Экспертиза ЗР: зачем смазывать клеммы аккумулятора?

Предлагать смазывать чем-то клеммы аккумулятора — разводить простаков на деньги. Так считают многие. Слово для защиты автохимии взял Михаил Колодочкин.

Klemma1

Klemma1

Знакомый, вернувшийся с техобслуживания, возмущенно размахивал полученным счетом: за смазывание клемм аккумуляторной батареи с него содрали почти как за полный бак на АЗС! Крик души: зачем их вообще смазывать?

Материалы по теме
201211021221_1 Все про аккумуляторы

Помнится, в «жигулевскую» эпоху клеммы АКБ и наконечники соединительных проводов обильно покрывали Литолом и прочими солидолами — но нужно ли это делать сегодня? Давайте подумаем.

Зачем их смазывать?

Вовсе не для того, чтобы улучшить электрический контакт в цепи. И Литол, и современные средства, представленные на фотографиях, являются диэлектриками, а потому могут только ухудшить проводимость. Их задача — защищать контакты от внешнего воздействия. Дело в том, что цветные металлы (в нашем случае — свинцовый сплав) имеют дурную привычку окисляться под действием окружающей среды. Свой вклад вносят влажность в месте установки батареи, неисправность ее системы вентиляции, а на древних машинах — и негерметичность аккумулятора. Понятно, что нужно устранять все эти причины, а не только бороться с их следствием, но одно другому не мешает.

Чем страшны окисные пленки?

В основном одним: двигатель может не пуститься. Это наглядно проявлялось в «Жигулях», где плюсовая клемма была порядочной грязнулей и частенько дурила. Поворачиваете ключ, а лампочки на панели приборов тут же притухают — и это при полностью заряженной батарее! Стартеру требуются сотни ампер, а потому даже крошечное паразитное сопротивление в долю ома мгновенно «забирает» все напряжение себе. Кроме того, наличие окисной пленки на клеммах способствует саморазряду аккумулятора.

Как смазка борется с окислами?

Никак! Если клемма уже окислилась, то смазки бесполезны. В этом случае нужно отсоединить батарею от сети, зачистить клеммы и наконечники до блеска, потом вновь подсоединить аккумулятор — и только после этого пользоваться смазками. Они предотвращают появление окислов, но не способны устранять их.

Распылять или мазать?

Все производители батарей, указывая на необходимость смазывать клеммы, говорят именно о консистентных мазеобразных препаратах. Они дольше держатся на обработанной поверхности, создавая более надежную изоляцию в сравнении со спреями. Хотя назначение у всех препаратов одно — вытеснить воду и создать защитную поверхность.

Чем плохи старые средства вроде Литола?

Они заметно уступают современным в эффективности: легко смываются шампунями, у них рыхлая, неплотная структура, отсутствуют присадки и добавки. Да и краситель не предусмотрен. Мелочь, но с цветной смазкой работать удобнее. Впрочем, многие инструкции к отечественным аккумуляторным батареям не меняются десятилетиями, а потому до сих пор рекомендуют смазки типа того же Литола‑24.

Снаружи или внутри?

В инструкциях иностранных фирм часто встречается ошибочный перевод, когда рекомендуется смазывать клемму перед надеванием наконечника провода. На самом деле соединение «клемма — наконечник» должно иметь максимальный контакт «металл к металлу». Поэтому нанесение диэлектрика внутри ничего, кроме вреда, не принесет.

Можно ли использовать механическую очистку клемм — например, наждачной бумагой?

Да. К примеру, фирма «АкТех» прямо указывает в инструкции: для удаления оксидной пленки с выводов батареи используйте наждачную бумагу. А в советские времена для механической чистки клемм и наконечников использовали специальные металлические ершики — внутренние и наружные. Само собой, наждачная шкурка должна быть мелкой, поскольку изменять присоединительные размеры нельзя.

Неужели клеммы современных батарей тоже окисляются?

Нынешние методы обработки материала избавили нас от раковин и прочих неоднородностей. Некоторые производители батарей даже используют втулки, изготовленные внешними фирмами. Подкапотное пространство современных автомобилей также лучше защищено от воздействия внешних факторов. Но контакты все равно окисляются — пусть и медленнее, чем 30–50 лет назад.

02-p127

02-p127

  • (1) Распыляемые очистители электрических контактов представляют ASTROhim, Hi-Gear, SVITOL, Permatex и другие бренды. Изготовлены они, как правило, на масляной основе — например, на очищенном вазелиновом масле. Очистители вытесняют воду и образуют на поверхности защитную изоляционную пленку. Они годятся для поверхностной обработки клемм аккумуляторной батареи, но уступают консистентным смазкам в прочности покрытия.
  • (2) Консистентные смазки для защиты аккумуляторных клемм поставляют, к примеру, фирмы Liqui Moly и Gunk. В отличие от аэрозолей, эти смазки создают «долгоиграющее» изолирующее покрытие. Их основа тоже масляная. Устойчивы к воздействию шампуней. Яркий цвет современных смазок облегчает контроль за нанесением препарата.

Так смазывать или нет? Наше мнение

Вероятность того, что несмазанная клемма породит какие-то проблемы, сегодня невелика. Материалы качественные, под капотом сравнительно чисто, корпус батареи герметичный. Да и денег жалко. Но всё же мы считаем, что смазка полезна. Хотя бы потому, что это один из дополнительных кирпичиков, создающих надежность техники. На этом лучше не экономить.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии (25)

Самые новые

Я бы еще понял применение электропроводящих смазок, но диэлектрики...Чтоб кислород из воздуха не попадал?

Ответить#
0

Можно подумать, что 100 лет прошло со времен «жигулевской» эпохи и автомобили сейчас летают и используют везде космические технологии
Ну подольские аккумуляторы залитые битумом исчезли однако ссылка

Ответить#
0

Автор хотел сказать и сказал, что существует «нюанс» и предложил парочку средств для «разруливания ситуации» и не более того!!!

Что за народ?

«Нет, я не такой! Я весь „пушистый“! И этого со мной не будет никогда!»

Моя бабушка всегда в подобных случаях говорила: «Не хвались, а Богу молись!»

Дак автор и хвалится. Хоть и люблю его эти тесты. Единственное, что в ЗР полезное осталось.
Но мне не нравится его подход в данной статье и чувствуется предвзятость к тому времени и автомобилю Жигули. Помню его статью про Гранту — предвзятостью так и несло. Ну конечно, у г-на Колодочкина Вольво. ссылка

Ответить#
0

Можно подумать, что 100 лет прошло со времен «жигулевской» эпохи и автомобили сейчас летают и используют везде космические технологии. ссылка
Автор напоминает старика, вспоминающего свою молодость: «А вот Вы знаете...мальцы в „жигулевскую эпоху“...»

А по сути не сильно то, изменилось в плане клемм АКБ, да и законы природы вечны. Те же наконечники АКБ из цв. металлов. Те же окисления выводов. Та же потеря напряжения на них. Те же требования надежного контакта, особенно зимой.

Или автор хочет сказать что, если раньше человек прилежно следил за своим авто, чистил и смазывал выводы и клеммы АКБ, то теперь стал разгильдяй резко?
Или если и 25 лет назад на своей первой машине — копейке не делал этого, то при покупке новенькой иномарки начнет за ней ухаживать?

Автор хотел сказать и сказал, что существует «нюанс» и предложил парочку средств для «разруливания ситуации» и не более того!!!

Что за народ?

«Нет, я не такой! Я весь „пушистый“! И этого со мной не будет никогда!»

Моя бабушка всегда в подобных случаях говорила: «Не хвались, а Богу молись!»

Ответить#
0

Скорее всего, имеется ввиду тот случай, когда окислов стало настолько много, что клемма поросла «мхом» и через этот «мох», в случае негерметичной батареи, пропитанный электролитом, пошла утечка на корпус. Кроме того, внутренний разряд у аккумулятора остается неизменным, а заряд через пленку оксидов слабеет, что, несомненно, способствует разрядке. Все это, конечно, сейчас почти неактуально. Хотя я вот смазываю, литолом, «для лучшести» ссылка

Речь не о «мхе» шла, а об окисной пленке. Чётко сказано

«заряд через пленку оксидов слабеет» — в месте контакта плёнки нет, она образуется на наружной поверхности, и если «слабеет заряд», то должен и слабеть разряд.

Автор утверждает, что в месте окисления образуется грязь и токопроводящая дорожка. Однако, если смазать, то через некоторое время от пыли там образуется грязи на порядок больше.

Главная причина окисления клемм — негерметичность их заделки в верхней крышке АКБ в результате их некачественного изготовления либо расшатывания при демонтаже шин. Всё это было актуально для АКБ старого образца. Сейчас эта проблема редко встречается и неактуальна

Ответить#
0

Помнится, в «жигулевскую» эпоху клеммы ссылка и наконечники соединительных проводов обильно покрывали Литолом и прочими солидолами — но нужно ли это делать сегодня?

Можно подумать, что 100 лет прошло со времен «жигулевской» эпохи и автомобили сейчас летают и используют везде космические технологии. ссылка
Автор напоминает старика, вспоминающего свою молодость: «А вот Вы знаете...мальцы в „жигулевскую эпоху“...»

А по сути не сильно то, изменилось в плане клемм АКБ, да и законы природы вечны. Те же наконечники АКБ из цв. металлов. Те же окисления выводов. Та же потеря напряжения на них. Те же требования надежного контакта, особенно зимой.

Или автор хочет сказать что, если раньше человек прилежно следил за своим авто, чистил и смазывал выводы и клеммы АКБ, то теперь стал разгильдяй резко?
Или если и 25 лет назад на своей первой машине — копейке не делал этого, то при покупке новенькой иномарки начнет за ней ухаживать?

Ответить#
0

Если клеммы окисляются, значит не герметичен корпус. Можно конечно и смазывать, но лучше купить новую, качественную батарею.

Целиком согласен!!! На моем веку автомобилиста поменено 4 акб служивших от 5 до 9,5 лет, ни один не «цвёл»! Я бы ещё посоветовал пореже без надобности клеммы шевелить- они могут разболтаться и пропускать пары газов из акб.

P.S. А ещё явидел как клемму НАБИВАЮТ МОЛОТКОМ !!! Чтобы «лучше» держалась! ссылка ссылка Что будет дальше с акб объяснять я думаю не надо...

Ответить#
0

Если клеммы окисляются значит проблема в электрике или хронический незаряд из за коротких поездок
Это ещё что за бред? ссылка

Если клеммы окисляются, значит не герметичен корпус. Можно конечно и смазывать, но лучше купить новую, качественную батарею.

Ответить#
0

Если клеммы окисляются значит проблема в электрике или хронический незаряд из за коротких поездок

Ответить#
0

Но всё же мы считаем, что смазка полезна. Хотя бы потому, что это один из дополнительных кирпичиков, создающихссылка. На этом лучше не экономить.

Если у кого окисляется,то наверно лишним это не будет.А если у меня первый АБ прослужила 8 лет и 2 месяца(сменил перед зимой,были симптомы к близкой кончине)и даже намёка на окисление не было,так к чему мазать.

Ответить#
0

«Кроме того, наличие окисной пленки на клеммах способствует саморазряду аккумулятора.»

Не совсем понятно, каким образом?

Скорее всего, имеется ввиду тот случай, когда окислов стало настолько много, что клемма поросла «мхом» и через этот «мох», в случае негерметичной батареи, пропитанный электролитом, пошла утечка на корпус. Кроме того, внутренний разряд у аккумулятора остается неизменным, а заряд через пленку оксидов слабеет, что, несомненно, способствует разрядке. Все это, конечно, сейчас почти неактуально. Хотя я вот смазываю, литолом, «для лучшести» ссылка

Ответить#
0

«Кроме того, наличие окисной пленки на клеммах способствует саморазряду аккумулятора.»

Не совсем понятно, каким образом?

Ответить#
0

Я год назад обработал клеммы смазкой для клемм акб Keps — до сих пор держится, буду менять аккумулятор посмотрю че с контактами, пока нареканий не было

Ответить#
0

Самое хорошо чистить клеммы мелкой шкуркой и сверху установив клеммы можно смазать любой смазкой

Ответить#
0

На счет смазки, полностью согласен. Проверено и не раз. Именно- зачистить и смазать, когда появились окислы, а не просто смазать.

Ответить#
0

Про смазку вроде бы всё сказали, а про чистку наждачкой- ещё вопрос, ведь оставшийся от наждачки пусть и мелкие зёрна отнюдь не улучшают проводимость. Я зачищаю только стальным инструментом.

Ответить#
0

«А в советские времена для механической чистки клемм и наконечников использовали специальные металлические ершики — внутренние и наружные» Странное утверждение, почему только в советские? Я и сейчас пользуюсь — очень удобно, в продаже есть. А смазываю до установки медесодержащей, токопроводящей консистентой смазкой.

Ответить#
0

если уж смазывать — то имеет смысл смазывать как раз _до_ одевания клеммы на аккум.Во-первых, за счёт смазки облегчается надевание, вероятность «прихватил только за макушку» становится меньше.Во-вторых, там, где металлы вступят в механический контакт, смазка уже не мешает контакту электрическому.В-третьих, там, где из-за всяких неровностей образуется полость без контакта, смазка заполнит её и предотвратит окисление в этой зоне. Причём, с учётом попадания в смазку металла, она ещё и контакт наладит.В общем, контакты смазывают в великом множестве случаев, и ведёт это к уменьшению сопротивления, а не росту, не стоит тут бояться.И — если нет под рукой спецсмазки или, как мне, лень заводить дорогие спецпрепараты на каждый чих, можно использовать смазки для тормозов. Они содержат металл в значительном количестве (то есть с проводимостью всё будет вообще прекрасно), не смываются водой, не растекаются даже при высокой температуре. Можно даже смазку ШРУС использовать, она тоже проводящая и не течёт — но уж очень маркая :-)

Ответить#
0

Мне кажется что вся ерунда идет от жигулей.Большинство автолюбителей в начале своей карьеры владело жигулями и у них остался синдром жигулей.Из моего опыта;Цвели клеммы.сгнивали разъемы на фарах.все лампы в задних фонарях мигали вместе с поворотами.сгнивал блок педохранителейСгнили тормозные трубки.сгнил бензобак-появилась течь.сгнила трубка от бензобака к мотору и т.д. и т.п.Короче-надо мазать всю машину.

Ответить#
+1

Зачищать клеммы наждачкой и вы точно получите «жигули», поскольку надеваемые клеммы не из свинца, и имеют некорозируемое покрытие и его вы точно сотрете. Правильно очищать клеммы простой грубой бумагой и проблем никогда не будет.

Ответить#
+1

1.5 года стоит аккумулятор на джипе,никакой смазкой никогда не пользовался и о чудо-окиси нет

Ответить#
0

Возьмите кружку кипятка и облейте клеммы или погрузите их в кипяток. Будут блестеть как ........ ))))

Ответить#
0

Смазка клемм не помешает, но не за стоимость полного бака бензина.

Ответить#
0

Все верно. Окислы возникают чаще всего при плохом контакте клемм и наконечников проводов —- иными словами, есть место для появления грязи, которая образует токовые мостики. При этом толку от батареи становится все меньше, но она не только плохо крутит, но еще и плохо заряжается. Отсюда разряд.

Ответить#
0

Все верно. Окислы возникают чаще всего при плохом контакте клемм и наконечников проводов —- иными словами, есть место для появления грязи, которая образует токовые мостики. При этом толку от батареи становится все меньше, но она не только плохо крутит, но еще и плохо заряжается. Отсюда разряд.

Ответить#
0