В Минпромторге рассказали о программах поддержки автопрома — журнал За рулем

Российскому автопрому дадут 60 миллиардов

Замглавы Минпромторга Александр Морозов рассказал, что поможет добиться роста автопроизводства в 2017 году. В частности, предлагается заменить программу обновления автопарка адресными мерами поддержки.


Замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов рассказал главному редактору «За рулем», что на поддержку автопрома в 2017 году Минпромторг рассчитывает получить из государственного бюджета почти 60 млрд рублей. Однако схема распределения денег изменится. Морозов уверен, что стимулировать необходимо прежде всего конечного потребителя — покупателей автомобилей, а не заводы и концерны. Соответствующие предложения разработаны и переданы на согласование в Правительство России.

Замглавы Минпромторга Александр Морозов (справа) отвечает на вопросы главного редактора «За рулем» Максима Кадакова

Замглавы Минпромторга Александр Морозов (справа) отвечает на вопросы главного редактора «За рулем» Максима Кадакова
— Мы планируем в следующем году немного изменить комплекс мер поддержки, которую будем оказывать автопрому в целом, включая производителей автокомпонентов. Например, мы предполагаем, что программа обновления автопарка трансформируется в комплекс нишевых программ, которые нацелены на конкретные сегменты потребителей.

Например, есть программа «Первый автомобиль». У нас очень много людей (и это, прежде всего, молодежь), которые только получили водительские права и в качестве своего первого личного автомобиля приобретают со вторичного рынка бывшие в употреблении машины — зачастую изрядно подержанные иномарки. Таких покупателей нужно стимулировать приобретать в качестве первого автомобиля новую машину российского производства — с высокой составляющей российских компонентов. Поэтому наша задача, как государства, сделать такие автомобили доступными. Таким образом мы стимулируем и производителей автомобилей, и производителей автокомпонентов.

Кроме того, предложена адресная программа для многодетных семей (в которых не менее трех детей). Это очень важный сегмент потребителей. Даже в небольшом городе многодетной семье крайне сложно обходиться без автомобиля. Ведь программа обновления автопарка касалась тех, кто сдавал автомобиль в утилизацию или по системе trade-in. Мы проанализировали вместе с Министерством труда уровень автомобилизации многодетных семей, и выяснилось, что здесь высокий потенциал для роста.

Также мы вышли с предложением запустить адресную программу «Российский тягач», которая касается рынка автомобилей для грузоперевозок. Мы проанализировали основной парк тягачей: малый и средний бизнес покупает много подержанных иномарок. При этом КАМАЗ и «Группа ГАЗ» делают вполне современные автомобили. Чтобы сломать стереотип относительно российских машин, мы вышли в Правительство РФ с инициативой запустить соответствующую программу стимулирования спроса. Сегмент автомобильных перевозок быстро растет и уже открыто конкурирует с железнодорожными перевозками по своей эффективности и доступности. Наша задача — обеспечить спрос на грузовики российской сборки, которые отвечают современным стандартам.

Александр Морозов добавил, что уже в текущем году автопром выходит на положительную динамику в трех сегментах: производство грузовиков, легких коммерческих автомобилей и автобусов. По итогам года Минпромторг ожидает рост производства в этих секторах от 3 до 20%. Четвертый сегмент — производство легковых автомобилей, пока самое проблемное место. Но и здесь министерство настроено скорее оптимистично: спад заканчивается, в этом году ожидается небольшое снижение объемов производства, а в следующем — рост. Исходя из сегодняшних реалий и с учетом заявленных новых программ, он может составить, по оценке министерства, от 3 до 7%. — Все программы стимулирования спроса, которые мы проводили до сих пор, имеют высокую бюджетную эффективность. Государство вкладывает большие деньги, но и отдача велика. Деньги возвращаются в виде налогов (НДС, акцизы) с каждого дополнительно произведенного и проданного автомобиля. В государственный бюджет поступает больше средств, чем государство вкладывает в программы стимулирования спроса. Процедура формирования бюджета находится на стадии согласования — за это отвечает министерство финансов. Федеральный бюджет должен быть подписан президентом страны в декабре — тогда и станет понятно, какие из программ стимулирования автопрома будут приняты и профинансированы государством.

Также министр отметил, что крайне важен для страны и экспорт. В этом году на поддержку экспорта автомобилей и автокомпонентов государство потратит 2,4 млрд рублей. Большую помощь в этом оказывает Российский экспортный центр. В 2017 году рост экспорта в части автомобильной промышленности и автокомпонентов составит не менее 25–30%.

  • Гендиректор Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков недавно озвучил планы по экспорту. Так, по оценке организации, в 2016 году из России будет экспортировано около 60 тыс. автомобилей, в 2017 г. — 105–110 тыс. шт., а в последующие несколько лет — 250–300 тыс.шт.
  • Между тем внутренний авторынок продолжает провисать, и сентябрь не стал исключением — продажи автомобилей в России сократились на 10,9% по сравнению с тем же месяцем 2015 года.

Фото: Станислав Красильников/ТАСС, Константин Якубов

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (11)

Самые новые