ОСАГО: страховщиков — к ответу

После повышения стоимости ОСАГО нам сулили увеличение сумм страховых выплат и клятвенно обещали, что проблем с покупкой полисов не будет. Мы получили разъяснения РСА и проверили, как исполняются обещания.

НЕПРИКАСАЕМЫХ НЕТ

О мытарствах автолюбителей, которые не могут оформить полис ОСАГО, мы рассказали в статье «Со страхом и упреком» (ЗР, 2015, № 3). И отправили журналы с этим материалом в Российский союз автостраховщиков (РСА) и Центральный банк России (ЦБ РФ) с просьбой прокомментировать ситуацию на рынке ОСАГО и многочисленные жалобы наших читателей из всех регионов.

Ответ мы получили лишь из РСА. Комментарий ЦБ РФ в редакцию так и не поступил. Вместо разъяснений регулятор заявил об ограничении действия лицензии крупнейшего страховщика: Росгосстраху запретили продавать полисы ОСАГО. По информации пресс-службы ЦБ, основанием послужило неисполнение ООО «Росгосстрах» предписаний по устранению нарушений при продаже полисов ОСАГО.

С 1 апреля 2015 года в ЦБ поступило более 2300 жалоб от граждан на действия Росгосстраха при заключении договоров ОСАГО. С начала года компании было выдано 385 предписаний Банка России. В отношении общества вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по статье 15.34.1 КоАП (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования).

От редакции: Уже после отправки журнала в печать стало известно, что Банк России возобновил действие лицензии ООО «Росгосстрах» по ОСАГО. Решение ЦБ было принято, видимо, в связи с устранением страховщиком нарушений при продаже полисов ОСАГО, ставших основанием для ограничения действия лицензии. Кроме того, было учтено и то, что «Росгосстрах» ‒ самый крупный страховщик (на него приходится более трети сборов на рынке ОСАГО). В некоторых регионах купить полисы других компаний попросту нельзя. Почти сразу после возобновления работы «Росгосстрах» установил максимальный порог базовой ставки по ОСАГО для физлиц – 4118 руб. – во всех регионах РФ. Исключениями стали только Крым и Севастополь, где установлен самый низкий порог – 3432 руб. Надеемся, что страховщик сделал правильные выводы и впредь нарушений допускать не будет.

Решение регулятора ограничить лицензию лидирующего на рынке страховщика на работу с ОСАГО – событие знаковое. Это звонок для всех страховщиков: неприкасаемых нет, наказание за нарушение прав автомобилистов последует неотвратимо. Уверен, страховые компании, и Росгосстрах в первую очередь, сделают правильные выводы.

БОЛЬШЕ АКТИВНОСТИ

В РСА с решением Центробанка согласны, но по-прежнему связывают проблему с приобретением полисов, главным образом, с тем, что до повышения тарифов более чем в 30 регионах страны этот бизнес оставался убыточным. Некоторые страховые компании решили вовсе отказаться от работы с ОСАГО. По информации пресс-службы РСА, за весь период существования ОСАГО с этого рынка ушла половина страховщиков: из двухсот продолжают работать лишь сто. Оставшиеся, дабы минимизировать убытки, идут на разного рода ухищрения. Тут и навязывание дополнительных видов страхования, и создание искусственных очередей.

РСА просит всех автомобилистов, столкнувшихся с подобными проблемами, обращаться с жалобами. На сайте РСА есть специальный раздел, где потерпевшие от недобропорядочных страховщиков оставляют свои заявления; там же можно скачать бланк жалобы. К заявлению нужно приложить доказательства: фотоснимки, видеозапись или письменный отказ страховщика. Кроме того, работают бесплатные телефоны горячей линии РСА: 8-800-200-22-75 (для всей России) и 8-495-641-27-85 (для жителей Москвы).

Жалобы рассматривает и регулятор рынка ОСАГО – Банк России. Направить жалобу можно в территориальное подразделение банка или через его интернет-приемную.

ЦБ не сидит сложа руки. Виновных наказывают. Сначала штрафами. С 1 августа 2014 года вступила в силу статья 15.34.1 КоАП РФ, которая устанавливает ответственность страховщиков за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО или навязывание дополнительных услуг. Наказание – 50 тысяч рублей для должностных лиц, причем по каждому случаю. Поэтому чем больше обращений пострадавших, тем «дороже» наказание.

Компаниям, которым штрафы нипочем, грозит приостановка деятельности. История с «Росгосстрахом» тому пример. Кроме регулятора привлечь страховщиков к ответу вправе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – жалобы можно отправить через сайт ведомства. В этом случае суммы штрафов исчисляются миллионами рублей. К слову, в Калужской области, где мы проводили рейд несколько месяцев назад, количество жалоб заметно сократилось: со 121 обращения в 2014 году до пяти в первом квартале 2015 года (по информации Калужского УФАС). То ли поводов стало меньше, то ли жалобы теперь направляют исключительно в ЦБ.

В РСА уверены, что в ближайшее время ситуация на рынке ОСАГО стабилизируется и уже к осени проблема покупки полиса ОСАГО сойдет на нет. Увеличение с 12 апреля стоимости полиса ОСАГО на 40% и установление тарифного коридора в пределах 20%, а также корректировка региональных коэффициентов, по мнению РСА, должны вернуть страховщиков на рынок. Кроме того, введение с 1 июля электронных продаж ОСАГО (ЗР, 2015, № 6) решит проблему для жителей отдаленных населенных пунктов, где офисов страховых компаний не хватает или вовсе нет.

Мы верим. Но непременно проверим.

ТОЛЬКО ПОЛИС

Если судить по данным Федеральной антимонопольной службы, нарушений в 2015 году меньше, чем в прошлом (см. табл.). Это подтверждает информация из РСА (см. графики). Однако в ЦБ по-прежнему приходит много жалоб.

Наши читатели говорят, что большинство страховщиков перестали навязывать дополнительные услуги, по крайней мере в центральных офисах. В регионах всё еще продают «допы» в довесок к ОСАГО, но не так нагло. Например, автовладельцу предлагают записаться в очередь на осмотр автомобиля специалистом (ждать не меньше месяца): получишь заключение о состоянии машины – оформишь ОСАГО. Хочешь быстрее? Тогда бери полис ОСАГО в пакете с другими видами страховок!

Надеемся, что введение электронного полиса ОСАГО прижмет хвост нечистоплотным страховщикам.

СКОЛЬКО ПЛАТЯТ

Средний размер компенсации вырос до 42 тыс. руб. (+32%) и будет расти дальше. С 1 апреля 2015 года лимит компенсации на лечение для пострадавших в ДТП поднят со 160 тыс. до 500 тыс. рублей. Цены на восстановительный ремонт поврежденных транспортных средств постоянно корректируют, но суммы выплат рассчитывают с учетом износа, поэтому клиентам приходится доплачивать за ремонт из своего кармана. Полагаю, в скором времени компенсацию будут выплачивать без оговорок и в полном объеме – лишь бы это не повлекло за собой очередного увеличения стоимости полиса.

БЕЗ ПОЛИСА

После повышения тарифов многие водители готовы рисковать и платить штрафы, лишь бы не приобретать дорогую страховку. Иные покупают по дешевке поддельные бланки ОСАГО – тысяча рублей всё удовольствие.

Не советуем! Во‑первых, в случае ДТП выплачивать всю сумму потерпевшему придется из своего кармана. Во‑вторых, за предъявление поддельного полиса ОСАГО сотруднику ДПС могут привлечь к уголовной ответственности по части 3 статьи 327 УК РФ.

Поскольку махинаторов на рынке хватает, перед покупкой полиса нужно проверить наличие у страховщика лицензии. Сделать это можно на сайте РСА или Центрального банка РФ. Если покупаете полис у агента или брокера, выясните, имеет ли он право заниматься этой деятельностью. Вам поможет сайт выбранного страховщика, где есть перечень уполномоченных посредников. Купив полис, убедитесь, что он закреплен за конкретным страховщиком, – такая информация есть на сайте РСА.

ВОЗВРАТ В ПРОШЛОЕ?

Во властных коридорах уже звучат «свежие» идеи: дескать, если страховые компании не наведут порядок, то страхованием будет заниматься только одна компания – государственная. Уверен, этого никто не желает. Мы, со своей стороны, продолжаем наблюдать за ситуацией на рынке ОСАГО и планируем проводить рейды на регулярной основе.

Фотогалерея

Подпишитесь на «За рулем» в