Как водители в два счета гробят коробку передач — журнал За рулем

Как водители в два счета гробят коробку передач

Эксперты «За рулем» — о допустимости и недопустимости смешивания трансмиссионных жидкостей.

О секретах смешивания разных сортов топлива, моторного масла, антифриза, тормозной жидкости мы рассказали тут.

Жидкости для АКП, вариаторов и роботов

В автоматических коробках используется жидкость с обозначением ATF Dexron или MERCON. А дальше в обозначении следует римская цифра от II до — в самых современных агрегатах — VI. Чаще всего более новую — с большей цифрой — жидкость можно заливать в более старую.

Радует, что у этих жидкостей нет обозначения вязкости, как у моторного масла, а потому выбор проще. Существует несколько концернов, которые предпочитают «свою» жидкость. К таким относятся Toyota с ее жидкостями вроде ATF WS, Honda с жидкостями типа ATF-Z1 и некоторые другие автопроизводители.

С вариаторами дело обстоит еще проще. Например, во все автомобили Renault-Nissan, а также во многие другие по всему миру, использующие вариаторы фирмы Jatco, заливают жидкости NS2 или NS3. Как обычно, на более новых моделях цифра больше.

Как водители в два счета гробят коробку передачПроизводители автомобилей не разрешают смешивать между собой жидкости для вариаторов и автоматических коробок передач.
Производители автомобилей не разрешают смешивать между собой жидкости для вариаторов и автоматических коробок передач.

У каждого крупного производителя вариаторов используется своя жидкость, так что тут лучше ничего не смешивать.

Если подтекает какой-то сальник или шланг системы охлаждения вариатора, то перед дальней дорогой запаситесь баночкой «своей» жидкости на доливку, а лучше всего устраните дефект. Надо помнить, что и уровень проверять надо грамотно, при определенной производителем температуре, расположив автомобиль на горизонтальной площадке.

Чаще всего роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями имеет две раздельные полости. В систему управления заливается специальная гидравлическая жидкость. Тут никакие эксперименты с доливкой другой жидкости, кроме оригинальной, недопустимы. А в механическую часть, где работают шестерни, заливается обычное трансмиссионное масло.

В роботах с одним сцеплением требования к маслу такие же, как в механических коробках, о чем речь пойдет ниже.

МКП, раздаточная коробка, редукторы

В механической коробке передач чаще всего используется масло уровня GL‑4 со сравнительно невысокой вязкостью типа 75W‑80 или 75W‑90. А доливать можно масло любого производителя: важно соблюсти вязкость и уровень качества GL‑4. Считается, что масло GL‑5 в механической коробке использовать нежелательно, так как присадки могут повредить синхронизаторы.

В раздаточные коробки одних автомобилей нужно заливать трансмиссионное масло — например, во все отечественные полноприводные автомобили ВАЗа. Зато в других, например, Hover H5, в раздатке должна работать жидкость ATF. И вот здесь смешивать ничего не нужно.

В редукторах, где присутствует гипоидное зацепление, требуется исключительно масло GL‑5.

Как водители в два счета гробят коробку передачВ переднем редукторе кроссовера объем масла обычно невелик. Для Renault Duster это 250 мл.
В переднем редукторе кроссовера объем масла обычно невелик. Для Renault Duster это 250 мл.

Гипоидное зацепление есть не только в мостах суровых внедорожников вроде УАЗа и Тойоты Land Cruiser, но даже в полноприводной Крете. Да, в кроссоверах тоже стоят две гипоидных пары — спереди у коробки передач и в заднем редукторе. Здесь уровень вязкости масла должен быть повыше, чем в механических коробках и в особо нагруженных агрегатах может достигать 75W‑140. Так что в редукторы доливать можно только гипоидное масло с соответствующим уровнем вязкости.

Экзотика по капле

Как водители в два счета гробят коробку передач
Приводной нагнетатель — агрегат, тоже нуждающийся в масле. Которое, само собой, нужно периодически менять. Оно редкое, дорогое, смешивать нельзя, но доза нужна гомеопатическая. Например, Toyota официально предписывает использовать специальное масло Toyota Supercharger Oil. Заливается масло в полость с шестеренной передачей. Уровень проверяется по щупу, есть сливная пробка. Заправочная емкость — около 130 мл.

Гидроусилитель рулевого управления

В этой системе используется чаще всего жидкость для автоматических коробок передач. Часто на немолодых автомобилях жидкость подтекает. Во избежание повреждения насоса от работы «на сухую» в дальней дороге можно долить любую жидкость ATF.

Стеклоомывающие жидкости

Если жидкости даже выполнены на основе разных спиртов — этилового, метилового или изопропилового, то всё равно их можно смешивать как с друг с другом, так и с водой.

  • Увидели странную лужу под машиной? 11+ причин (и что делать) узнайте тут.
  • «За рулем» можно читать и в Телеграм.

Фото: фирмы-производители и depositphotos.com

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен
Оцените материал
3:—1

Купить свежий номер
«За рулем» можно здесь: