i>< • * Ф* **&*' W**>» »« •*gtf&*4 •"**£*«*°«*?^обо.e*ъ * , >*o• * * /»$eтографией, как символ дружбы с великим братским народом, будет одним из самых дорогих для меня подарков. Большую радость и удовлетворение доставляло как нам, так и нашим китайским друзьям видеть плоды совместных занятий и тренировок. По приезде на место сбора мотоциклистов под Пекином мы обратили внимание, что гонщики ездят на мотоциклах без глушителей. Для машин с четырехтактным двигателем это, как известно, вполне оправдано. При наличии же двухтактного двигателя, напротив, глушители должны быть непременно. Кроме того, соединение их с выпускной трубой необходимо делать строго герметичным. Отсутствие глушителя или непрочное его соединение снижает мощность двигателя. Обо всем этом мы рассказали китайским спортсменам и показали, каким должен быть глушитель у спортивной машины. Некоторые китайские гонщики сами сделали такие глушители и убедились, что они заметно увеличивают динамические качества мотоциклов. Мотоциклетная промышленность Китая только начала развиваться. Сделаны лишь первые шаги в освоении массового производства мотоциклов, В стране изготовляется мотоцикл с коляской (марки «Янцзы») по типу нашего мотоцикла М-72 с оппозитным двухцилиндровым двигателем. В столице КНР недавно создан завод, выпускающий мотоциклы «Пекин» с рабочим объемом двигателя до 250 см 3 . Одноцилиндровый двухтактный двигатель с возвратно-петлевой продувкой имеет четырехступенчатую коробку передач с ножным переключателем. Зажигание — батарейное. Наша делегация побывала на Пекинском мотозаводе. Это пока что небольшое предприятие, где многие процессы производятся вручную. Завод выпускает 80 мотоциклов в месяц. Но главное—в перспективе. Удивителен энтузиазм рабочих и служащих этого молодого, растущего предприятия; сами, без посторонней помощи, в исканиях и борьбе с трудностями они освоили производство отечественных мотоциклов. Интересно, что почти все детали мотоцикла (кроме резины, цепей и шарикоподшипников) изготовляются на этом небольшом предприятии. Здесь производится даже электрооборудование. На Пекинском заводе готовятся кадры будущих мотоциклостроителей. Как старый спортсмен и механик, через руки которого прошло немало мотоциклетной техники и учеников-спортсменов, я твердо уверен, что недалеко время, когда китайский спорт выйдет на мировую арену. Счастливого вам старта, друзья! А. СИЛКИН, заслуженный мастер спорта, главный механик команды.К-55 ВЗЯЛ ПОДЪЕМ!не хотелось бы рассказать лишь о небольшом эпизоде, который глубоко запал в мою память. Речь пойдет о том, как серийный мотоцикл К-55 взял крутой подъем. Мастер спорта Борис Панферов уже упомянул о том, что китайские спортсмены-мужчины не выступают на мотоциклах класса до 125 см3, считая их недостаточно мощными. В ответ на наше «почему?» они привели доказательство: попытались как-то въехать на такой машине на холм крутизной около 40° — не берет Несколько раз пробовали — не тянет. Посоветовавшись* мы решили в при^ сутствии механиков подготовить обычный серийный К-55 к спортивным выступлениям. Так была найдена основная тема моих занятий с китайскими товарищами. В помещении, где проводились занятия, поставили верстак с тисками и бормашину. Другие необходимые инструменты я привез из Москвы. Здесь они особенно пригодились, так как у китайских мотоциклистов их пока еще не хватает. Китайские товарищи попросили, чтобы при форсировке двигателя я показывал им каждую операцию в отдельности^ Они внимательно следили за моими движениями, задавая вопросы, вникая в каждую мелочь. Мне кажется, наши занятия напоминали операционную в больнице, когда за движениями хирурга следят студенты. Только мы производили операцию на мотоцикле, делая его более мощным. В течение двух дней я доводил двигатель: распилил окна, увеличив их высотуМс 16 до 20 мм; изменил ширину впускного и выпускного окон с 31 до 34 мм; расширил перепуск. После этого подрезал на станке головку цилиндра и тем самым увеличил степень сжатия до 8,5. Когда доводка двигателя подходила к концу, китайские механики изъявили желание самостоятельно поработать. Не все, конечно, получалось гладко, но отрадно было видеть, что наши друзья уловили приемы подготовки мотоцикла к соревнованиям. Наконец на доведенном «Ковровце» была завинчена последняя гайка. Выдержит ли он экзамен? Мотоцикл вывели из помещения, и китайские товарищи начали испытывать его ходовые качества. Каждый из них садился на машину, делал круг. Но вот один из очередных «испытателей» повел мотоцикл к тому месту, где два дня назад так неудачно окончились попытки взять подъем. Все механики пошли туда. Случилось, что рядом с группой спортсменов проводил занятия тренер В. Лукин. Китайский товарищ подъехал к склону ив нерешительности остановился. — Разрешите, я попробую,—обратился к нему В. Лукин. Легко, почти без разгона, въехал он на холм. Тогда, сперва с опаской, а потам все увереннее и увереннее, то же самое проделали почти все спортсмены и механики. К-55 выдержал испытание! Теперь китайские товарищи сумеют сами форсировать двигатели, и это, конечно, послужит развитию мотоциклетного спорта Китайской Народной Республики. Н. МИХАИЛОВ, мастер спорта, механик команды.1С