинный ввоз в Россию. Но у вас появились свои «астры», они же «Шевроле Вива». Вот если россиянам будет их не хватать, мы с разрешения «Дженерал моторс» сможем помочь. Пока, однако, таких планов нет.

В следующем году начнем системно создавать в России дилерскую сеть. Вероятно, построим несколько автоцентров… Еще не могу сказать, будет сеть нашей собственной или совместной с «Джи-Эм». А может, объединимся в этом деле с ЛАЗом и КрАЗом. Но сеть будет – это однозначно!

Интересно, почему Тариэл Васадзе назвал ЛАЗ и КрАЗ? Ведь естественнее было бы объединяться с украинскими производителями легковых машин, а не автобусов и грузовиков. Но они всецело заняты сборкой из машинокомплектов (так называемой «отверточной»). К примеру, «Еврокар» в Закарпатье выпускает этим нехитрым способом «шкоды» и «фольксвагены», о беспошлинном ввозе которых в Россию не может быть речи: украинская доля в них куда ближе к нулю, чем к заветным 50 процентам. А Луцкий автозавод и вовсе сосредоточился на российских марках, изменив самому себе. В 2003 году, по данным информационно-аналитической компании «Автоконсалтинг», он собрал 11 900 ВАЗов, 342 УАЗа и только 43 (прописью: сорок три) собственных вседорожника давным-давно обещанной модели ЛуАЗ-1301…

Поэтому в обозримом будущем украинские автомобили в России – это автомобили, сделанные в Запорожье. А дальше, как говорят наши соседи, «поживемо – побачимо!».

Подпишитесь на «За рулем» в