УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ: Капитальные дороги + 25.-"•"["'•"ll1Ориентирование водителя на местностиВодителю автомобиля приходится совершать многокилометровые по ­ е здки . И не всегда путь его лежит по асфальтированным магистралям, г де установлены дорожно-сигнальные знак и . Чтобы своевременно прибыть в пункт назначения, ш оферунеобходимо уметь ориентироваться на местности, то есть определять страны света иточ ­ к у своего стояния по отношениюкок ­ ружающим предметам . Сделать это можно различными методами (см. вкладку). По компасу. Вороненый конец стрелк и указывает на север, п ротивоположныйконец — на юг , « в право будет восток, налево — запад. По часам. Острие часовой стрелки направляется всторону солнца. П рямая , делящая пополамугол , образованный направлением часовой стрелки и цифр ой1 на циферблате, у кажетсвоимкон ­ ц омюг . Д о полудня угол следует де ­ лить на левой половине циферблата, после полудня — на правой. По звездам. Н еобходимо отыскать По ­ л ярную звезду. В практике принято считать, что она всегда находится на севере. Сначала находят созвездие «Большая Медведица», к оторое состоит из семи ярких звезд. М ысленно соединив две крайние звезды «а» и «б» п рямой , п родолжают ее пятью отрезками , равн ыми расстоянию от «а» д о «б». На кон ­ це линии будет Полярная звезда. О на находится в хвосте «Малой Медведицы » . По местным предметам. На отдельно растущих деревьях листья и ветви го ­ р аздогущеи длиннее сюжнойсторо ­ ны, ч емс северной (рис. 1). На пнях спиленных деревьев слои ежегодныхприростов теснее располож еныс северной стороны иреже — с южной (рис. 2). Северная сторона давно лежащего камня обрастает мхом ( р ис . 3). Алтари православных церквейи часовен обращены на восток, католических церквей — на запад, к умирен (буддийских и языческих молебен) — на юг . Следует учитывать, что могут быть отклонения от указанных правил, поэтом упри ориентировании надо учитывать не один , а несколько факторов. По карте. П ри пользовании картой не ­ о бходимо ее ориентировать, т о есть придать ей такое положение , п рико ­ т ором верхняя сторона рамкиобраще ­ на к северу, а направление от точки стояния на местные предметы ( и зобра ­ ж енные на карте) совпадали быс направлениями на те жепредметы на местности, Карта ориентируется покомпасу или по линии местности. При ориентировании по компасу надо держать карту вгоризонтальномполо ­ ж ении , п оложив на нее компас так, чтоб ы линия «С» — «Ю» совпала смери ­ д ианом или линией боковойкромки карты. Затем, освободив стрелку, п ово ­ рачивают карту скомпасомвгоризон ­ 25 тальной плоскости до тех пор , п окасе ­ верный конец магнитной стрелки не совпадет сбуквой «С» на лимбе . Ориентируясь по компасу , следует отходить от автомобиля на 30—40 метров.имични» —Усовершенствованное шоссе Шоссе — дороги спокры тием изгравия , щебня j или шлака Полевые, лесные дороги . Д орогис деревянным покрытием :::: Зимние дороги,1, '(й)Б ' ' 1 j__.Ф ашинныеучастки дорог Грунтовые дороги: — проселочная — — улучшенная строящаяся— труднопроезжая. Мосты:Рио. 1. Если нет компаса, карту можноориен ­ тировать иполиниям местности. Д ля этого ее поворачивают так, чтобы ли ­ нейные предметы , и меющиеся на кар ­ те ( д ороги , каналы и т. д.), совпадали на карте с их направлением на местности.M ill / / I II |-\деревянныйкаменныйт оэт7 ( / С ООчна судах, / ' металлический понтонах и плотах1 — малые мостыртоннели3 — трубы километровые столбыуказатели дорог -• -•_. , —, линии связи воздушные электролинии (осветительная сеть)Рио. 2. Д ля определения на карте точки своего стояния нужнопрежде всего разо ­ браться вокружающей местности. Например, движущийся по дороге в направлении села автомобиль остановился у моста. Водитель видит справа ро ­ щ уидом лесника, слева — овраг, находит изображение этих предметов на карте и тогда устанавливает, о колока ­ к огоименно моста он находится.|заводские трубы1+11+ +1 кладбищеесклады горючего и газгольдеры автокрлонки станции и заправочныегX Xэлектростанции малые гидроэлектростанции о* 4 "о" *9"- 0,3вРис. 3. Ориентирование зимой усложнено тем, что покрытыеснегом местные предметыменяют свои первоначальные очертания. В связи с этим для выдер ­ живания направления следует выбрать «линейные» о риентиры : ж елезные , шоссейные и грунтовые дороги , р еки , ручьи, овраги, балки, о пушки леса и т. д., п ролегающие параллельно избранномумаршруту . Пользуясь линейными ориен ­ тирами, необходимо предварительно определить их положениев отношении стран света.•о; Ф v|смешанные кустарникихвойный леслиственный I. лес" H|r;w<болото непроходимоеболото болото торфоразтруднопроходимое работки проходимое