1. Документы
  2. Что будет, если… (право, эксплуатация, ДТП, ПДД, ГИБДД)
  3. Эксплуатация автомобиля

Грязные фары — можно ли за них получить штраф

Годы идут, ничего не меняется: в межсезонье машины на российских дорогах становятся одного цвета — коричневого. Под слоем грязи скрывается и оптика, что снижает уровень безопасности на дорогах. Однако наказать за грязные фары можно лишь в теории, но не в жизни.

Будем откровенны: содержать машину в наших условиях постоянно в идеальной чистоте выйдет дороговато. Тратиться придется не только на мойки. Стекла, зеркала и номерные знаки можно протирать смело хоть несколько раз на дню — ничего с ними не случится. А вот пластиковые колпаки фар затираются быстро вне зависимости от цены автомобиля. Эффективность света при этом заметно снижается, что влечет за собой дополнительные расходы. Ну и, конечно, пачкаться готовы далеко не все водители.

С номерными знаками все понятно. Законом предусмотрена и статья за их нечитаемость (ст. 12.2.1 КоАП РФ — предупреждение или штраф 500 рублей), и критерии определения загрязненности. С 20 метров должны читаться все символы на жестянке. Днем проверку можно проводить для обеих табличек автомобиля, ночью — только для задней, оснащенной подсветкой.

С фарами и фонарями сложнее. В третьей главе «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» есть отдельный пункт: «Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели». То есть эксплуатация автомобиля с грязной оптикой запрещена. Даже если речь идет не об источнике света, а о катафотах.

Остановивший такую машину инспектор вправе запретить дальнейшее движение. Правда, принудительная эвакуация автомобиля владельцу не грозит, ведь неисправность можно за минуту устранить прямо на месте — и проблема решена. Но есть нюанс. Ни в одном документе критерии для определения, грязные фары или чистые, не содержатся! Нет у автоинспекторов и приборов для определения силы света. При таких вводных однозначно признать грязными можно разве что абсолютно непроницаемые для света фары и фонари. Но, справедливости ради, до такой стадии их доводят единицы водителей.

Из-за этого и сложилась нынешняя ситуация на дорогах, когда полицейские обращают внимание на чистоту номерных знаков, но не оптики. Логично же: второе сложно доказать, а за первое есть и четкое наказание, и поступления в бюджет от штрафов с камер напрямую зависят от чистоты висящих на автомобилях жестянок. Фары и фонари в гораздо большей степени влияют на безопасность движения, однако до них никому дела нет. К счастью, подавляющее большинство водителей все же не забывает протирать световые приборы.

Кстати, сила света снижается с годами: выгорают линзы, загрязняются изнутри рассеиватели и отражатели, мутнеют от «пескоструя» защитные колпаки. В этом случае, даже если очевидно, что фары еле освещают дорогу, привлечь водителя к ответственности тоже нельзя. Все по той же причине: методики и инструментов для замеров силы света на дороге у патрульных нет.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (5)

Самые новые