Ремонт «с огоньком»: выбрали хорошие и недорогие газовые горелки

Для многих работ с автомобилем требуется высокотемпературное пламя. Хорошая новость: мучения по розжигу паяльных ламп остались в прошлом. Плохая — среди газовых горелок встречаются откровенно недееспособные.

Раньше у хозяйственных автолюбителей всегда имелась паяльная лампа. Она работала на бензине и давала пламя достаточно высокой температуры, позволявшее, к примеру, подогреть место пайки радиаторов – тогда еще латунных.

Нынче для нагрева различных деталей и узлов автомобиля, да и в бытовом ремонте чаще используют газовые горелки.

Мучения по розжигу паяльных ламп в прошлом: газ разгорается мгновенно и дает более узкую струю пламени. Горелки такого типа выглядят либо как насадки на газовые баллоны разных стандартов, либо, при небольших размерах, имеют собственную заправляемую емкость под газ.

Баллоны с газом различаются как по рабочей температуре, так и по способу присоединения горелки.

Зачем они нужны?

Первый вариант применения горелки при ремонте автомобиля – нагрев заржавевшего резьбового крепежа для облегчения отворачивания. Популярно выжигание резиновых частей сайлентблоков, если другим способом разобрать узел не получается. Иногда при монтаже нужно греть детали, у которых посадка с натягом – например, шатуны перед тем, как посадить в них поршневые пальцы.

Кроме того, газовые горелки можно использовать для пайки латуни, меди и даже алюминия.

При работах с электрикой, как в автомобиле, так и в быту, горелки позволяют быстро нагревать термоусадочные трубки.

Незаменимы они при разморозке замков и штырей ворот в гаражах или на даче.

Наконец, горелки можно использовать для размораживания труб, розжига мангалов и печей, обжига деревянных изделий, а также туш животных и птиц.

Что испытывали?

Мы выбрали для испытаний горелки разного размера. Компания собралась разношерстная – от совсем маленьких, де-факто представляющих собой зажигалку с возможностью заправки и с насадками для пайки, до довольно солидных горелок, которыми можно обжечь большое деревянное панно либо тушу кабанчика.

Наибольший интерес для автомобилистов представляют горелки, дающие мощный узкий сноп голубоватого высокотемпературного пламени, которое позволяет быстро нагреть заржавевший крепеж. Если вам важнее другие показатели, смотрите наши комментарии к каждому изделию.

В испытаниях участвовали горелки, предназначенные для работы с самыми распространенными газовыми баллонами с пропан-бутановой смесью под цанговое крепление, а также более редкие и дорогие – под резьбовое. Маленькие горелки имеют заправочный узел, подобный обычным газовым зажигалкам – они заряжаются из специальных баллончиков.

Баллоны с газом отличаются по температурам использования, за что отвечает фракционный состав. В более морозостойких баллонах повышена доля пропана. Кстати, то же можно наблюдать и на газовых заправках для автомобилей. Летом используется смесь с большим содержанием более дешевого бутана, зато зимой переходят на почти чистый пропан.

Методика испытаний

Мы проверили способность горелок разного типа нагреть болт с резьбой М10 и навернутыми на него двумя гайками размером под ключ «на 17». Нагрев каждой горелкой начинался с одинаковой температуры, равной 25 °C, и продолжался 2 мин. Таких замеров мы делали для каждой горелки не меньше трех – и даже более, если результат из-за срывов пламени был нестабилен.

После этого проверяли температуру головки болта с помощью пирометра Мегеон 16550. Оценивали результаты просто: чем выше температура, тем лучше. Кроме этого мы произвели экспертную оценку работы горелок в разных физических положениях и оценили влияние этого фактора на стабильность пламени.

Болт с двумя гайками имитирует закисший крепеж в подвеске. При каждом новом тесте использовали болт, охлажденный до комнатной температуры.

Участники

Примерная цена 330 ₽
Простейшая конструкция без пьезорозжига. Дает узкое кинжальное пламя высокой мощности. Не любит работать «вверх ногами» – при тряске пламя срывается. Разборная горелочная часть. Болт нагрелся до 450–480 ºС. Можем рекомендовать разве что при нечастом использовании.

Примерная цена 1200 ₽
Сопло венчает гибкую подводку. Такое решение позволяет оставлять баллон вертикальным и направлять пламя в разные стороны. При сильной «болтанке» или перевороте баллона происходит срыв пламени. К достоинствам можно отнести удобную ­рукоятку и пьезорозжиг. Нагрев болта до 470–500 ºС. Рекомендуем.

Примерная цена 400 ₽
Простейшая конструкция. Розжига нет. Широкое сопло дает мощную струю пламени. Огромный расход газа, но греть замерзшие трубопроводы – самое оно. Не любит переворотов и тряски – срыв ­пламени. Болт нагрелся до 450–500 ºС. Рекомендуем для ограниченного применения.

Примерная цена 900 ₽
Есть настройка по количеству и качеству смеси – как в карбюраторе. Предусмотрен пьезорозжиг. Благодаря конструкции с испарительной трубкой горелка работает при тряске и в любых физических положениях. Хорошо подходит для пайки латунью. Болт разогрелся лишь до температуры 280–300 ºС, однако этого в большинстве случаев достаточно для отворачивания. Рекомендуем.

Примерная цена 230 ₽
Понравилось оригинальное крепление к стандартному баллону. Есть пьезорозжиг. Корпус – из прочной пластмассы. Не может работать в условиях тряски и в перевернутом положении. Болт удалось нагреть до 270 ºС. Рекомендуем при ограниченном применении.


Примерная цена 400 ₽
Пьезорозжиг, удобное крепление. Но работать «вверх ногами» или при сильной тряске не может – происходит срыв пламени из-за попадания жидкой фазы. Болт нагрелся до 310 ºС. Пользоваться можно, особенно с учетом невысокой цены.

Примерная цена 750 ₽
Миниатюрная горелка с возможностью зарядки от баллона для газовых зажигалок. Пьезорозжига нет. Стабильно горит в любом положении. В комплект входят пара насадок для пайки. Попробовали – паять можно. Болт нагрелся до 150 ºС: для такой малютки – неплохо. Рекомендуем для очень ограниченного применения.

Примерная цена 1800 ₽
Баллон редкого стандарта с резьбовым соединением входит в комплект. Пламя срывается при тряске или перевороте баллона. Удобная рукоятка и пьезорозжиг. Кинжальное пламя обеспечивает нагрев болта до 260–270 ºС. В целом восторга не вызвало, для ограниченного применения сгодится – но дорого.

Примерная цена 1100 ₽
Небольшая горелка удобна для пайки и работы в стесненных условиях. Есть пьезорозжиг. Работает стабильно в любых положениях и при тряске. Заряжается из баллона для заправки газовых зажигалок. Уровень газа не виден. Обеспечивает нагрев болта до 230 ºС. Рекомендуем для ограниченного применения.

Примерная цена 900 ₽
Используется баллон менее распространенного формата под резьбу. Горелка цельнометаллическая, рассчитанная на долгую эксплуатацию. Есть настройка по составу смеси. При работе в условиях тряски или переворачивании баллона наблюдается срыв пламени. Пьезорозжига нет. Болт нагрела до 400 ºС. Для постоянного использования рекомендовать не можем, но в редких ­случаях может выручить.

Примерная цена 500 ₽
Подобие бытовой зажигалки. Заправляется из баллончика для зажигалок. Работает стабильно в любом физическом положении. Можно использовать при пайке. Отогреть замок, наверное, получится. Болт нагрелся до смешных 90 ºС. Подойдет разве что для сильно ограниченного применения.

Что в итоге?

Недорогие горелки без пьезорозжига вполне сгодятся, если пользуетесь ими нечасто и стремитесь сэкономить. Среди них есть модели, дающие достаточно жаркое и узконаправленное пламя, обеспечивающее приличную температуру.

В большинстве горелок для стабильного пламени оказались принципиальны физическое положение и неподвижность баллона. Дело в том, что газ в баллоне содержится в двух агрегатных состояниях. В нижней части – жидкий, вверху – паровая фаза. Забор газа оптимален, когда баллон расположен вертикально. Тогда в горелку идет только паровая фаза. Но если мы двигаем или переворачиваем горелку, то на выходе оказывается жидкая фаза, которая у большинства простейших горелок приводит к срыву пламени. И только модели, в которых газ подается через тонкую трубку, обогреваемую пламенем у самого сопла, обеспечивают стабильную работу. Происходит это потому, что газ в трубке испаряется и не попадает в сопло в жидком виде.

А главный вывод таков. Времена, когда мощное пламя паяльной лампы было подвластно разве что гаражным корифеям, позади. Самый популярный баллончик с цанговым креплением горелки стоит 100–200 рублей, да и многие горелки несильно дороже. Щелкнул кнопкой пьезорозжига – и грей что хочешь. Прогресс!

Подпишитесь на «За рулем» в