Мотор и коробка прослужат дольше! 8 простых советов

Покупка нового автомобиля становится недоступной — самое время задуматься о том, как продлить срок службы уже имеющегося.

В пику автоконцернам

Большинство современных автомобилей сконструированы так, что ресурс основных агрегатов – двигателя и трансмиссии – приближен к сроку заводской гарантии.

Благодаря компьютерному проектированию и современным материалам автопроизводители получили возможность создавать машины с равным (и запрограммированным) сроком службы основных узлов – и хорошо экономить на этом. Для нас с вами такой подход означает, что в один не очень прекрасный момент, во избежание чрезмерных хлопот и затрат, с автомобилем желательно расстаться.

А что, если отклониться от предписаний производителя и увеличить срок жизни машины? Сегодня цены взлетели, покупка нового автомобиля для многих стала недоступной… Самое время для инженерного подхода к эксплуатации, уверены эксперты «За рулем» — старейшего и самого авторитетного автомобильного издания России.

1. Мотор маслом не испортишь

Редкий производитель советует проводить техобслуживание сразу по окончании обкатки – то есть «нулевое ТО». А если и советует – зачастую ограничивает его контрольным осмотром. Многие автовладельцы считают эту процедуру разводом на деньги.

Между тем, есть смысл заменить моторное масло. Масло первой заливки в какой-то мере является обкаточным, вобравшим в себя всевозможные микрочастицы и продукты приработки, гонять которые по новенькому мотору ни к чему. Обкатку обычно считают законченной примерно на второй тысяче километров пробега – пусть с этого момента масло станет свежим. Меняйте! Конечно, вместе с фильтром.

Большинство автопроизводителей рекомендует менять масло в двигателе по пробегу – к примеру, каждые 15 тысяч км. Но при этом не учитываются реальные условия эксплуатации. Такой интервал допустим при езде преимущественно по трассе со средней скоростью около 50 км/ч. Однако так ездят разве что междугородние автобусы.

Живущие в городах автолюбители почти постоянно толкаются на светофорах и в пробках. Средняя скорость в крупных городах едва достигает 20–25 км/ч. Отсюда, по логике, пробег до замены масла не должен превышать 7500 км. Но только некоторые производители считают городскую езду тяжелыми условиями эксплуатации и советуют менять масло вдвое чаще. Мы же уверены, что это правило следует распространить на все автомобили.

2. И коробку тоже

Большинство производителей коробок-автоматов и вариаторов ограничивают свои рекомендации разве что редкой проверкой уровня рабочей жидкости. В сервисной книжке часто вообще нет указаний насчет ее замены.

Между тем, ремонтная практика говорит, что жидкость в АКП редко выхаживает более 60 тысяч км. А если машина эксплуатировалась на сильном морозе или часто таскала прицепы, то и того меньше.

Значит, необходима более частая замена жидкости, ведь это – типичный расходник. То же относится к раздаточным коробкам, редукторам мостов, механическим коробкам передач и многодисковым муфтам.

3. Прогревайте мотор

Любая автомобильная компания на вопрос насчет обязательности прогрева двигателя пояснит, что их автомобили в дедушкиных рецептах не нуждаются. Дескать, сел и поехал. Что ж, гарантию при таком подходе мотор, может, и выходит. Но ведь мы-то хотим большего!

Спору нет, современный двигатель гораздо совершеннее, чем у машин полувековой давности. Но принципиальной разницы между ними нет. Подобно тому, как скелет современного человека состоит из тех же костей, что у кроманьонца, нынешний ДВС содержит всё те же поршни, шатуны и кольца, известные больше сотни лет.

Поршням по-прежнему приходится испытывать перепады температур градусов в двести. Цилиндр еще остается холодным, а поверхность поршня уже нагрелась до полутора сотен градусов – от термических напряжений чаще всего погибают межкольцевые перемычки поршней, на которые действуют еще и увеличившиеся силы трения, а также межклапанные перемычки головки цилиндров.

И современный мотор по-прежнему вынужден считаться с резким загустением моторного масла на морозе. Это чревато масляным голоданием – пусть и кратковременным. После пуска узлы трения сразу начинают воспринимать серьезные нагрузки, которые, при отсутствии нормальной смазки, приводят к резкому ускорению износа.

Мораль простая: прежде чем давать двигателю нагрузку, нужно дать ему возможность прогреться – хотя бы немного. Для этого необязательно стоять на месте: можно хотя бы километр проехать спокойно, забыв про резкие ускорения.

4. Коробку? Тоже прогревайте!

Если мотор греет сам себя за счет сгорающего топлива, то автоматическая коробка этого делать не умеет. Загустевшая рабочая жидкость не может создать нужное давление для сжатия пакетов фрикционов, и они начинают буксовать. По той же причине может пострадать гидротрансформатор.

Поэтому при прогреве мы советуем сразу после пуска двигателя включить в автомате (или вариаторе) режим D или R, удерживая машину педалью тормоза. При этом ДВС получает нагрузку в виде гидротрансформатора, одна часть которого вращается, а другая остановлена вместе с колесами машины. Мотор прогреется быстрее, а интенсивное перемешивание жидкости в гидротрансформаторе приведет к ускоренному прогреву коробки передач. И для продления ресурса начинать движение следует по возможности плавно.

Продолжение – на следующей странице

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в