Статистика продаж АЕБ: путь к стабилизации авторынка остается ухабистым

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей продолжают сокращаться, даже несмотря на предельно низкую прошлогоднюю базу. В мае, согласно статистике Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, рынок рухнул на 14,5%.

В апреле уже казалось, что рынок продаж автомобилей встал на путь стабилизации, но майские итоги, увы, не обнадеживают. В мае было реализовано 107 665 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 14,5%, или на 18 203 штуки, меньше по сравнению с маем 2015 года.

Всего с января по май было продано 548 119 автомобилей (-14,7%).

По мнению председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, сейчас самое главное - набраться терпения. Результат продаж в мае демонстрирует, что путь к стабилизации рынка остается ухабистым. В то время, когда автомобильный рынок испытывает трудности, макроэкономическая ситуация дает повод для осторожного оптимизма. Большинство экспертов сходятся во мнении, что российская экономика прошла свою нижнюю точку и прогноз, по крайней мере до конца года, стабильный и даже положительный.

«Такая перспектива, конечно, обнадеживает, но она еще должна быть осознана покупателями прежде, чем материализуется в их растущей уверенности и последующей активности на рынке», - отмечает он.

В ведущую пятерку марок мая 2016 года вошли:

  • Lada — 20 597 шт. (-10%)
  • Kia — 11 997 шт. (-3%)
  • Hyundai — 10 603 шт. (-22%)
  • Renault — 8952 шт. (-5%)
  • Toyota — 6971 шт. (-9%).

Данные статистики AEB по маркам смотрите здесь.

Особой популярностью в маe пользовались следующие модели:

  • Lada Granta — 7967 шт. (-6%)
  • Hyundai Solaris — 7627 шт. (-28%)
  • Kia Rio — 7569 шт. (+1%)
  • Renault Duster — 4151 шт. (+21%)
  • Lada Vesta— 3752 шт. (продажи начались с ноября 2015 года).

Подробнее о продажах по моделям по ссылке.

То, что майские продажи просели, не стало для нас неожиданностью. Самым провальным месяцем всегда становится январь, после декабрьского спурта и большого количества праздничных дней продажи замирают. Далее рынок оживает, и в феврале (в некризисные годы) обычно неплохо прибавляет. Далее продажи стабилизируются. Начиная с апреля – мая активность покупателей снижается, и так продолжается до августа. С сентября рынок постепенно оживает и достигает максимума в декабре.

То есть этим летом рынок продолжит падать. Но если, как в 2015-м, компании подсуетятся и объявят скидки и акции, автопродажи могут удержаться на плаву. Проблема лишь в том, что снижать цены дальше некуда, маржа сейчас и так минимальная. То есть следует ждать, что с июня по август объемы продаж не превысят 100 тыс. автомобилей в месяц. А вот сентябрь и октябрь станут показательными. Если рынок сможет преодолеть планку продаж в 125 тыс. машин в месяц, то можно ожидать хорошего спурта к концу года. Спусковым крючком к этому может послужить обвал или укрепление российского рубля. При укреплении рубля можно надеяться на скидки, а значит, оживление продаж, при падении покупатели опять побегут скупать машины, пытаясь спасти деньги от обесценивания.

Совпадет ли мнение аналитиков AEB с нашим, узнаем в следующем месяце. После подведения итогов продаж июня Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса обещает обновить годовой прогноз российского автомобильного рынка.

Вот, что думают о ситуации на рынке непосредственные участники процесса, дилеры. Комментирует коммерческий директор ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев: «Главные причины сокращения продаж автомобилей в мае 2016 года заключаются в снижении покупательской способности потребителей в связи с ростом цен на машины и дефицитом популярных моделей авто на российском рынке. Однако говорить о том, что продажи на авторынке продолжат падение – преждевременно. По нашим прогнозам к концу года ситуация с реализацией автомобилей на российском рынке будет изменяться в лучшую сторону в связи с ростом мировых цен на нефть и укреплением курса рубля к основным мировым валютам. Что же касается долгосрочных перспектив, то, на мой взгляд, в 2017 году рынок может показать рост продаж, благодаря постепенному восстановлению экономики России, но здесь все зависит от динамики курса валют».

  • С января по апрель россияне потратили на покупку новых легковых автомобилей 558,9 млрд рублей, что на 2,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
  • Чтобы удержаться на плаву, многие автопроизводители оптимизируют модельные линейки, оставляя самые востребованные и недорогие модели.

Подпишитесь на «За рулем» в