Памяти дяди Васи
К рабочим были следующие требования: не напиваться на работе, не приходить с похмелья и не брать деньги с клиентов себе в карман - вот и все нарушения гражданских прав.
Очень быстро появился у нас свой клиент-завсегдатай. И вроде - всем довольный. Однако, когда я сам пользовался услугами своего сервиса, почти все меня не устраивало. Может быть, это природная избалованность? Ну в самом деле, разве так уж важно, чтобы прикручены были все колеса? Или что за беда, если свежее масло зальют, не закрутив сливную пробку. А след на капоте от забытой на крышке воздушного фильтра головки на 27? - он ведь только украшает автомобиль, да и с чужим не спутаешь. Ступичную гайку с левой резьбой не без труда отвернули "против шерсти", а потом надели обратно, и полгода я ездил с практически незакрепленной ступицей.
Обидно! Сам же их породил, а они норовят меня угробить. Моим друзьям и знакомым, которым довелось пользоваться услугами моего сервиса, тоже как-то не везло. Я все недоумевал: если они мне так умеют угодить, то как же они посторонних-то обслуживают?
Апофеозом стала переброска кузова на автомобиле одного из моих партнеров. Тут отличились все - и механики, и электрики. Поскольку такая операция требует выполнения максимального количества разнообразных работ, таланты моего пролетариата проявились во всей красе. В результате партнера я потерял. Его можно понять: ему пришлось на этом аппарате ехать из Екатеринбурга в Москву зимой и там неизвестно сколько денег тратить на восстановление двигательных функций.
...Теперь автосервиса у меня нет, и слава Богу. Что могу - делаю сам, что не могу - в весьма дорогом центре. И не боюсь, что после ремонта на ходу отвалится колесо. А мои бывшие работники все стали руководителями. Чего? Автосервисов, конечно.
Резюме. Эти яйца всегда были тухлыми. Мои работники все делали плохо не специально для меня. Они так делали для всех. Они просто не умели по-другому. И не только они. Возьмусь утверждать, что большинство провинциальных автосервисов именно такие. Часто - еще хуже.
В одном дорогом сервисе мне как-то меняли ремень ГРМ. На "Паджеро". Идиот!! Через 10000 (!) км отвинтилась самая большая гайка. Та, которая все шкивы на коленвале держит. "Встреча" не произошла лишь потому, что автомобиль очень умный и заглох, как только потерял сигнал от датчика оборотов.
Подавляющее большинство исполнителей на автосервисах средней руки - это необразованный, необязательный, безответственный, зачастую полупьяный люмпен. Люди способные и знающие не задерживаются в нижнем звене, их просто не хватает в руководстве. Обучать же персонал невыгодно, так как после обучения он, скорее всего, разбежится на вольные хлеба. Платить ему достойную зарплату не получается по причине низкой рентабельности ремонтных работ и высокой стоимости аренды. Пролетарии же ничего не боятся. Уволившись с одного места, они моментально приживутся на другом.
Но при всем при этом на автосервисы почему-то не распространятся правило про грабли, на которые только бледнолицый наступает дважды. Несчастный клиент может два, три и более раз приезжать к одному и тому же "мастеру". Чтобы он исправлял все поломанное в ходе предыдущих починок.
Случаи, когда подобная работа реально выходит боком, довольно редки. С исполнителя что взять? Мне известен лишь один случай, когда слесарь вынужден был полгода скрываться от "братвы", так удружил.
Автомобилист, который уже может себе позволить не менять масло самостоятельно, но не принимающий душой тарифы фирменных станций техобслуживания, вносит свою лепту в разведение этих "специалистов". Особенно когда бежит к ним, минуя менеджеров, со своей любимой валютой в кошелке. И все верит, что где-то ждет его тот самый смекалистый "дядя Вася", о котором столько песен спето и легенд сложено. Только все это в прошлом. Дядя Вася, служивший спасением первых поколений автомобильных собственников, давно умер от инфаркта, не выдержав темпа и качества перемен. Его старый, верный "М-412" давно разбили внуки и бросили догнивать в кювете. А в сарайчике, где исправлялись любые поломки, открыт пункт скупки цветных металлов.
P.S. Цены на фирменных автосервисах потому и запредельны, что на каждого исполнителя в робе приходится по паре менеджеров в галстуках. Обученных и оплаченных, приставленных к рабочему для того, чтобы подавлять его основной инстинкт - забить болт молотком и уйти на перекур до конца рабочего дня.
Рисунок Эдуарда КОНОПА