Автопроизводителям поставили условие для получения господдержки

В 2017 году государство собирается выделить на поддержку автопрома 60 млрд рублей. Автоконцерны не смогут ее получить без наличия сервисных центров во всех российских регионах.

Минпромторг хочет заинтересовать автоконцерны, чтобы те развивали сеть официальных сервисных центров в регионах, рассказали изданию «Коммерсантъ» источники на рынке. Для этого им поставили условие — обеспечить полноценный доступ к гарантийному и сервисному обслуживанию автомобилей во всех регионах РФ. В Минпромторге эту информацию подтвердили, однако никаких документов на этот счет нет и механизмы реализации идеи пока неясны.

В ведомстве говорят, что в некоторых регионах клиенты, приобретя автомобиль известно бренда, могут остаться с ним один на один, без сервисной поддержки. В пример приводят такие регионы, как Севастополь, Крым и Калининградская область.

Выход в новые регионы и Крым может стать одним из условий доступа к программам господдержки автопрома в 2017 году. В таком случае иностранные автоконцерны окажутся перед выбором — либо лишиться важной поддержки на хронически падающем российском авторынке, либо оказаться под угрозой штрафов за работу в Крыму. В группе риска такие производители, как Renault, Toyota и Ford.

В ФАС об идее Минпромторга пока не слышали, но не поддерживают идею принудительного открытия сервисных центров.

После присоединения Крыма к РФ украинские автодилеры покинули полуостров. Большинство иностранных брендов стали поставлять в регион машины через дилеров в Краснодарском крае, опасаясь создавать в Крыму официальную дилерскую сеть из-за риска санкций. Как пишет издание, на полуострове сегодня представлены российские Lada, УАЗ, «Группа ГАЗ», европейские PSA Peugeot Citroen, VW Group, корейские Hyundai и Kia, китайские Lifan, Chery, Geely, а также японский Nissan. Совсем не представлены в регионе Lexus и Jaguar Land Rover, однако при желании машины можно приобрести «на материке», а техобслуживание осуществлять на дилерских СТО в Краснодарском крае.

В случае, если компании из стран, которые ввели против РФ санкции, официально откроют сервисные центры в Крыму, они могут понести административную или уголовную ответственность: крупные штрафы и заключение топ-менеджмента в тюрьму. Кроме того, эти компании могут внести в черные списки правительств и отстранить от госконтрактов.

Источники в иностранных автоконцернах отмечают, что они и сами заинтересованы в доступе потребителей к сервису и запчастям, но не имеет смысла открывать центры там, где они не будут окупаться. Дилерская сеть очень неравномерна и зависит от емкости региона и популярности моделей, и вряд ли директивное госрегулирование что-то изменит. Кроме того, открытие сервисных центров – это процесс небыстрый: нужно найти партнеров, помещение, завезти оборудование, обучить персонал. И как следует поступить в тех регионах, где бренд не найдет адекватных партнеров, желающих с ним работать? Кроме того, многие находят странным, что хотят ввести обязаловку в период кризиса, когда покупатели в целях экономии и так уходят в серые сервисы, а государство заставляет автоконцерны открывать новые станции.

  • Производство легковых автомобилей в 2017 году должно вырасти на 7%, а грузового автотранспорта и автобусов — на 17–18%, полагают в Минпромторге.
  • До сих пор идет обсуждение источников и объемов средств, которые будут выделены на поддержку спроса на автомобили в РФ. В начале декабря правительство должно окончательно определиться с объемом средств, который потребуется на следующий год для господдержки.

Фото: «За рулем»

Подпишитесь на «За рулем» в