Конкурс с призом! — задача про лампочки
ЗАДАЧА № 148
Зеленый огонек
Вопрос: как зять починил машину ?
Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 июля 2020 года по адресу: 107045, Москва, Селивёрстов пер., 10, стр. 1. Или по e‑mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.
Мы прочитаем все сообщения по теме конкурса. Призом будет отмечено не просто правильное, но и наиболее полное решение конкурсной задачи с развернутым ответом.
А теперь подведем итоги «Конкурса знатоков» из мартовского номера «За рулем» за 2020 год.
В задаче фигурировал ветеран отечественного автопрома – Москвич‑2140. Видимо, поэтому нам пришел невиданный вал писем – все хотели вспомнить былое. А вопрос стоял довольно просто: как одним движением включить оттаиватель для ветрового стекла и для дворников? При этом по заснеженному городу так можно было ездить, а по трассе – ни-ни.
Подавляющее большинство читателей ответило верно: нужно дернуть ручку открывания капота. Но некоторые начали вспоминать методы изменения направления потока жидкости в радиаторе отопителя. Да, было такое, и журнал рассказывал лет сорок назад о подобной переделке. Но какое это имеет отношение к городскому и загородному циклам движения? Упомянули жалюзи радиатора, которые на «сороковом» уже не устанавливали.
Но даже те, кто правильно назвал способ обогрева в городе, дали неверные ответы, почему так нельзя было ездить по трассе.
Говорили и про обмерзание карбюратора, и про недостаточную эффективность оттаивания ветрового стекла. Хотя поток теплого воздуха и на скорости помог бы обогреву стекла, ведь на более высоких скоростях и тепловыделение от мотора больше. У безнаддувного двигателя треть энергии сгоревшего топлива уходит в систему охлаждения.
А один читатель даже написал, что от переохлаждения мог треснуть блок цилиндров. И это когда на улице около нуля? Ведь при такой температуре снег налипает на дворники.
Только наш победитель всё четко расставил по полочкам. «Петли капота спереди, замок расположен у ветрового стекла. Когда капот открывали, теплый воздух, обдувающий радиатор и блок цилиндров (алюминиевый, с очень неплохой теплоотдачей), выходил из щели между капотом и кузовом, помогая бороться со снегом и льдом».
А почему так нельзя было ездить по трассе? Просто капот начинал открываться. Над задней его частью образовывалась зона разрежения. В этом месте из-за поворота потока вверх по ветровому стеклу воздух проходил больший путь и имел, соответственно, большую скорость. А по закону Бернулли, в месте, где скорость увеличивается, давление понижается. Определенную роль играл и поддув снизу. Воздух, прошедший через радиатор в моторный отсек, частично уходил под днище автомобиля, а частично приоткрывал капот. Получается, капот работал как крыло самолета. Сверху поток воздуха быстрый, давление маленькое, снизу давление повышенное. Подъемная сила крыла зависит от скорости. На практике уже к 60 км/ч капот ощутимо приподнимался, а при дальнейшем увеличении скорости просто лишал водителя обзора.
Всем участникам конкурса спасибо. А Виктора Гудкова поздравляем с победой!