Дакар-2009: Песок по-аргентински

«Неэвклидова геометрия» «Дакара»: на четвертом этапе стартовало (и финишировало!) больше машин, чем на третьем. Как такое могло произойти? В официальных протоколах гонки объяснений нет. Скорее всего, часть экипажей, считавшаяся сошедшей, добралась-таки до финиша с огромным отставанием, когда все результаты уже были обнародованы.

Примерно так выглядят отдельные участки трассы четвертого этапа.
Примерно так выглядят отдельные участки трассы четвертого этапа.

Изменения в документы «вчерашнего дня» вносить не стали, поскольку группа компьютерного хронометража начала отрабатывать день следующий. А неудачникам позволили мчаться дальше. В конце концов, большинство из них приехали не за победой, а за самим духом «Дакара» — одного из величайших приключений современности. У нескольких экипажей отставание от лидеров превышает 15 часов, но они все равно намерены добраться до Вальпараисо, а если повезет, то и вернуться в Буэнос-Айрес 18 января.

Звезда американских гонок NASCAR и Indy Робби Гордон отлично прижился в ралли-рейдах и пока идет в группе лидеров.
Звезда американских гонок NASCAR и Indy Робби Гордон отлично прижился в ралли-рейдах и пока идет в группе лидеров.

Этап прошел на удивление спокойно. Лидеры по сумме трех этапов дружно отличились и на четвертом. Это касается не только Карлоса Сайнса и Жерарда де Роя, но и испанца Марка Кома (KTM), который уверенно возглавляет мотоциклетный зачет. Вообще, в группе лидеров перестановки минимальны. К примеру, первая шестерка в зачете Car в точности сохранила вчерашние позиции, лишь немного подросли разрывы. Карлос Сайнс на 459 км скоростного участка выиграл у Нассера аль Аттияха еще… 6 секунд! Невероятные цифры.

Ремонтно-восстановительные работы занимают примерно столько же времени, сколько и сама гонка.
Ремонтно-восстановительные работы занимают примерно столько же времени, сколько и сама гонка.

Леонид Новицкий показал на этапе тринадцатое время, (шел одиннадцатым, но потерял пять минут на выкапывание из песка), и поднялся с 40-го на 28-е место. Значительно улучшили свои позиции Ярослав Соловьев и Алексей Беркут. Выяснились подробности схода Павла Логинова. Его штурман Кирилл Шубин в ходе гонки получил тепловой удар (неудивительно — жара под 40!) Пришлось остановиться, дождаться медиков, а те сочли необходимым гонщика госпитализировать.

Жерард де Рой захватил лидерство и отдавать его не собирается.
Жерард де Рой захватил лидерство и отдавать его не собирается.

Жерард де Рой не слишком упрочил свою позицию в зачете грузовиков: удалось выиграть у Владимира Чагина всего 46 секунд. Ханс Стейси вновь был далеко не самым быстрым, и его суммарное отставание от лидеров превышает уже два часа. Похоже, голландцу и фирме MAN не удастся в этом году взойти на трон «Дакара». А вот команда «КамАЗ-Мастер» пока не утратила шансов даже на полный подиум. Впрочем, об этом думать пока еще рано, ведь гонка вступила в самую сложную стадию. Пилоты утратили предстартовую «свежесть», постепенно накапливаются усталость и недосып. А длинные этапы требуют незаурядной психической и физической выносливости. И следующий этап, включающий 500-километровый скоростной участок, многие считают ключевым. Песчаные пустыни вперемешку с горами, и все это на высотах от 500 до 2300 м.

Борис Букатов: «Тяжелый день, тяжелый этап. И физически, и по трассе. Очень разные покрытия, были и каменистые участки, и тяжелые пески, местами буквально триальные участки. Трасса проходила по пересохшим руслам рек, которые как глубокие овраги. Местами настолько узко, что невозможно объехать застрявших участников. За одним мотоциклистом пришлось постоять — подождать, пока он не откопался. Трасса не легче, чем в Марокко и Мавритании, а местами даже и тяжелее. И жарко».

Ярослав Соловьев: «Стартовали с невыгодной позиции, приходилось обгонять медленные экипажи, а в пыли это делать очень сложно. За некоторыми приходилось долго тошнить, так как не было места для обгона. На этом теряли много времени. Местами много песка, такого мелкого и вязкого я не видел даже в Мавритании. Полноприводные обходили его по кустам, а на багги этот номер не проходит. Я очень доволен работой штурмана, Кости Жильцова, за все дни ни одной ошибки в навигации. Когда пыли нет, мы едем очень быстро, догоняем, обгоняем. Проблемы доставляют камни, летящие из-под колес идущих впереди машин. Побили все фары и лобовое стекло. Починимся и поедем еще быстрее».

Александр Мироненко: «Через 50 км после старта полностью пропали тормоза. Из-за этого несколько раз мазали мимо поворотов, и на одном из вылетов серьезно повредили подвеску. Заодно кончились гидроусилитель руля и передний привод. Тем не менее, финишировали и добрались до бивуака. Нас встретили громом аплодисментов — повреждения машины настоль явные, что народу было непонятно, как нам удалось доехать. Один из участков был чистый триал: камни, перепады высот очень резкие, пришлось применить наши навыки трофи-рейда. За ночь починим машину и продолжим гонку. Поздравляем всех с Рождеством!»

Результаты четвертого этапа:

Зачет Car (стартовало 152 экипажа, финишировало 143)

1. Карлос Сайнс (Испания, Volkswagen Touareg) — 3:42.57 

2. Нассер аль Аттиях (Катар, BMW X3) — 0.06 

3. Люк Альфан (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) — 2.24 

4. Марк Миллер (США, Volkswagen Touareg) — 4.20 

5. Хуан Рома (Испания, Mitsubishi Racing Lancer) — 5.38 

6. Жинель де Вильерс (ЮАР, Volkswagen Touareg) — 5.48 

Зачет Truck (стартовало 71 экипажа, финишировало 67)

1. Жерард де Рой (Голландия, GINAF X2223) — 4:20.27 

2. Владимир Чагин (Россия, КамАЗ 4326) — 0.46 

3. Фирдаус Кабиров (Россия, КамАЗ 4326) — 4.55 

4. Ильгизар Мардеев (Россия, КамАЗ 4326) — 8.52 

5. Франц Эктер (Германия, MAN TSG 18.480) — 13.30 

6. Андре де Азеведо (Бразилия, Tatra 815) — 15.12 

Положение после четырех этапов:

Зачет Car

1. Карлос Сайнс (Испания, Volkswagen Touareg) — 12:47.45 

2. Нассер аль Аттиях (Катар, BMW X3) — 3.46 

3. Жинель де Вильерс (ЮАР, Volkswagen Touareg) — 11.33 

4. Стефан Петерансель (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) — 15.41 

5. Хуан Рома (Испания, Mitsubishi Racing Lancer) — 20.00 

6. Марк Миллер (США, Volkswagen Touareg) — 20.05 

7. Орландо Терранова (Аргентина, BMW X3) — 24.30 

8. Люк Альфан (Франция, Mitsubishi Racing Lancer) — 41.11 

9. Робби Гордон (США, Hummer H3) — 46.45 

10. Кшиштоф Холовчик (Польша, Nissan Navara) — 47.39 

22. Борис Букатов (Россия, Mitsubishi Pajero) — 2:53.29…

28. Леонид Новицкий (Россия, BMW X3) — 5:17.52…

30. Александр Мироненко (Россия, Mitsubishi Pajero) — 5:26.52…

34. Илья Кузнецов (Россия, Mitsubishi L200) — 6:02.50…

50. Ярослав Соловьев (Россия, Buggy SMG V8) — 7:22.31…

58. Алексей Беркут (Россия, Mitsubishi Pajero Evo) — 8:00.47…

92. Виктор Воликов (Россия, Toyota Land Cruiser 120) — 10:03.01…

99. Александр Бараненко (Россия, Toyota Land Cruiser Prado) — 11:01.07 

Зачет Truck

1. Жерард де Рой (Голландия, GINAF X2223) — 15:16.41 

2. Владимир Чагин (Россия, КамАЗ 4326) — 10.14 

3. Фирдаус Кабиров (Россия, КамАЗ 4326) — 12.41 

4. Ильгизар Мардеев (Россия, КамАЗ 4326) — 46.58 

5. Андре де Азеведо (Бразилия, Tatra 815) — 1:10.44 

6. Франц Эктер (Германия, MAN TSG 18.480) — 1:24.07 

7. Марек Спасил (Чехия, LIAZ) — 1:29.23 

8. Хуго Дьюстерс (Бельгия, GINAF X2223) — 1:41.08 

9. Томаш Томечек (Чехия, Tatra 815) — 1:54.18 

10. Ханс Стейси (Голландия, MAN TSG 18.480) — 2:16.45 

Дакар глазами Кузьмича

Алексей Кузьмич — штурман экипажа №474.
Алексей Кузьмич — штурман экипажа №474.

Специально для ЗР о гонке рассказывает ее участник Алексей Кузьмич — штурман экипажа №474. Кузьмич Алексей, мастер спорта международного класса, неоднократный призер этапов Чемпионата и Кубка России, Кубка Мира по ралли и ралли-рейдам. Обладатель Кубка России по ралли-рейдам 2006 года. Финишировал в ралли-рейде «Дакар 2007».

В марафоне «Дакар 2009» — штурман экипажа №474. Пилот Виктор Воликов, автомобиль Toyota Land Cruiser KDJ 120, класс Production (T2), команда Toyota Competition Russia.

Результат после четвертого этапа — 92 место в зачете автомобилей.

6 января

Узкоколейка весьма оригинальное место для ночлега.
Узкоколейка весьма оригинальное место для ночлега.

Спать на вокзале в ночь перед гонкой было весьма необычно. К тому же и холодно. Спасали теплые куртки и шапки. Впрочем, бивуак, который организаторы разбили на территории исторического музея, пришелся по вкусу участникам. Палатки разместили под навесом платформы у старой узкоколейки. Деревянные сооружения и дрезины придавали этому месту загадочности.

Из-за вчерашних неполадок наш экипаж снова стартовал в конце «канала». Организаторы объявили о сокращении этапа на 70 км. Сегодня нас ждут каменистые, пористые дороги, потом будем пересекать русла рек, продвигаться ближе к горам, затем порция песка и многокилометровая трасса по бездорожью. К сожалению, экипаж Павел Логинов — Кирилл Шубин снят с марафона. В этот раз подвела не столько техника, сколько… Кириллу стало плохо на трассе, и экипаж был вынужден обратиться за медицинской помощью. Павлу пришлось финишировать самостоятельно. Сейчас Кириллу стало лучше. Но ребятам не удалось восстановиться к гонке. Мы искренне сочувствуем Павлу и Кириллу. А для того, чтобы успокоить наших близких и болельщиков, сообщаем: наше физическое и эмоциональное состояние в норме!

День оказался очень тяжелым и по навигации, и по пилотированию. Первая половина скоростного участка была очень скоростная: горные перевалы, каменистые русла рек. Мы, к счастью, не пробили ни одного колеса, но начало барахлить сцепление. Скорее всего, жидкость в его приводе нахватала пыли, ведь «феш-феш» продолжается. Кстати, термином «феш-феш» обозначают мелкодисперсную пыль, похожую на сухую цементную смесь, в которой если засел, то выбраться самостоятельно практически невозможно. Такой пыли и скрытых ям даже на трассах Африки не было. Последние 80 км скоростного участка — просто убийственные. Ползти со скоростью чуть больше 40 км/час в условиях нулевой видимости, выбирая лучшую траекторию, очень тяжело. Наглотались пыли, режет глаза.

Организаторы предусмотрели много коварных мест, где мой напарник Виктор Воликов проявил себя отличным пилотом! Например, необходимо было забраться на непреодолимый, казалось бы, холм. Виктор включил пониженную, блокировку и вскарабкался на него зигзагами.

Навигация очень сложная, если прозевал поворот или выезд из русла реки, можно потом блудить очень долго. Что и произошло с «Тойотой», которая у нас на глазах проскочила поворот, а догнать смогла только тогда, когда мы остановились помочь женскому экипажу из нашей команды.

На сотом километре скоростного участка обогнали Сашу Бараненко. Он катил с включенной «аварийкой», но нам жестом показал, что в помощи не нуждается, и мы можем спокойно ехать мимо. Позже выяснилось — больше половины скоростного участка он одолел только на переднем мосту!

Не могу не отметить красоту местных озер. Сегодня перед нами промелькнуло несколько штук. Когда едешь по желтой выцветшей траве, а в километре от трассы на фоне холма появляется бирюзовое озеро с розовыми фламинго, стоящими на одной ноге, аж дух захватывает.

В Неукен въехали по широкой асфальтовой дороге. Живой коридор зрителей, местное телевидение, множество вертолетов по всей трассе. Очень хорошая организация марафона! Местная кухня поражает своим изобилием и радует вкусовые рецепторы. Вот и сейчас мыться и на ужин.

На четвертом этапе мы финишировали с результатом 5 часов 2 минуты 39 секунд.
На четвертом этапе мы финишировали с результатом 5 часов 2 минуты 39 секунд.

Третий этап: Настоящий марафон Второй этап: Жара, пыль и первые потери Первый этап без потерь Пресс-конференция команды «КАМАЗ-мастер» 3 января

Автоновости на нашем канале в Яндекс.Дзен

Автоновости на нашем канале в  Яндекс Дзен

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые