Выбираем автомобиль с пробегом «по одежке»
В продолжение темы про подбор подержанных автомобилей поговорим об осмотре кузова. В некоторых случаях проблемы с ним могут обойтись дороже неисправностей мотора или автоматической коробки передач.
На этапе разговора по телефону не поленитесь попросить у хозяина данные по автомобилю (VIN и номер СТС), чтобы пробить его по базам данных. С недавних пор подробную информацию о прошлом машины — в частности, зарегистрированных случаях ДТП — кроме, например, «Автокода», предоставляет и официальный сайт ГИБДД. Увы, эти конкретные базы находятся в процессе заполнения, и по-прежнему уверенно пробиваются только автомобили, зарегистрированные в Московском регионе.
Прежде чем ехать на осмотр приглянувшейся машины, поизучайте форумы владельцев и статьи различных автомобильных изданий на предмет кузовных болячек конкретной модели. Уже на месте вам будет проще отличить «врожденные» слабые места от последствий неадекватной эксплуатации или некачественного восстановительного ремонта. Наиболее распространенные заводские очаги коррозии: нижние кромки дверей и крышки багажника; задние арки; зона под пластиковой накладкой крышки багажника; места стыка бамперов с крыльями.
При осмотре первым делом проверяйте наличие всех табличек и наклеек с VIN, а также состояние мест, где он выбит. Сверить данные в документах и на кузове не проблема, а вот выявить перебитые номера или замененные таблички уже сложнее. В случае каких-то подозрений предлагайте продавцу сначала вместе переоформить машину в ГАИ, а уже затем окончательно расплатиться. Если ему нечего скрывать, то он пойдет вам навстречу.
Обязательно раздобудьте толщиномер лакокрасочного покрытия. Ведь не всегда есть возможность осмотреть чистый автомобиль, да и в этом случае можно многое проглядеть. Обычно толщина заводского лакокрасочного покрытия внешних кузовных панелей составляет 120-150 микрон. Чаще всего тонким слоем отличаются японские автомобили. Толщина покрытия на внутренних элементах,таких как дверные проемы, подкапотное пространство и пол багажного отделения, укладывается в 80-100 микрон.
Если обнаружили отремонтированную деталь, то прикладывайте к ней толщиномер как можно в большем количестве точек. Если толщина слоя краски равномерна и составляет около 200 микрон (нормальный средний показатель), то можно особо не переживать – элемент покрасили полностью из-за незначительных повреждений. Если же в какой-то области датчик выдал в два раза больше, значит в этом месте приличный слой шпаклевки. Это может говорить о серьезных повреждениях, например при ДТП, и о некачественном ремонте. При грамотном восстановлении наносят минимальный по толщине слой шпаклевки!
При выявлении перекрашенных элементов важно оценить качество работ по их обновлению. Естественно, нюансы надо разглядывать на чистом автомобиле и под разными углами падения света: разнотон и различия в величине шагрени на соседних панелях; кратеры на покрытии; количество частиц пыли; просадку грунта. В одном случае найденные недочеты помогут при торге, а в другом – станут поводом, чтобы переключить свое внимание на другие машины.
Особого внимания требуют задние крылья и пороги. При замене их могут покрасить очень качественно, даже попав в заводскую толщину покрытия. Однако работы подразумевают вырезание старых элементов и вваривание новых. Увы, внутренние швы невозможно хорошо обработать, и рано или поздно они превратятся в очаги коррозии. К тому же, раз элементы заменили, значит повреждения были серьезными. Этот момент можно выловить с помощью толщиномера. В зоне внешних швов на задней стойке кузова, крыле или пороге будет значительное превышение толщины покрытия из-за шпаклевки. Поэтому не ленитесь пройтись датчиком в этих местах, прикладывая его в точках с минимальным шагом.
Иногда с толку может сбить и родная краска. Особенно на недорогих автомобилях уже с завода бамперы значительно отличаются по тону от остальных кузовных элементов. А практически на всех современных машинах не прокрашены внутренние полости капота, частично — багажного отсека и его крышки.
Также не забываем посмотреть год производства стекол машины. Увы, некоторые производители не указывают эти данные в маркировках. В основном же, цифры в ее нижней части укажут год, а точки или звездочки рядом с ней – месяц производства. Ничего страшного, если на машине поменяли лобовое стекло. А вот если элементы с одного борта на пару лет свежее соседей, возможно, было серьезное ДТП.
Зачастую следы серьезных аварий видно сразу. К примеру, кривые зазоры между кузовными элементами и свежая оптика с одной из сторон. Выставить зазоры даже при качественном ремонте не так просто. Что уж говорить о бюджетных вариантах с использованием неоригинальных китайских запчастей, которые очень часто имеют другие размеры.
Если следы ДТП удалось хорошо скрыть внешне, то некоторые из них проявят себя во время осмотра подкапотного пространства. Сравните вид сварных точек и швов на силовых элементах кузова с правой и левой стороны: на лонжеронах, опорах передних стоек подвески («стаканах») и деталях за ними. В любом случае внешний вид ремонтных соединений будет существенно отличаться от заводских. Также серьезный удар выдадут некоторые свежеокрашенные или даже некрашеные (!) элементы, на которых решили сэкономить, например, панель радиатора (так называемый «телевизор») и усилитель бампера или обновленные радиаторы, которые по внешнему виду будут явно свежее самой машины.