Грязные фары — можно ли за них получить штраф

Годы идут, ничего не меняется: в межсезонье машины на российских дорогах становятся одного цвета – коричневого. Под слоем грязи скрывается и оптика, что снижает уровень безопасности на дорогах. Однако наказать за грязные фары можно лишь в теории, но не в жизни.

С номерными знаками все понятно. Законом предусмотрена и статья за их нечитаемость (ст. 12.2.1 КоАП РФ – предупреждение или штраф 500 рублей), и критерии определения загрязненности. С 20 метров должны читаться все символы на жестянке. Днем проверку можно проводить для обеих табличек автомобиля, ночью – только для задней, оснащенной подсветкой.

С фарами и фонарями сложнее. В третьей главе «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» есть отдельный пункт: «Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели». То есть эксплуатация автомобиля с грязной оптикой запрещена. Даже если речь идет не об источнике света, а о катафотах.

Из-за этого и сложилась нынешняя ситуация на дорогах, когда полицейские обращают внимание на чистоту номерных знаков, но не оптики. Логично же: второе сложно доказать, а за первое есть и четкое наказание, и поступления в бюджет от штрафов с камер напрямую зависят от чистоты висящих на автомобилях жестянок. Фары и фонари в гораздо большей степени влияют на безопасность движения, однако до них никому дела нет. К счастью, подавляющее большинство водителей все же не забывает протирать световые приборы.

Кстати, сила света снижается с годами: выгорают линзы, загрязняются изнутри рассеиватели и отражатели, мутнеют от «пескоструя» защитные колпаки. В этом случае, даже если очевидно, что фары еле освещают дорогу, привлечь водителя к ответственности тоже нельзя. Все по той же причине: методики и инструментов для замеров силы света на дороге у патрульных нет.

Подпишитесь на «За рулем» в