Хорошая и недорогая сварка для гаража — она существует!

Эксперты «За рулем» выбрали лучшие сварочные аппараты для начинающих

Если профессионал начнет перечислять все известные виды сварки, то их наберется сотни полторы. А человек, далекий от темы, ограничится двумя видами – газовая и электрическая. Электрические сварочные аппараты для автовладельца или автомеханика, на наш взгляд, подходят лучше всего.

Зачем сварка нужна автомобилисту? В простейших случаях – поправить петли гаража, заварить трещину в раме прицепа, открутить «секретку», от которой потеряли ключ. Сверхвысокой квалификации такие работы не требуют, а осознание того, что своими руками устранил неисправность, греет душу. Остается не ошибиться при выборе сварочного аппарата.

Первое знакомство

Для испытаний мы приобрели семь устройств инверторного типа, а их итоги относятся именно к данным экземплярам.

В шести из них переменный ток преобразуется в постоянный, а затем инвертируется опять в переменный, но уже повышенной частоты. Далее компактный высокочастотный трансформатор понижает напряжение – на выпрямителе получаем стабильный и мощный постоянный ток, который и подается на электрод.

Особняком стоит устройство Devoch ZW‑160 DY, питающееся не от сети 220 В, а от аккумуляторов: в нем начальное преобразование из переменного тока в постоянный ни к чему.

Помимо аппарата, у вас должна быть маска с автозатемнением, рукавицы, щетка (ибо ржавый или грязный металл варить нельзя, да и не получится), а также электроды или проволока.

Приобретенные нами аппараты можно условно разделить на четыре группы. Для работы со штучными электродами предназначены P. I. T. PMI180‑C1 и СЕТ САИ‑190 А. В режиме полуавтомата, с подачей самозащитной проволоки, умеют работать Eurolux САИПА‑200 и Ресанта САИПА‑160. При этом мы выбрали самые недорогие аппараты, которые не предусматривают подключения баллона с защитным газом.

Необычная «пистолетная» форма для работы со штучным электродом отличает Temps Detir Arc welding machine и Sturm AW97I201. А Devoch ZW‑160 DY для сварки штучным электродом не требует сети 220 В.

Сварка – это…

Сварка – процесс получения неразъемных соединений посредством установления межатомных связей между свариваемыми частями при их местном или общем нагреве, пластическом деформировании или совместном действии того и другого. В быту мы имеем дело в основном с электродуговой сваркой. Исторически сначала была сварка переменным током, а с появлением мощных полупроводниковых элементов перешли на постоянный ток.

Основные виды сварки:

  • MMA – сварка обычным электродом с покрытием;
  • MIG/MAG – сварка проволокой в среде защитных газов;
  • FCAW – метод, аналогичный MIG/MAG, но с использованием самозащитной проволоки, при этом баллоны с газом не требуются;
  • TIG – аргонодуговая сварка неплавящимся электродом.

Набиваем руку

Во всех пособиях по сварке рекомендуют для образования правильного сварочного шва совершать электродом либо колебательные движения вправо‑влево с амплитудой миллиметров в пять, либо плести петли с таким же размером. А теперь попробуйте с непривычки делать такое просто карандашом на бумаге, но карандаш при этом длиной сантиметров 40. Не получается? А если это еще и в маске, толстых рукавицах, с искрами и с нагревом?

Начинающим можем посоветовать либо придерживать электрод другой рукой, но в хороших перчатках, либо разрезать электроды пополам и пробовать варить «огрызками»: целиться будет проще. А лучший выход – использование полуавтоматической сварки, когда от руки до сварочной дуги расстояние небольшое и всегда одинаковое.

ПРЯМАЯ И ОБРАТНАЯ ПОЛЯРНОСТЬ

Автомобилист привык, что прямая и обратная полярность может быть только у АКБ, причем «минус» – всегда на кузове автомобиля. Со сваркой дела обстоят совсем не так. Прямая полярность – это когда на электроде «минус», а на заготовке «плюс». Обратная – всё наоборот. Чтобы проще запомнить, скажем так: электрооборудование автомобилей имеет обратную полярность.

Все испытанные устройства, у которых полярность поменять нельзя, используют плюс на детали и минус на держателе электрода. Именно поэтому особенно важно отключать АКБ при сварочных работах на автомобиле: аккумулятор и сварка находятся в «противофазе».

Электрод или проволока

В продаже встречается огромное количество электродов. Различаются они прежде всего по диаметру и составу обмазки. И если первый параметр определяется толщиной свариваемых деталей и возможностями вашего аппарата, то со вторым у новичка возникнут вопросы. Какие-то рутиловые, какие-то основные, кислые, целлюлозные: черт ногу сломит. Причем порой от этого зависит и полярность подключения аппарата.

Сварка штучным электродом полезна при демонтаже сломанной секретки. Приставляем к болту отрезок трубы длиной около 80 мм и вслепую варим там, «на дне». При этом трубу придерживаем сварочным зажимом.

Мало того: электроды могут быть отсыревшими, могут быть «старыми», и тогда на поверхности обмазки выступает белый налет. Короче говоря, электроды – дело тонкое, и их нельзя просто взять с полки, как ключ «на 13», и начать работать!

У проволоки защитный флюс находится в середине, а потому идеально защищен от внешнего воздействия. Поэтому полуавтомат с заряженной проволокой всегда готов к работе.

От руки до конца электрода – полметра. Вы сможете точно поддерживать высоту электрода над сварочной ванной и еще совершать колебательные движения? А таковы будни сварки штучным электродом.

Методика испытаний

Первым делом мы оценили удобство работы. Очевидно, что время на подготовку со штучным электродом меньше, чем на зарядку проволоки в полуавтомат. Но если полуавтомат уже снаряжен проволокой, то начать работать им не дольше, чем включить торшер.

Далее мы проверили работу аппаратов с электродами разрешенного диаметра и оценили качество сварных швов. Потом испытали возможность работы устройств со сниженным напряжением сети.

Наконец, зарядили самозащитную проволоку в полуавтоматы, оценив, насколько это сложно. И проверили время работы до полного разряда единственного аккумуляторного аппарата.

Участники и результаты испытаний сварочных аппаратов – на следующей странице

Страницы

Подпишитесь на «За рулем» в