Система «Автодата»: следить будут за всеми водителями!
Запуск «Автодаты» анонсировали еще два года назад. Но лишь недавно появилась конкретика в виде уже действующего ГОСТа 59236–2020 «Платформа «Автодата». Общие положения». Летом его дополнил проект норматива о составе информации, собираемой с транспортных средств в режиме онлайн.
Что такое «Автодата»?
Грубо говоря – дополнение к ЭРА-ГЛОНАСС, умеющей определять местоположение автомобиля. Подразумевается оснащение всех автомобилей телематическим устройством, которое автоматически передает данные производителям автомобилей. А уж те в обязательном порядке отсылают данные на единую федеральную платформу.
Фактически автомобиль сможет самостоятельно фиксировать некоторые нарушения правил и передавать их «куда надо». Не говоря уж об угрозе постоянного контроля их перемещений.
Какие данные?
Да практически всё, что можно сообщить о процессе передвижения автомобиля.
- Раз в минуту – сведения о направлении и скорости движения, в том числе координаты, нагрузка на ось, ускорение, срабатывание систем помощи водителю, сигнализации, тормозов, АБС и прочего.
- Раз в полчаса – состояние бортового света, признаки усталости водителя, срабатывание индикаторов ошибок.
Что говорят автопроизводители?
Они против: автопроизводителям не нравится перспектива впихивать в конструкцию еще один электронный блок, что влечет неминуемое повышение себестоимости машин, усложнение и удорожание сертификационных испытаний. Да и никого не радует дополнительный риск утечки личных данных.
Зачем это нужно?
Официально много говорят о безопасности – общественной и дорожного движения. Допустим, «Автодата» действительно в состоянии помочь, например, выявить «опасное вождение». Или поймать угонщика, который не умеет отключать электронику. Но вообще, на ум в первую очередь приходит Большой Брат из романа Оруэлла как символ тотального контроля.
Между тем в июне НП «ГЛОНАСС» и компания Reksoft завершили создание маркетплейса «Биржа данных» – независимой торговой площадки данных автотранспортной сферы в рамках федеральной сервисной навигационно-телематической платформы «Автодата». Иными словами, собранная информация поступит в продажу.
А что получат владельцы машин?
Разработчики говорят о возможности скидок на страховку, парковку, топливо... – в обмен на сотрудничество с «Автодатой». И утверждают, что 60% водителей согласны на такие условия.
Скорее всего, многие передумают, если идею скидок не удастся реализовать. Ее даже не обсуждали со страховщиками, нефтяниками и операторами парковок. Также высока вероятность, что в итоге подорожавшие автомобили будут «сотрудничать» в обязательном режиме. Не так сложно научить их и отправлять штрафные квитанции на телефон владельца.
А У НИХ СЛЕДЯТ?
С середины 2022 года в Японии может вступить в силу закон, обязывающий производителей оснащать все легковые и часть грузовых автомобилей «регистраторами событий» – Event Data Recorder, EDR. Схожий проект вынашивают и в Китае. Некоторые компании уже добровольно внедрили такие устройства.
По сути, они выполняют функции авиационных черных ящиков – фиксируют в динамике различные параметры работы автомобилей, вплоть до положения педалей газа и тормоза.
Передавать куда-либо данные EDR не обучен. Тем не менее считают, что он может позитивно влиять на безопасность движения – сработает осознание водителем, что любое его действие необратимо записывается. Но основная задача – помощь при разборе ДТП, дабы точно выявить истинные причины.
- Ездишь постоянно +19 км/ч? Большой брат проследит за тобой!
- Напоминаем, что в багажнике автомобиля всегда должны находиться аптечка и огнетушитель. Лучше всего держать полный набор автомобилиста «За рулем».
- «За рулем» теперь можно читать в Facebook.
Фото: Depositphotos