Вечный Wartburg: богатый наследник из ГДР — журнал За рулем

Вечный Wartburg: богатый наследник из ГДР

У одноклассника и современника наших Москвичей были разнообразные кузова от специализированных мастерских, известных еще с довоенных времен, — не только седаны и универсалы, но и купе с кабриолетами. И дохленькие 3‑цилиндровые моторчики той же эпохи.

Наследие Третьего рейха

Германская Демократическая Республика, в которую в 1949 году превратилась советская зона оккупации, унаследовала богатое автомобильное наследство.

Помимо завода BMW в Айзенахе в этой зоне оказались все предприятия крупнейшего в 1930‑х немецкого концерна Auto Union. В Цвиккау вскоре после войны под маркой IFA (Industrieverband Fahrzeugbau — Промышленная ассоциация автомобилестроения) наладили выпуск довоенных DKW F8 с двухцилиндровыми двухтактными двигателями. Параллельно с 1950 года собирали IFA F9 с трехцилиндровыми двухтактным моторами объемом 0,9 л и мощностью 28 л. с.

На базе этой модели и спроектировали новое семейство ­среднего класса — Wartburg 311.

Довоенная конструкция, актуальный дизайн

Wartburg 311 выпуска 1956 года выглядел вполне современно, но имел двухтактный трехцилиндровый мотор.
Wartburg 311 выпуска 1956 года выглядел вполне современно, но имел двухтактный трехцилиндровый мотор.

Выпускать социалистический Wartburg начали в 1955 году, практически одновременно с нашим Москвичом‑402 и чешской Октавией — в Айзенахе, на бывшем заводе BMW, где до тех пор собирали EMW 340 — развитие предвоенной модели, близкой по классу к нашей Победе. Эту линию решили не продолжать, хотя несколько прототипов построили.

Материалы по теме
Таким он запомнится — Wartburg 353 образца 1966 года. Располагая мощностью 45 л.с. автомобиль массой 920 кг разгонялся до 80 км/ч за 15 с и развивал максимальную скорость 125 км/ч. Хроника: Wartburg 353

А Wartburg 311 выглядел вполне современно и привлекательно, однако наследовал довоенную конструкцию. Кузов стоял на раме, подвески — независимые, передняя — на поперечной рессоре. Переднеприводный автомобиль оснащали всё тем же двухтактным 3‑цилиндровым двигателем рабочим объемом 0,9 л, мощность которого подняли до 37 л.с. при 4000 об/мин.

Зато Wartburg 311, в отличие от нашего Москвича, делали со множеством кузовов. Помимо базового четырехдверного седана выпускали трехдверный универсал, пятидверный универсал Camping с панорамными задними окнами, купе, кабриолет, а с 1957‑го даже и родстер Wartburg 313 с форсированным до 50 л.с. двигателем с двумя карбюраторами или одним двухкамерным.

Wartburg 313 стал вторым, помимо чешской Фелиции, пижонским социалистическим автомобилем. Часть кузовов для Вартбургов делали специализированные мастерские, известные еще с довоенных времен.

Среди множества ­кузовов Вартбургов был и оригинальный универсал Camping с панорамными задними окнами, заходящими на крышу.
Среди множества ­кузовов Вартбургов был и оригинальный универсал Camping с панорамными задними окнами, заходящими на крышу.

Wartburg периодически модернизировали. В 1962 году изменили отделку, объем двигателя за счет увеличения диаметра цилиндров с 70 до 73,5 мм вырос до 1 л, а мощность — до 45 л.с. при 4200 об/мин. Последнюю версию — Wartburg 312 — выпускали с 1965 года на модернизированном шасси с пружинными подвесками и, по-прежнему, в нескольких модификациях. В том числе и родстер со съемной жесткой крышей — модель 312/300 НТ (НТ — Hardtop).

Кстати, примерно в то же время на МЗМА создали аналогичный Москвич‑408 Турист — родстер, для которого тоже предусмотрели съемный жесткий верх. Но обе такие машины так и остались опытными образцами.

Wartburg 312/300 НТ — последний серийный родстер стран социализма делали до 1967 года.
Wartburg 312/300 НТ — последний серийный родстер стран социализма делали до 1967 года.

Выпуск семейства Wartburg 312 свернули в 1967 году, когда его сменил Wartburg 353 с совершенно иным, вполне современным кузовом, а с 1969 года на него даже начали ставить передние дисковые тормоза. Но общую концепцию сохранили: кузов был приварен к раме, трехцилиндровый мотор тоже, по сути, остался прежним и развивал 50, затем — 55 л.с. Резко сократили и число модификаций. Помимо седана теперь делали только универсал и в очень небольших количествах полицейско-военный кабриолет с упрощенным кузовом Wartburg 353 Tramp, а позднее выпускали пикап Trans.

Wartburg 1000 в 1965‑м модернизировали: подвески стали пружинными, а передние тормоза — дисковыми. Такое шасси и перекочевало на Wartburg 353 1966 года.
Wartburg 1000 в 1965‑м модернизировали: подвески стали пружинными, а передние тормоза — дисковыми. Такое шасси и перекочевало на Wartburg 353 1966 года.

«Новый» Вартбург

Восточногерманские, как и чешские модели, в 1960 годы были более-менее современны, но в 1970‑е уже устарели. А ведь они переехали и в 1980‑е! Причем, если завод Skoda в 1987 году все-таки сделал прорыв, выпустив переднеприводный Favorit, то в ГДР рывка так и не случилось.

В Айзенахе начиная с конца 1960‑хсделали целую линейку прототипов нового Вартбурга, но всё кончилось лишь небольшой модернизацией модели 353 в 1986 году, а затем — последней версией уже 20‑летнего автомобиля — Wartburg 1.3. Чуть изменив отделку, в 1988 году на машину поставили 1,3‑литровый двигатель Volkswagen мощностью 58 л.с. Кстати, довольно большую партию, около 10 000 таких машин, продали-таки в СССР, и они стали одними из первых доступных советским людям иномарок.

По дизайну Wartburg 353 во второй половине шестидесятых был вполне на европейском уровне
По дизайну Wartburg 353 во второй половине шестидесятых был вполне на европейском уровне

Универсал Wartburg 353/1 Tourist
Универсал Wartburg 353/1 Tourist

Такой Wartburg в 1992 году побывал на коротком тесте в редакции «За рулем» и произвел двойственное впечатление: явно устаревший интерьер и несовременная эргономика соседствовали с хорошим двигателем и четкой работой остальных агрегатов и узлов.

Выпуск модели Wartburg 1.3 завершили в 1991 году, почти через четверть века после старта производства и в последний год жизни Советского Союза.

Это была вторая часть рассказа о машинах стран социализма — аналогах наших Жигулей и Москвичей. Истории о самых интересных моделях Польши, Югославии, Болгарии — в октябрьском выпуске журнала «За рулем» и скоро на сайте. Заходите чаще!

Фото: из архива «За рулем»
Оцените материал
3:0
Загрузка...