Силикон, полиуретан, полимер: выбираем автомобильные герметики

С помощью герметиков можно устранить запотевания и подтеки жидкостей из механизмов, побороть течи воды в салон, избежать самоотворачивания болтов и гаек, сократить расходы на покупку дорогостоящих и дефицитных уплотнителей... Какой где нужен, а где вреден, рассказывает эксперт «За рулем».

Автомобильные герметики давно перестали быть средствами «давай подмажем на всякий случай». Высокотехнологичные составы используют при ремонте узлов и агрегатов, а также при заводской сборке автомобилей. Например, они позволяют уменьшить номенклатуру прокладок, а значит, и расходы на изготовление машин.

Мы собрали все герметики, которые встречаются в автомобиле. Их очень много, и они очень разные.

Для удобства предлагаем классифицировать герметики по их физическому состоянию после высыхания (полимеризации). Так проще понять, какой состав нужен в данном конкретном случае.

Упругие герметики

После полимеризации напоминают кусок резины. Под нагрузкой сжимаются, а при ее снятии – восстанавливают форму. К упругим герметикам относятся силиконовые, каучуковые, полиуретановые и на МС-полимерах.

Силиконовые – самые распространенные герметики. Бывают двух видов: нейтральные (oxime silicone или ох silicone) и кислотные (aсеtoxy-силиконы).

Первые – без запаха, вторые – с резким уксусным душком, который образуется при полимеризации герметика. Производители предупреждают, что пары уксусной кислоты и диоксида кремния могут отравить датчик кислорода и спровоцировать образование коррозии (правда, нам такие случаи неизвестны). Преимуществ по надежности уплотнения у нейтральных герметиков перед кислотными нет.

У силиконовых герметиков хорошая адгезия к поверхностям деталей, стойкость к маслам и антифризам, быстрая полимеризация, широкий температурный диапазон (от –60 до 370 ºС), повышенная упругость, позволяющая компенсировать незначительные перемещения деталей.

Есть и существенный недостаток – при контакте с бензином силикон размягчается и отслаивается.

Цветовые решения силиконовых герметиков – больше маркетинговый ход, чем маркировка по характеристикам. Исключением часто бывают прозрачные составы – порой они слишком текучие для прокладок. Их используют в основном для ремонта фар и фонарей. Красный считается высокотемпературным (до 340 ºС). Однако и остальные герметики рассчитаны до 260 ºС, что вполне достаточно для уплотнений двигателя (но не для выхлопной системы).

При укладке силиконового герметика диаметр валика должен быть таким, чтобы при сжатии его излишки не оказались внутри агрегата. Случалось, что они забивали сетку маслоприемника или элементы системы вентиляции картера.

Силиконовые герметики применяют для уплотнения клапанной и передней крышек двигателя, насоса охлаждающей жидкости, термостата, поддона картера двигателя, картеров коробок передач. А также в местах, где надо устранить зазоры деформированных крышек, уплотнить между собой разнородные материалы, которые при нагреве могут смещаться относительно друг друга.

Они относятся к герметикам невысокой и средней прочности – такие соединения можно вскрыть усилием руки либо слегка поддев инструментом.

Специальные силиконовые герметики предназначены, например, для узлов системы охлаждения и агрегатов трансмиссии. В последние добавлены присадки, защищающие их от расслоения под воздействием модификаторов трения, которые присутствуют в масле. В герметики для системы охлаждения добавлены присадки, повышающие их стойкость к этиленгликолю.

Встречаются специальные «затекающие» составы повышенной текучести – для уплотнения стекол, например.

Если нет рекомендаций производителя по использованию специального герметика, то в большинстве случаев справляются нейтральные силиконовые.

Каучуковые герметики используют в узлах и механизмах, где присутствуют пары бензина. По скорости полимеризации есть как быстро-, так и медленносохнущие. Первые твердеют от 20 минут до 2 часов. Вторые – 3–4 часа, что позволяет без суеты собрать узел. Каучуковые герметики можно использовать вместо силиконовых. Они относятся к среднепрочным герметикам.

Полиуретановые герметики (маркировка PU) применяют для вклейки стекол и для заделки швов между кузовными деталями. В отличие от силиконовых, их можно окрашивать.

По прочностным характеристикам значительно превосходят все вышеуказанные герметики, поэтому их можно называть клеем. Улучшить адгезию позволяет обработка поверхности грунтом (праймером). После полного высыхания полиуретан похож на очень твердую резину. У некоторых производителей твердость высохшего герметика указана в маркировке. Обычно она составляет от 35 до 60 единиц по Шору.

МС-полимеры (SiMP или SMP – silyl modified polymer) – это более совершенные герметики, полученные из полиуретана и силикона. Он обладает всеми положительными свойствами этих составов, плюс еще кое-что. Главное – отличная адгезия ко многим материалам без использования грунта. Герметизирующий слой такой же прочный, как у полиуретана. У МС-полимера почти нет усадки, он не боится ультрафиолета, а после высыхания его можно окрашивать.

Это не только кузовной герметик для заполнения швов, но и шумо- или виброизоляционный материал, заменяющий самоклеющиеся листы. А также антигравийное покрытие для защиты порогов и днища кузова.

В последние годы МС-полимеры начинают постепенно вытеснять полиуретан при вклейке автомобильных стекол, так как им не нужен грунт. Это позволяет не только сэкономить на расходных материалах, но и ускорить работу без потери качества.

Продолжение – на следующей странице.

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в