Какой на самом деле ресурс автомобиля? Есть ответ!

Машина старше 10 лет — брать или нет? Как распознать автохлам? Как понять, сколько прослужит мое авто? Эксперты «За рулем» всё выяснили.

Какую машину безоговорочно считать рухлядью?

Категорически нельзя брать так называемые «затоталенные» машины – те, за которые страховка выплатила владельцу их стоимость по причине невозможности ремонта. Такое обычно бывает, когда кузов машины при аварии завязывается узлом. К сожалению, практика показывает, что позднее эти автомобили то и дело всплывают на вторичке. Проследить их биографию при желании можно, но привлекательная цена плюс наш любимый «авось» частенько остаются победителями.

Нельзя покупать машины с прогнившими порогами и лонжеронами. Коррозия силовых элементов – это приговор: никакая эпоксидка агонию не продлит. Да и любые кузовные панели, которые легко протыкаются насквозь, должны наводить на раздумья о пушкинском попе и дешевизне.

Жигули полувековой давности еще встречаются на дорогах. Заметим, что максимальный заявленный ресурс среди вазовских моделей имеет современный Ларгус: 10 лет или 160 тысяч км.

Невозможность нормально выставить углы колес – также приговор: не брать! То же относится к дымящему мотору, хрустящей коробке и гремящей ходовке. Это не исправить ни за пять минут, ни за сто рублей.

Отдельный мир – автомобили из такси. В год такие машины проезжают 100 и более тысяч километров. Чаще всего после трех лет эксплуатации их продают. Пробег прикиньте сами. И подумайте, почему таксист не оставил эту машину себе.

На экологическую составляющую многим откровенно наплевать: поставил электронную обманку – и гори оно всё… Поэтому практически все недорогие и неновые автомобили воняют от выбитых нейтрализаторов и трещат прогоревшими глушителями. Перед возможным тотальным контролем за техосмотром и диагностическими картами не забывайте: эксплуатация такого транспорта официально запрещена.

А если это иномарка?

Отношение к подержанным автомобилям сильно зависит от того, к какому классу относился данный экземпляр и в какой стране он был произведен. Однако все вышесказанные признаки рухляди справедливы для любых машин – от Москвичей до Мерседесов. При этом нужно осознавать простую истину: высокое качество изготовления «крутых» кузовов резко обесценивается после воздействия сварки, кувалды и тому подобных ремонтных приемов. Никакой коррозионной стойкости после серьезных кузовных ремонтов уже не будет. И не забывайте, что подушки безопасности после аварий почти никогда не восстанавливают.

Если автопроизводитель не указал срок службы своих автомобилей, он приравнивается к 10 годам.

Чему равен ресурс?

Автопроизводители, по понятным причинам, недолюбливают вопросы типа «Когда развалится ваш автомобиль?». Но нам ответили.

Porsche

В представительстве Porsche нам пояснили: более 60% когда-либо произведенных Porsche до сих пор на дорогах.

Volkswagen

Закон «О защите прав потребителей» указывает, что изготовитель вправе установить на товар срок службы. Если он не установлен, то приравнивается к 10 годам. Volkswagen не устанавливает срок службы своих автомобилей, поэтому по умолчанию применяется 10‑летний период. Это значит, что юридически фирма несет ответственность за безопасность своей продукции и её снабжение запасными частями в течение 10 лет.

Mitsubishi

В российском представительстве Mitsubishi высказались примерно в том же плане: производитель ничего не декларирует, оставляя это на откуп действующему законодательству.

Hyundai

А вот выдержка из сервисной книжки Hyundai: «Срок службы автомобиля составляет 6 лет или 180 тыс. км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). …Его дальнейшая эксплуатация возможна… не более 10 лет с момента продажи (передачи) первому покупателю».

АВТОВАЗ

Наиболее полную информацию предоставил отечественный автопроизводитель. Срок службы полноприводных автомобилей составляет 6 лет или 90 тысяч км пробега (что наступит ранее). У переднеприводных машин (кроме Ларгуса) данные иные – 8 лет или 120 тысяч км. А наиболее жизнестойким считают Ларгус: 10 лет или 160 тысяч км.

Интересны также гарантийные обязательства АВТОВАЗа на отдельные комплектующие изделия:

Гарантия АВТОВАЗа на комплектующиe

Наименование

Гарантийные
обязательства

Аккумуляторные батареи

24 месяца

Раздаточная коробка и промежуточные валы

24 месяца или 35 000 км пробега (что наступит ранее)

Амортизаторы и стойки телескопические

24 месяца или 40 000 км пробега (что наступит ранее)

Выжимной подшипник и диски сцепления

36 месяцев или 30 000 км пробега (что наступит ранее)

Приводы ведущих колес с защитными чехлами

24 месяца или 35 000 км пробега (что наступит ранее)

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Какой возраст или пробег автомобиля является предельным? Считаю, что приобретать машину с пробегом в 300 тысяч км и старше 10 лет нежелательно, поскольку в ее ремонт и обслуживание за короткий срок вы можете вложить сумму, равную этой самой покупке. Мое предложение – ввести на государственном уровне обязательную и глобальную проверку общего состояния таких автомобилей.

А если все-таки купить?

Приобретать подержанную машину лучше у хозяина, причем у первого. Или у человека, который поездил на автомобиле достаточно долго. Автомобилей, которые не задерживаются у владельцев, лучше избегать. Возможно, с машиной какие-то проблемы, начиная с юридических и кончая сложными техническими, которые при осмотре сразу не определить.

Приобретать машину с пробегом больше 300 тысяч км и старше 10 лет нежелательно – непредсказуемый ремонт влетит в копеечку.

Из теории надежности известно, что основная часть отказов любого изделия, в том числе и автомобиля, происходит как в начале его эксплуатации (скрытые дефекты), так и в конце (ресурс иссяк – машина «посыпалась»). Поэтому надо пытаться отыскать машину, находящуюся на втором этапе существования, и бережной эксплуатацией продлить ей жизнь. Увы, это удается не многим.

График изменения интенсивности отказов в зависимости от наработки

I – этап приработки. Интенсивность отказов в начальный период эксплуатации довольно велика. Причина – скрытые дефекты производственного характера.

II – период нормальной работы. Интенсивность отказов стабильна и невелика. Отказы, в основном, вызывает нагрузка, превышающая предел прочности детали или узла.

III – период форсированного старения. Отказы возникают в результате износа. Дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной.

Вывод

Предельный «беззаботный» срок эксплуатации автомобиля – 10 лет или 300 тысяч км.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

По состоянию на начало 2021 года средний возраст легкового автопарка России составляет 13,9 лет, а в некоторых регионах (Камчатка, Республика Алтай, Еврейская автономная область) эксплуатируются автомобили старше 19 лет. За рубежом возраст автопарка не сильно отличается: европейцы эксплуатируют личный транспорт в среднем на протяжении 11,5 лет. В Европе много автомобилей низкого экологического класса, однако страны Евросоюза вводят ограничения и разрабатывают собственные классификации на базе стандартов Eвро. Например, в Лондоне в центр города разрешен бесплатный въезд автомобилей с минимальным экологическим классом Eвро‑4, владельцы остальных авто обязаны заплатить взнос в размере 10 фунтов. В Мадриде доступ в центральную часть столицы имеют только электромобили.

В России нормам экологических стандартов класса 4 отвечают менее 30% легковых автомобилей, а класса 5–15%. В связи с этим с 1 июля 2021 года в России появились новые дорожные знаки, дающие права въезда на определенные территории только автомобилям определенного экологического класса.

Фото: «За рулем», Depositphotos и фирмы-производители

Подпишитесь на «За рулем» в