Техосмотр отменят? Не факт!

«Добровольность» техосмотра вовсе не означает его полную отмену. Главред «За рулем» — о том, как будут развиваться события.

В середине сентября новость от представителей Единой России взбудоражила многих. Устами секретаря генсовета партии Андрея Турчака автомобилистам пообещали сделать техосмотр добровольным – причем обещают разработать законопроект незамедлительно, уже в новом созыве Госдумы.

Идея не нова. Общественники давно ее продвигали – и к ним даже прислушались в ГИБДД. Но когда в игру вступает партия большинства, это совсем уже серьезный шаг: если не забудут про свое обязательство сразу после выборов, действительно легко протащат этот закон.

Автомобилисты уже перекрестились: техосмотр отменят! А те, кто ратует за техосмотр, задают множество серьезных вопросов: а как будут существовать пункты техосмотра? Где им взять клиентов? А как окупить вложения в дорогое оснащение? И вообще, что будет с безопасностью, если все станут плевать на техосмотр?

К чему готовиться водителям

Добровольный техосмотр вовсе не означает его отмену. Возможны три основных подхода.

Все перечисленные выше варианты можно комбинировать, дополнять и т. д. Поэтому сначала надо посмотреть на законопроект, а уж потом радоваться.

Вся «добровольность» заключается лишь в отказе от приезда на пункт ТО. Ответственность же за содержание ТС в надлежащем виде никто не отменит. Причем всё это касается исключительно легкового транспорта, принадлежащего физическим лицам.

Сколько денег?

Уверяют, что стоимость полиса поднимется на 10%, не больше. Даже если на 20% (с жирным «интересом» страховых), это устроит многих. Автомобилистам всё равно, кому платить, – «дельцам» за липовый техосмотр (как сейчас) или за более дорогой полис. Лишь бы отвязались.

Но в активно готовящуюся систему по автоматической фиксации машин без ОСАГО и без диагностической карты будут внесены дополнения, которые позволят контролировать абсолютно всё. Проехала машина – «пробиваются» полис и ДК. Молодец, езжай дальше. У следующей – нет ДК, а полис почему-то куплен не по повышенной ставке. Ага, лови штраф. И так далее.

О «выживаемости» пунктов ТО

Клиентов у них станет меньше, это правда.

Но останется грузовой транспорт, автобусы, такси, для которых техосмотр обязателен.

Вполне возможно,что на техосмотр в принудительном порядке отправят и легковые автомобили, принадлежащие юридическим лицам. А также машины старше 4 лет при их перерегистрации. Да это море автомобилей!

А поскольку сохранится обязаловка, техосмотрщики пробьют себе или повышение тарифов, или вовсе свободные (рыночные) тарифы. И всё у них будет хорошо. Даже лучше, чем сейчас.

Безопасность пострадает?

Если сейчас 80% полисов покупается. Если ни один автомобиль в холодной Якутии не пройдет техосмотр (а там живет миллион человек). Если ни один праворульный автомобиль не пройдет техосмотр (и на это у той же ГИБДД нет вразумительного ответа как быть). Если в пандемию слегка задвинули техосмотр – лишь бы полисы ОСАГО покупали. И если всё это до сих пор не привело ни к каким катастрофам, то, может, все-таки честно проводить техосмотр по тем транспортным средствам, для которых он останется? И тогда всем точно станет безопаснее.

***

Правительство в лице премьер-министра Михаила Мишустина идею поддержало. Я рад, что рабочая группа по защите прав автовладельцев в ОНФ добилась результата. Хотя это пока даже не результат, а намек на результат. Надо дождаться законопроекта – и, если срастется, собственно закона.

  • Каким должен быть техосмотр? Об этом — тут.
  • «За рулем» теперь можно читать в Facebook.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов

Подпишитесь на «За рулем» в